Информационно-образовательная среда школы - инструмент совершенствования качества профессиональной деятельности педагога и повышения качества образования

Информационно-образовательная среда школы - инструмент совершенствования качества профессиональной деятельности педагога и повышения качества образования

Можем ли мы с Вами с уверенностью сказать, что в нашем образовательном учреждении функционирует ИОС? И что, вообще, представляет из себя ИОС современной школы?


В научной литературе нет единства в определении понятия "ИОС". Но многие сходятся в том, что это новая модель системы образования на основе современных информационных технологий. ИОС – это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию и общественность.
Это совокупность средств, характеризующихся целостностью и многоуровневостью, позволяющих повысить качество образования посредством:
- грамотного использования ИКТ;
- дифференциации обучения;
- повышения мотивации обучающихся;
- наглядности материала;
- обучения современным способам самостоятельного получения знаний.
Функции ИОС
1. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса (разработка, хранение и использование учебных программ, методические рекомендации к проведению уроков, сценарии и т.д.)
2. Создание базы данных образовательного учреждения (электронный дневник, электронный журнал, результаты мониторинга и т.д.)
3. Педагогическое сопровождение процесса обучения (материалы уроков, тесты ЕГЭ, ОГЭ и т.д.). Организация дистанционного обучения детей, не имеющих возможность по состоянию здоровья посещать школу.
4. Организация виртуального общения субъектов образовательного процесса (на форумах с родителями и детьми, педагогов друг с другом, с учащимися, учеников друг с другом и т.д.)
5. Привлечение родителей к образовательному процессу
6. Накопление и распространение педагогического опыта, повышение квалификации
7. Связь с общественностью, формирование положительного имиджа школы

Необходимо сказать еще об одной важной составляющей ИОС. Через ИОС обучающиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам в сети Интернет, могут взаимодействовать друг с другом дистанционно, в том числе, во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Содержательно и технологически школа выстраивает свою информационно-образовательную среду. В основе концепции - решение разного спектра задач наиболее адекватными инструментами с наименьшими усилиями и затратами. У школы есть ИОС - только не моноплатформенная. На 50% она строится на публичных сервисах Google, которые, в свою очередь, на 90% пересекаются с GAPPs.


Компоненты школьной ИОС
1. На портале Петербургское образование - электронный дневник, система Параграф, официальный школьный сайт.

2. На публичных аккаунтах google - управление, информирование, организационные вопросы, учительское рабочее взаимодействие. Gmail, google+ - круг "Школа", мероприятия, подборки, сообщества, google диск (совместные документы), канал youtube, временные рабочие сайты (ОЭР 2012-2015, сайт для дней "дистатнта")

3. Собственный проект "Живая школа" - свободный сетевой проект учеников, родителей, учителей и администрации

4. Собственный "УЧИТЕЛЬСКИЙ" портал "Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов школы № 72 Санкт-Петербурга" с развивающейся составляющей "профессионального собщества". Это решение web 2.0., предполагающее коллективное авторство (краудсорсинг), коллективную ответственность, профессиональное взаимодействие и социальную значимость.

5. Альманах - инструмент повышения квалификации, площадка диссеминации опыта, методическое издание, зарегистрированное в международном реестре периодических изданий (issn 2309-9933)

6. Школа в социальных сетях - для расширения контактов с общественностью и увеличения доли качественного, грамотного материала в интернете. Группы школы созданы и с 1 сентября 2016 будут полноценно сопровождать основные ресурсы школы в google+, facebook, vk.

К полноценной ИОС школы можно двигаться разными путями. Можно идти от технологии, можно от содержания - смыслов, целевых аудиторий и реальных потребностей. ИОС не бывает без адекватных технологических решений, но таковых единых пока для школ не создано. Поэтому мы анализируем и отбираем инструменты, складывая пазл из данности.
Наш путь - движение от осознания собственных задач и потребностей, поэтому мы движемся от СОБСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ, расширяя диапазон решений, привлекая нужные технологии по мере надобности.
Наши ресурсы уже получили серьезное признание. В 2016 году компоненты школьной ИОС высоко оценены экспертами Общероссийского рейтинга школьных сайтов:
Виртуальный выставочный зал – 14,5 из 15
Официальный школьный сайт №72 – 98 из 100
Инновации и традиции в общеобразовательной школе – 15 из 15
Живая школа – 100 из 100
Ежегодный научно-методический альманах – 15 из 15
В школе сильная информационная составляющая. Все, что связано с педагогами, более чем полноценно при всех нюансах и накладках. Это реализуется ресурсами портала и альманаха.

Но нет в едином школьном сетевом пространстве непосредственной включенности педагогов и учеников в образовательную учебную среду (дистанционный образовательный процесс за рамками школьных кабинетов) в том виде, как это технологически реализуется только через особые платформы, так называемые LMS (движки) для „дистанционного обучения“ (e-learning). Например, Google для образования (GAPPs for Education).
Нет в среде активно используемых школой свободных персональных аккаунтов возможности подключения учеников и родителей к оболочке для дистанционного обучения Google Classroom. Также при использовании GAPPs в области администрирования используются качественно иные инструменты управления, информирования, взаимодействия, сбора данных, мониторинга, анализа.

Одна из важнейших задач перспективного развития школы, первые шаги по реализации которой мы предпримем в ближайшем будущем - осуществление перехода на аккаунт GAPPs для управления и взамодействия педагогов, школьников и их родителей. Он у школы уже есть. Он зарегистрирован администратором сайта в 2015 г. Но пока он пуст. Организационно и технически - это очень большая работа, не на один месяц. Мы понимаем, что это очень комплексная задача, это не живет без администрирования, но и абсолютно не работает без реальной активности педагогов. Правда, можно начинать с единичных групп – администрация, педагоги и единичных классов с учителем и родителями.

Стрешинская Инна Васильевна, 
директор школы,
выступление на педагогическом совете 30 августа 2016 года

 

Дополнительная информация