Итоги работы по программе внеурочной деятельности "Риторика" в течение учебного 2019-2020 года, в том числе в апреле-мае с применением ДОТ, 3 в класс

Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны,затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

Риторика- филологическая дисциплина. И одна из основных целей, которую ставит перед собой учитель -  научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении- это задача поставлена в первом блоке курса "Общение".

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

-тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

-типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

-речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. 

Но понятие "риторики" имеет более широкий смысл.

Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение. Поэтика требует от оратора специальных усилий. Выступающий словно оживает слово поэта так, что перед нами появляются настоящие герои стихотворений. Это не всегда легко. Но мы попытались дерзнуть и записать в конце года творческий подарок для будущих первоклассников. 

vneud.jpg

 

ссылка на видеоматериал: 

https://www.youtube.com/watch?v=TTFmr1FZDH8

 

 

Дополнительная информация