Петербургская школа № 72: профессионализм и социальная ответственность

  • Печать

Петербургская школа № 72: профессионализм и социальная ответственность

Августовские педагогические советы это хорошая всероссийская традиция, это отправная точка наступающего нового учебного года. Педагогические коллективы подводят итоги совместной работы, обмениваются опытом, обсуждают новые идеи и ставят задачи на будущее.

Темой городского педагогического совета в этом году стали вопросы социальной ответственности и профессионализма педагогов.

В чем же заключается социальная ответственность школы перед обществом? Ценность образования для личности неоспорима. Образование в сочетании с личностными качествами определяет роли человека в обществе. Эта особенность делает школу одним из наиболее значимых социальных институтов и позволяет говорить об особой социальной ответственности школы не только перед обществом, но и перед Будущим.
Родители доверяют нам самое дорогое – своих детей. Первостепенной задачей становится комплексное обеспечение безопасных условий всей жизнедеятельности школы, создание доступной безбарьерной среды, минимизация рисков для здоровья и жизни детей, проведение комплексных мероприятий по совершенствованию материально-технической базы школы. И, конечно же, ответственность за воспитание и качественное образование.
С уверенностью можем сказать, что на 99% учебные кабинеты всей школы подключены к сети Интернет, на 93% оборудованы АРМ педагогов. Благодаря совместным усилиям родителей и школы в учебных кабинетах 1-4-х классов все кабинеты оснащены компьютерами (или ноутбуками), мультимедийными проекторами, 9 кабинетов оборудованы копировальной техникой, 3 кабинета имеют интерактивное оборудование, в 1 кабинете для занятий внеурочной деятельности закуплены световые столы для рисования песком.

Отвечая вызовам времени, школа динамично развивается. Изменения, происходящие в системе образования, призваны улучшить качество образования, сделать школу современной и соответствующей разнообразию нашего мира. Ключевая роль в школе отводится учителю. Еще Уинстон Черчилль говорил: "Школьные учителя обладают такой властью, о которой премьер-министрам остается только мечтать". От нашего с Вами, коллеги, профессионализма зависит, каким будет будущее нашей страны.
Оценка качества образования осуществляется на федеральном, региональном, и, конечно же, на школьном уровне. Внешние и внутренние мониторинги это источник для анализа и корректировки целей и задач педагогического коллектива. В декабре 2015 школа участвовала апробации Всероссийских проверочных работ для 4 классов по математике и русскому языку; в мае 2016 по математике, русскому языку и окружающему миру.
В 2015/2016 учебном году получили развитие процедуры региональной системы оценки качества. В соответствии с циклограммой региональных исследований качества образования в течение 2015/2016 учебного года проведены исследования по оценке метапредметных результатов в 1-5 классах.
Сравнительный анализ входной и итоговой диагностической работы в 1-4 классах показал, что результаты итоговых работ в 1-2 классах ниже результатов входной работы. Средний коэффициент выполнения заданий в 3 классах остался на прежнем уровне 0,70. Выпускные 4 классы написали итоговую работу лучше входной: 0,67 - 0,71.
Результаты диагностической работы по проверке сформированности метапредметных умений у школьников 5-х классов показали средний коэффициент выполнения заданий по ОУ на входной работе 0,66, на итоговой 0,60. Сравнительный анализ за два учебных года дает повышение среднего коэффициента с 0,46 до 0,60.
Проведены диагностические работы по математике и русскому языку в 7 и 9 классах, по физике и обществознанию в 10 классах. С результатами учителя-предметники могут ознакомиться на официальном сайте РЦОКОиИТ.

Опубликованы сроки проведения региональных исследований качества образования на 2016/2017 г. (распоряжение КО от 02.06.2016 № 1588-р). Диагностика метапредметных результатов в 1-6 классах пройдет с 19.09.2016 по 23.09.2016 г.
В целях реализации ст. 95.2 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" общественным советом по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций (НОК ОД) 2015 год был определен как пилотный. Оператором (РЦОКОиИТ) разработана методика проведения независимой оценки качества образовательной деятельности по показателям. НОК ОД проведена в пилотном режиме в 59 образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. В 2016 г. в сентябре - ноябре процедуры НОК ОД запланированы в отношении 738 ОУ. И к этому надо быть готовым. Предупрежден, значит вооружен.
С целью повышения открытости информации о системе образования осенью 2015 г. были сформированы рейтинги школ Санкт-Петербурга. В систему рейтингов вошли 4 итоговых рейтинга:
- Результаты массового образования;
- Высокие образовательные результаты и достижения;
- Условия ведения образовательной деятельности;
- Кадровое обеспечение.
Публикации подлежали 100 первых мест в каждом рейтинге. Наше образовательное учреждение, уважаемые коллеги, к сожалению, не вошло ни в один из рейтингов. К сведению: 10 ОУ вошли в 4 рейтинга, 31 ОУ – в 3 рейтинга, 77 ОУ – в 2 рейтинга, 146 ОУ – в 1 рейтинг из четырех. Хочу заметить, что рейтинг формировался на основании информации, отраженной в АИСУ "ПараГраф". А это и блок МТО, и кадры, и электронный журнал. Уважаемые коллеги, от нашей командной работы зависит успех школы.

Вопросы совершенствования профессиональной деятельности педагога остаются первостепенными. В 2016/2017 учебный год мы вступаем со следующими показателями по квалификации:
Высшая квалификационная категория – 10 человек.
Первая квалификационная категория - 35 человек.
Без категории – 13 человек.
Наличие педагогических сотрудников без категории объясняется следующими фактами:
- 5 педагогов относятся к категории "молодые специалисты";
- 3 педагога находятся в отпуске по уходу за ребенком:
- 4 педагога "вновь принятые", не отработавшие два года в учреждении;
- 1 педагог подлежит аттестации на соответствие должности.

По профилю педагогической деятельности в текущем учебном году в системе курсов повышения квалификации обучились 15 педагогов, их них 9 человек – по применению в образовательном процессе ФГОС начального общего и основного общего образования. На сегодняшний день все учителя, работающие в 1-6 классах, прошли подготовку по ФГОС.

В январе 2017 г. вступает в силу Профессиональный стандарт педагога. На августовском педагогическом совете 2015 г. мы с Вами подробного говорили о тех новых компетенциях, которых потребует от педагога Стандарт. В первую очередь это
- Психолого-педагогическая компетентность;
- Профессиональная ИКТ-компетентность;
- Коммуникативная компетентность.
Новизна документа связана с тем, что в основе воспитательной и развивающей деятельности лежит способность современного учителя к командной работе. Стандарт требует от учителя сильной гуманитарной позиции, формирования таких личностных качеств и педагогических компетенций, которые позволят ему работать как с одаренными детьми, так и с обучающимися, имеющими проблемы в развитии, девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися.
Бизнез-тренер и консультант Александр Левитас в своих работах пишет "Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить". Очень хочется верить, что профессиональный коллектив педагогов нашей школы справится со всеми трудностями и проблемными ситуациями. В связи с этим, хочу еще привести Вам слова молодого учителя, победителя городского этапа конкурса "Учитель года 2016", учителя биологии школы № 619. "Лучшие учителя для "проблемного" учителя "проблемные" ученики. Они двигают учителя вперед". Слово "проблемный" рассматривается в положительном контексте.

Система практикоориентированных внутришкольных семинаров прочно вошла в работу школы. В 2015/2016 г. была реализована программа внутрифирменного повышения квалификации "Педагог - мастер общения", по формированию психологической компетентности педагога. В течение года организованы и проведены 3 семинара-практикума:
- "Коммуникативная компетентность педагога как профессиональная ценность";
- "Педагог и родитель: эффективное общение";
- "Педагог и ребёнок: барьеры в общении".
Семинары были организованы силами педагогов школы, имеющих наряду с педагогическим и психологическое образование. Мы надеемся, что участие в данных мероприятиях позволит педагогам школы эффективно применить полученные новые знания по психологии общения в практической деятельности, поможет по-новому выстроить стратегию развития отношений между всеми участниками образовательного процесса.
В 2016/2017 учебном году цикл семинаров будет посвящен теме "Исследовательская деятельность", так как одной из задач, которые педагогический коллектив поставил перед собой в новой Программе развития, является задача внедрения проектно-исследовательских практик в педагогическую деятельность. Об этом подробнее расскажет И.А.Сидоренко, учитель биологии, заведующая отделением дополнительного образования детей.

Педагоги нашего образовательного учреждения не раз тиражировали свой опыт на районном и городском уровне. Становились призерами и лауреатами. Сейчас хочу предоставить слово Л.Н.Попугаевой, учителю начальных классов. Любовь Николаевна поделится с нами своими впечатления об участии в конкурсе "Учитель здоровья". (См. в портфолио Л.Н.Попугаевой материал "Я учитель здоровья? Рефлексия о конкурсе 2015-2016", http://portfolio.schule72spb.ru/ru/popugajeva-konkursy/1416-ya-uchitel-zdorovya-refleksiya-o-konkurse-2015-2016).

В целях развития и совершенствования профессиональной ИКТ-компетентности продолжается очная и дистанционная работа консультационного пункта по работе с сетевыми ресурсами школы.
К сетевым ресурсам школы относятся
сайт "Живая школа" http://schule72spb.ru/index.html,
Портал "Инновации и традиции в общеобразовательной школе" http://portfolio.schule72spb.ru/ru/,
ежегодный научно-методический альманах http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vypusk1-annotacija,
виртуальный выставочный зал "Диалог культур" http://vystavki.schule72spb.ru/.

Сайт/портал "Инновации и традиции в общеобразовательной школе" является общедоступным информационным ресурсом, размещенным в сети Интернет.
Индивидуальное портфолио - это средство фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога. Педагогу портфолио позволяет демонстрировать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной, а администрации - осуществлять публичный мониторинг профессионального роста педагогического коллектива. С июня 2016 года портфолио выступает в качестве инструмента внутренней оценки эффективности деятельности педагога и используется при работе Комиссии по оценке эффективности деятельности педагога.
Портфолио педагога реализовано как категория с подкатегорями, количество и состав которых различаются в зависимости от конкретных задач, которые ставит перед собой педагог. Обязательными титульными страницами являются Стартовая страница индивидуального портфолио и Страница "Общие сведения об учителе" (вводное эссе или иной персонализованный материал, фотографии, изображения, ссылки на собственные ресурсы по решению автора).

Следующие разделы создаются по усмотрению учителя:
- Раздел "Награды, грамоты, благодарственные письма";
- Раздел "Научно-методическая и исследовательская деятельность";
- Раздел "Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах";
- Раздел "Обобщение и диссеминация опыта";
- Раздел "Внеурочная деятельность по предмету";
- Раздел "Работа в качестве классного руководителя";
- Раздел "Профессиональное творчество";
- Раздел "Инновационные работы";
- Раздел "Исследовательские и творческие работы учеников";
- Событийный блог;
- Ссылки на сторонние ресурсы.

В 2015 г. портал - финалист городского конкурса инновационных продуктов "Петербургская школа - 2020".

Частью Портала является электронное периодическое издание "Ежегодный научно-методический альманах". Альманах представляет собой коллективное издание научно-методических трудов педагогов школы, выпуски формируются по тематическому принципу, периодичность издания - 1 раз в год. Альманах реализован как периодическое электронное издание и зарегистрирован в Международном реестре серийных изданий под номером ISSN 2309-9933.

Эта часть портала функционирует уже четыре года, опубликованы 4 тематических выпуска, первый был посвящен участию педагогов в конкурсном движении, второй - уроку как основному элементу учебного процесса в общеобразовательной школе, третий - углублённому преподаванию иностранных языков в общеобразовательной школе, четвертый - вопросам организации воспитательной работы в школе.

Таким образом, мы управляем методической работой педагогического коллектива и одновременно создаем собственную электронную базу методических разработок.

Стрешинская Инна Васильевна, 
директор школы,

выступление на педагогическом совете 30 августа 2016 года.