Итоги работы по программе внеурочной деятельности "Риторика" в течение учебного 2019-2020 года, в том числе в апреле-мае с применением ДОТ, 3 в класс
- Подробности
- Категория: Сотникова Марина Юрьевна. Дидактические материалы
- Опубликовано 29.05.2020 05:57
- Автор: Парахонская Александра Николаевна
- Просмотров: 578
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны,затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Риторика- филологическая дисциплина. И одна из основных целей, которую ставит перед собой учитель - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении- это задача поставлена в первом блоке курса "Общение".
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
-тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
-типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
-речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь.
Но понятие "риторики" имеет более широкий смысл.
Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение. Поэтика требует от оратора специальных усилий. Выступающий словно оживает слово поэта так, что перед нами появляются настоящие герои стихотворений. Это не всегда легко. Но мы попытались дерзнуть и записать в конце года творческий подарок для будущих первоклассников.
ссылка на видеоматериал:
https://www.youtube.com/watch?v=TTFmr1FZDH8
Результаты внеурочной деятельности по курсу "Интеллектуальные витаминки"
- Подробности
- Категория: Сотникова Марина Юрьевна. Дидактические материалы
- Опубликовано 29.05.2020 23:26
- Автор: Сотникова Марина Юрьевна
- Просмотров: 329
Работы учащихся 3 "В" класса по курсу "Интеллектуальные витаминки"
Цель программы "Интеллектуальные витаминки": помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий школьников.
Задачи. которые позволяет решить программа:
- развиватьпознавательную активность учащихся, как важнейший компонент любой деятельности человека;
- формировать познавательные результаты. заявленные в "Программе формирования универсальных учебных действий" ФГОС;
- повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие, как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание и память - важнейшее условие успешного школьног обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснении учителя и выполнении заданий, удерживать своё внимание в течение длительного времени, запоминать мног важной информации.
Важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки, развивать познавательную активность. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стериотипных способов действия в стандартных условиях. Вывод из этого, что целенаправленное развитие позпавательных процессов детей достаточно важная задача.
В своей работе с детьми в течение учебного 2019-2020 года я старалась реализовать задачи курса через работу в группах. Ребята выполняли задания. стараясь действовать слаженно, помогая друг другу. Дети работали в печатных тетрадях, где задания подобраны с целью формировать разные познавательные способности - анализ и синтез, пространственное мышление, словесную гибкость, образное мышление, логику. Эффективность нашей работы ребята отметили при выполнении олимпиадных заданий на платформе Яндекс учебника.
В условиях дистанционного обучения мы решили создать виртуальную книгу "Занимательная математика" с головоломками и логическими задачами. Но, не все дети, посещавшие занятия очно, приступили к работе. Свой проект мы обязательно завершим в будущем учебном году.