10-летний путь школы в цифровое общество или где кончается инноватика и начинается жизнь в цифровую эпоху? Расширенная версия

  • Печать

2018-02-08 16010910-летний путь школы в цифровое общество  или где  кончается инноватика и начинается жизнь в цифровую эпоху?
Расширенная версия материала, подготовленного для конференции ИТНШ 2018, публикуется здесь с разрешения оргкомитета. 
Тезисы публикуются в материалах конференции,  временная ссылка https://conf.rcokoit.ru/data/files/17427.abstract.docx

Настоящий материал содержит самые общие идеи и фактические компоненты и этапы развития ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга в той области, которую принято называть «инновационной»,  и призваны на примере обычной школы показать   качественные внешние и внутренние изменения, которые произошли за 10 лет.

Этапы

1 этап - 2007-2011 -  движение от первого сайта к  сетевой цифровой активности школы

2 этап - 2012-2015 – комплексная работа по теме ОЭР

3 этап - 2015-2018 – развитие собственных ресурсов  и    ИОС на G-Suite

1 этап - 2007-2011 -  движение от первого сайта к  сетевой цифровой активности школы

В 2007-2008 учебном году состояние использование ИКТ  характеризовалось объективным наличием/отсутствием специализированной  техники.

При преподавании иностранных языков использовалась преимущественно аудио- и видеотехника.   

В личном пользовании педагогов практически не было компьютеров   (мобильных устройств  в современном формате смартфонов и планшетов не было в принципе).  У единичных педагогов были  адреса электронной почты,   в тот период – от провайдеров домашнего интернета, отсюда  отсутствие цифровой рабочей коммуникации.

Материально-техническое обеспечение

Динамика развития МТБ по данным заместителя директора по хозяйственным вопросам Ивановой Н.В.

2007 год

В школе  в наличии

  1. 11 компьютеров
  2. компьютерный класс 13 компьютеров,
  3. компьютерная рабочая станция
  4. 2 ноутбука
  5. 5  принтеров
  6. 3 мультимедийных проектора
  7. 1 интерактивная система Mimio

2008 год

  1. приобретено по нацпроекту 3 МКП «Дидактика» для географии, немецкого и истории ( в комплекте 3 ноутбука, 3 проектора, 3 экрана)

2009 год

  1. В школе проведен Интернет
  2. Приобретен 1 компьютер
  3. В школе начинает работать АИС «Параграф»

2010 год

  1. Устройство сервера
  2. Организация локальной сети
  3. Организация 4  рабочих мест в учительской для работы с электронным дневником
  4. Приобретено 2 интерактивных доски, 5 проекторов, 2 ноутбука
  5. Поставка мобильного компьютерного класса  (13 нетбуков, принтер, сканер)

2011 год

  1. С 01.01.2011 начинает работать электронный дневник
  2. Приобретен 1 компьютер

2012 год

  1. Полностью обновлен компьютерный класс. Закуплено 13 компьютеров.
  2. Закуплено 4 компьютера для начальной школы
  3. Приобретено 2 МФУ 3 ноутбука, 3 проектора, 3 экрана

2013 год

  1. Приобретено 6 компьютеров, 2 МФУ
  2. Поставка для кабинета химии: документ-камера,, интерактивная приставка, проектор, ноутбук, комплект цифровых измерительных приборов для каб химии

2014 год

  1. Приобретено 2 МФУ, 3 ноутбука, 8 проекторов, 2 компьютера
  2. Приобретена мобильная звуковая трибуна для выступлений

2015 год

  1. Приобретено 4 световых планшета
  2. 2 компьютера, 2 ноутбука, 2 проектора, 1 экран, 1 документ-камера

2016  год

  1. Для проведения ГИА приобретено 5 ноутбуков и 20 гарнитур
  2. Приобретено 4 комплекта оборудования для сдачи ГИА по физике
  3. Приобретен моноблок для работы в системах АИС  ГЗ и ЕИС
  4. Приобретен 1 компьютер

В 2017 году оборудование не приобреталось из-за скудности бюджета.

Для сравнения, в 2017 таблица в таблице оставлена намеренно.

2007 2017

В школе  в наличии

  • 11 компьютеров

  • компьютерный класс - 13 компьютеров,

  • компьютерная рабочая станция

  • 2 ноутбука

  • 5  принтеров

  • 3 мультимедийных проектора

  • 1 Интерактивная система Mimio

Оснащение школы компьютерной и мультимедийной техникой

Наименование

Количество

1.

Компьютер (в том числе, компьютерный класс)

48

2.

Ноутбук

24

3.

Мобильный компьютерный класс

13 MacBook

4.

Проектор

34

5.

Экран

30

6.

Принтер

9

7.

МФУ

17

8.

Доска интерактивная

5

9.

Документ-камера

2

10.

Роутер

2

11.

Серверная :
Серверная стойка 19,
Источник бесперебойного питания 
Управляемый коммутатор второго уровня 
Неуправляемый коммутатор 
Маршуртизатор






1

12.

Количество точек доступа Wi-Fi

2

13.

Кабинеты, подключенные по локальной сети

54

14.

Метраж использованного кабеля

3 780 м.п.

Все кабинеты, в том числе медицинский, библиотека, учительская, а также актовый зал подключены к сети Интернет.

Во всех кабинетах организовано рабочее место учителя.

В 34 кабинетах установлено мультимедийное оборудование

См. данные на официальном школьном сайте

http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/4541

Сетевые ресурсы

У школ (большей частью физико-математических) только начали появляться школьные  сайты, преимущественно свободные и разнообразные  html/css-проекты, поскольку сервисы CMS еще не получили широкого и доступного распространения,  а  нормативная база, регламентирующая сетевую деятельность   школ в интернете, полностью отсутствовала.

Для сравнения

2007

Список законов и подзаконных актов,   регулирующих работу официального школьного сайта


  • отсутствуют


Список законов и подзаконных актов,   регулирующих работу с информацией с использованием сетевых ресурсов
  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации

  • Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ О рекламе. Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных

  • ГОСТ 34_321-96 Информационные системы

  • ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании

  • ГОСТ 7.73-96 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения

2017

Список законов и подзаконных актов,   регулирующих работу официального школьного сайта

Список законов и подзаконных актов,   регулирующих работу с информацией с использованием сетевых ресурсов

 

В 2007-2008 появилась первая Живая школа как  свободный проект, ориентированный на информационную работу с общественностью и социальную рекламу, на популяризацию школы и ярких событий школьной жизни, на создание позитивного и современного имиджа школы.

Проект создания школьного сайта “Живая школа”был представлен на городском конкурсе “Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга в 2010 году” как одно из ведущих достижений за три первых года управленческой деятельности директора школы. Это были  первоначальные шаги по внедрению в школу инноватики, связанной с информационно-коммуникационными технологиями.

2 этап - 2012-2015 – комплексная работа по теме ОЭР "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры"

См. Полный дневник проекта на страницах  Живой школы - http://schule72spb.ru/admin/oer0.html  

Педагоги довольно консервативны во взглядах на новшества. Было ясно, что никакие убеждения, никакие административные рычаги не помогут в продвижении данного проекта. Только личный пример, внимание к каждому отдельному педагогу, его мотивация на успех могут помочь добиться изменений. Директору как управленцу нужна команда единомышленников, заинтересованных в данном проекте. Труднее всего было показать и доказать необходимость создания данного инструмента всему педагогическому коллективу. И здесь сработала наша формула успеха. Мы шли от внутренней потребности организации и опирались на заинтересованных и “продвинутых в области ИКТ педагогов.”

На этом этапе в управлении школой следует отметить, что для успешного взаимодействия с коллективом, важно изучить коллектив изнутри, знать и понимать на кого можно опереться, кто может выступить в качестве внутреннего ресурса для развития.  В каждом учреждении есть коллеги, кто открыт всему новому, кто способен увлечь за собой других, кто мобилен и постоянно заботится о развитии у себя новых компетентностей, то есть обладает качествами, позволяющими обеспечивать не только выживаемость, но и динамическое развитие организации.

Управление организацией - это сложный процесс. И для руководителя, как для первого лица организации,  постоянно в фокусе внимания должна стоять забота о том, как сформировать такой уровень организационной культуры, чтобы коллеги не боялись передавать свой опыт и знания другим, чтобы не происходило профессионального “выгорания”. Очень важно не просто решать задачу повышения квалификации педагогов, намного важнее стоит задача  управления профессиональными связями внутри организации, то есть задача развития и роста социального капитала. Важно помнить, что внедрение инноваций требует постоянно внимания со стороны руководителя. Если об этом забываешь, все сразу останавливается….Если вы хотите, чтобы инновация прижилась, необходимо менять структуру организации, заниматься вопросами горизонтальной карьеры учителей. Вам понадобятся те, кто будет отслеживать динамику, контролировать ход процесса, возникновение новых связей, выявлять проблемы и затруднения.

Вначале внедрения инновации с трудностями столкнутся все - и опытные, и молодые педагоги. Будут меняться их роли в организации и это может вызвать временный кризис в организации, так называемый “кризис компетентности”. Будут те, кто поддержит коллег, активно включившихся в новый проект, кто-то отойдет в сторону, не приняв изменений как среди руководства, так и среди коллег. Поэтому люди должны видеть не только руководителей/администраторов в функции управления, но и чувствовать сопричастность руководителя.

Проект формировался как управленческий и просветительский. На данном этапе важным управленческим инструментом была организация внутрифирменного повышения квалификации. Работал консультационный пункт, проводились ежегодные весенние и осеннии сессии повышения квалификации. Постепенно увеличивалось число педагогов, тех, кто осознанно и добровольно использовал современные ИКТ-технологии в практике работы. Своим опытом они делятся на страницах ежегодного научно-методического альманаха школы, на конференциях, публикуют материалы портале ИиТ, размещают материал на страницах своих электронных портфолио.

В   период ОЭР 2012-2015 удалось главное – изменить статус ИКТ и сетевой составляющей в деятельности педагогов и школы с «экзотического» на  обычный и профессионально значимый.

Проект  предполагал осуществление изменений в деятельности школы по следующим основным направлениям:

  • повышение квалификации педагогического коллектива;
  • включение в арсенал  инструментов управления школой и профессиональной деятельности педагогов современных компьютерных и сетевых инструментов;
  • подготовка и проведение семинаров и конференций как учебных мероприятий и форм диссеминации опыта;
  • публикация материалов конференций и тематических выпусков альманаха как школа обобщения, публичного представления и диссеминации своего опыта;
  • развитие школьного сайта и связанных школьных сетевых ресурсов.

SWOT – анализ по результатам ОЭР - проводился в 2015, дополнения на 2017

 

Положительные факторы

Негативные факторы

Сильные стороны (внутренний потенциал) (S)

Слабые стороны (внутренние недостатки) (W)

Внутренние факторы

Ответственный, сознательный, слаженный коллектив, ориентированный на использование современных технологий в педагогической практике

Ротация кадров, необходимость организации обучения новых педагогов и их интеграции в действующие проекты школы

2017 - естественная ситуация не составляет проблемы на действующем фоне, интеграция происходит относительно беспроблемно

Высокий уровень инновационной культуры и собственный опыт

Отставание материально-технического обеспечения школы от потребностей педагогов

2017 - значительные улучшения в обеспеченности школы техникой

Готовность к разработке и более активному использованию ИКТ, к сетевой активности   

Перегрузка педагогов, необходимость продумать дополнительные инструменты мотивации и поощрения - в 2017 не только не утратило актуальности, но и приобрело особое значение

Развитие сетевых ресурсов школы

Наличие в школе образовательного технолога и методиста.

2017 - парадоксы кадровой обеспеченности не сняты

 

Потенциальные возможности (O)

Имеющиеся угрозы (T)

Внешние  факторы

Расширение диапазона методик учебной и внеучебной деятельности, разработка программ кружков и клубов с элементами ДО.

Неопределенность и несогласованность в нормативной базе для подключения сетевой и дистанционной учебной деятельности педагогов. Отсутствие механизма внедрения изменений в федеральных и региональных документах.

2017 - ФГОС, Профстандарт, ISTE. Механизм внедрения изменений по-прежнему не регламентируется

Организация и проведения для коллег района и города сетевых консультаций, семинаров и флеш-мобов на сетевых платформах.

Прекращение доступа к сторонним сервисам (Google)

2017 - исчезла давящая вилка “настоятельно рекомендуется” - “категорически запретить”

Участие в конкурсах инновационных продуктов и сетевых ресурсов.

Отсутствие обратной связи и возможности знакомства с экспертными материалами по результатам оценки деятельности и участия в конкурсах.

2017 - по косвенным данным, ситуация улучшается.

Последовательная работа по трансляции опыта школы и педагогов для педагогов района и города. Организация тематических семинаров и мастер-классов для коллег из района и города на площадке школы.

Недостаточная коммуникативная активность с образовательными учреждениями со сходной проблематикой ОЭР

2017 - во многом компенсируется сетевыми сообществами и конференциями

Последовательная творческая работа по развитию сетевых ресурсов школы, разработке новых образовательных ресурсов.

Снижение  объемов  финансирования.  Необходимость  ставок образовательного технолога, методиста, аналитика.

2017 - ситуация стабильная, необходимость есть, финансирования нет.

Выработанные нами решения тех задач, которые мы осознаем как сложные

Сложности

Возможные пути решения

2017 - проверено, работает

Социальный аспект (кадровая политика): Ротация кадров, приход новых педагогов, не прошедших со всеми этапно работу по ОЭР.

Решения:

• моментальная (не позднее месяца с момента приёма на работу) интеграция нового педагога в сетевую группу школы (создание рабочего почтового аккаунта, включение в список рассылки)

• диагностика уровня ИКТ-компетентности, определение кураторов

• получение  материалов для школьного сайта и стартовых материалов для портфолио.

• помощь в регистрации на портале  / создание пользователя с правами автора.

Квалификационный аспект (профессиональные компетенции): Недостаточный уровень  информационно-коммуникационной компетенции педагога не позволяет включиться в работу на портале.

Решения:  

• Внутриорганизационное повышение квалификации педагогов по ИКТ и работе с сетевыми сообществами в форме семинаров и практических занятий;

• Очное и дистанционное сопровождение и консультирование;

• Привлечение к участию в конференциях и публикации в Альманахе, совместная работа с куратором/экспертом/редактором над материалами как практическое обучение.

Психологический аспект: Нежелание работать с порталом и размещать свои материалы приводит к  низкой активности потенциальных пользователей продукта

Решения:

• Проведение рабочих семинаров по работе с порталом;

• Создание стартовых страниц на портале для/вместе с педагогом (психологически проще, когда нечто уже есть);

• Дистанционное сопровождение более опытными педагогами школы коллег через использование сетевых ресурсов (почта, социальные сети, портал и др.);

• Очное и дистанционное кураторство администраторами.

Нормативный аспект: отсутствие понятных правил и предписаний для сетевой деятельности педагогов, не проработанность институциональной сетевой информационной политики.

Решение: Разработка соответствующих локальных актов (положений и регламентов) с полным и подробным описанием характера деятельности, прав и обязанностей участников.  

Технологический аспект: Сохранность данных, доступность модулей, связанных со сторонними сервисами, интегрированными в CMS

Решение: Резервное копирование данных, проверка работоспособности сторонних ресурсов.

Администрирование и модерирование портала: Ошибки при размещении материалов, удаление части данных. Появление нежелательных комментариев, флуд, флейм, спам.

Решение: Определение лиц, принимающих на себя обязанности администраторов, модераторов и кураторов. Без администрирования и техподдержки портал не работает.

Работа, проведенная в ходе ОЭР 2012-2015, создала квалификационную и социально-психологическую базу для последовательного включения в практику школы современных компьютерных и сетевых технологий.

Организация  учебных семинаров и конференций как мероприятий повышения квалификации и диссеминации опыта позволила последовательно наращивать ИКТ-компетенции педагогов.

Созданный  портал портфолио педагогов обеспечивает  последовательное  развитие навыков самопрезентации педагогов в сети и их дальнейшую адаптацию к сетевой активности. Его наполнение побуждает к созданию объектов для портфолио – к участию в инновационной  деятельности.  

Разработано и реализовано  (на 31 января 2015 - 3 выпуска) периодическое издание научно-методического альманаха  школы. Это среда презентации опыта и мотивация к дальнейшим публикациям.  (Подробнее о значении издательской деятельности школы в материале  Сотниковой А.Л. 5 лет с  Альманахом.  Опыт издательской деятельности  школы. См. в материалах ИТНШ 2018 - временная ссылка ).

Непрерывное внутрифирменное повышение квалификации организовано и успешно функционирует по  двум линиям: очно – работа образовательного технолога - индивидуально и с фокус-группами педагогов, взаимное консультирование, ротационные учебные семинары; дистанционно – через рассылки, почтовое взаимодействие, информационно-просветительскую деятельность в сетевых сообществах.

С дополнительными аналитическими соображениями  по итогам ОЭР можно познакомиться в блоге научного руководителя ОЭР - http://allasotnikova.blogspot.ru/2015/02/blog-post.html

3 этап - 2015- н/в  – развитие  Сетевых проектов школы и разработка структуры и функционала   ИОС с подключенным комплексом ресурсов  G-Suite.

 

В настоящий момент в развитии и закономерной модификации находятся основные сетевые проекты - это

На  собственном доменном имени школы  -  точка доступа ко всем сетевым ресурсам школы http://schule72spb.ru

  • Свободный сетевой проект "Живая школа"  http://schule72spb.ru/index.html.
  • Портал «Инновации и традиции в общеобразовательной школе» http://portfolio.schule72spb.ru/ru/,  более 800 материалов за 2 года после ОЭР
  • Ежегодный научно-методический альманах http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vypusk1-annotacija, после завершения ОЭР 2 плановых  выпуска -  4/2016 и 5/2017, в работе выпуск 6/2018
  • Виртуальный выставочный зал «Диалог культур» http://vystavki.schule72spb.ru/, ежегодное обновление, представление актуальных выставок.

Сетевая активность школы расширена за счет представительств  в социальных сетях:

Все представительства школы в социальных сетях модерируются.

Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 располагается на портале "Петербургское образование" по адресу  http://sch072.petersburgedu.ru/.

На портале «Петербургское образование» также находится электронный дневник, автоматизированная информационная система управления (АИСУ) «ПараГраф».

В системе активно используются облачные технологии. До весны 2017 года - через публичные аккаунты Google, а с мая 2017 в рамках доменного аккаунта школы (G-Suite) осуществляется  управление, информирование и учительское рабочее взаимодействие.

 

C:\Users\Alla\Desktop\2016-09-27_202400.jpg

Если в 2012-2015 особое место в сетевых проектах школы и развивающейся ИОС  было  у «учительских» ресурсов и в  планировании   работы  мы исходили из принципов «открытости» школы,  «публичности  профессии педагога»,  «непрерывного обучения», то в концептуализации и  планировании дальнейшей работы сейчас (2017-2018)  мы исходим

  • из данности современного информационного мира/общества и цифрового пространства;
  • из состоявшейся всеобщей «мобилизации  гражданского населения» - наличия личных мобильных телефонов, ноутбуков, смартфонов, планшетов и постоянного доступа к интернету у педагогов, школьников и родителей;
  • из представления о том, что активными субъектами проекта и его бенефициантами становятся все участники образовательного процесса;
  • из необходимости создать административные и технические условия для активного подключения сетевых и облачных технологий к учебной деятельности,  развития смешанного обучения в его наиболее прозрачных и продуктивных  моделях;
  • из реального и позитивного опыта школ, специалистов, педагогических сообществ, см. Рекомендуемую литературу и сетевые источники.

Дополнительно мотивирующими факторами развития являются так мучительно неторопливо внедряемый  Профессиональный стандарт педагога и вполне согласующийся с ним международный стандарт ISTE.

Изменился ли облик педагога школы и педагога за 10 лет? Конечно! Мы смело говорим - цифровой след в сети Интернет имеет и школа, и практически каждый наш учитель - в проектах Живая школа, на портале Инновации и традиции, в Альманахе. Многие педагоги используют сайты и блоги, ресурсы web 2.0 . Не будем лукавить, не все активны и не будут активны на 100%. Но точку невозврата мы прошли. Опыт показывает, что для того чтобы инновация прижилась, нужно запастись терпением. И нет необходимости сразу всех и вся подключать к внедрению всего нового.

Не торопите, но мотивируйте добрым словом, своей личной  заинтересованностью, вознаграждайте.

Но не забывайте и о контроле, так как это важный инструмент управления. Но так как к данному инструменту у педагогов особое отношение, старайтесь избегать жесткого тотального контроля. Используйте опосредованный контроль. Так  например, обновление цифровых портфолио учителей на Портале ИиТ мы учитываем при оценке эффективности работы педагога за полугодие.

Ясно следующее:

Мир изменился и цифровая среда в области образования органично дополняет классно-урочную реальность.

То, что было и постулировалось как инновационное в 2007 и даже в 2012 году,  все более активно становится практикой наиболее квалифицированных творческих педагогов , вне зависимости от того, что массовый учитель и массовая школа еще не адаптировались к изменившимся обстоятельствам и требованиям.

Новые задачи и неизбежные и не всегда однозначно прогнозируемые   вызовы времени предполагают гибкость в выборе и последовательном использовании смешанных педагогических технологий, требуют  дополнительных технологических решений.

Качественное отличие ситуации школы сейчас  от предыдущих этапов – это отсутствие «культурного шока» при наращивании технологии, при использовании новой техники,  адаптировании и применении новых комбинаций ресурсов под конкретные задачи и проекты.

Настоящий этап предполагает исследование и  разработку моделей эффективного подключения сетевых ресурсов к ежедневной педагогической практике при непосредственном цифровом взаимодействии с обучающимися. Именно для этого школа разворачивает полноценную ИОС на собственном доменном аккаунте Google на технологии G-Suite.

Точкой доступа ко всей системе ресурсов для педагогов и  впоследствии школьников становится  Корпоративная Электронная Почта (КЭП)  школы.  Аккаунт   сотрудника - это новый google-аккаунт, он располагается  не в публичной зоне google  как свободный персональный - это часть новой общей системы, о планировании которой  говорилось на педсовете 28 августа 2016, информационно-образовательной среды (ИОС) школы.

Корпоративная почта в сочетании с прочими службами и сервисами позволит

  • смоделировать фокус-группы и выявить профессиональные предпочтения, а также факторы мотивации и демотивации.

  • создать действующие модели сетевых активностей и вариантов рабочей коммуникации  по фокус-группам с учетом приоритетных профессиональных задач и трудоемкости .

  • разработать организационно-педагогические условия эффективного функционирования вариативных моделей .

  • существенно упростить и  снизить бумажный документооборот.

См. также  https://sites.google.com/schule72spb.ru/hroniki-g-suite-72/главная/предварительные замечания    

В 2017-2018 учебном году развитие школы определяют Локальные акты, которые  описывают формы и режим  перехода на КЭП/ИОС. Это "Положение О СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ (КЭП) ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга" и "Регламент перехода на КЭП школы" (См. на сайте Хроник )

В настоящий момент:

Создаются новые ресурсы - Виртуальная учительская и Тематические сайты.

Ведется организационная работа и рабочая коммуникация через Календари и Группы-форумы

Осуществляется Дистанционное сопровождение   + протоколирование этапов и событий  (Сайт Хроник).

Создается база знаний по техническим и содержательным аспектам работы в ИОС и моделям смешанного обучения.

В пилотном режиме с октября 2017 начинается подключение аккаунтов  школьников и работа по пилотным темам.

C:\Users\Alla\Desktop\2018-01-12_153352.jpg

Что-то запускается вполне успешно, что-то объективно откладывается на будущее, не неопределенное - так ничего не построить - а просто учебный год 2018-2019, но подготовка и анализ проблем ведутся уже сейчас.

В 2016 году 20 инновационных школ, последовательно использующих Gapps/G-Suite, приняли участие в “перекличке” администраторов доменов, инициированной сообществом “Учимся  с Google” (http://edublogru.blogspot.ru/2016/02/google-apps-2016.html). См. подробнее в отдельном материале-реплике “Особенности в работе с G-Suite для образования в общеобразовательной школе. “Преимущества и недостатки”"

Развитие - это не игра в инноватику.  Это способ жить, а не выживать. Это  “вызов” (challenge) по объему и планируемым результатам, но основное – эта задача не искусственная, не надуманная, а естественно вытекающая из логики развития российской системы образования в насыщенном технологиями глобальном цифровом мире.   

Неоценимую помощь в понимании векторов развития и форматов оказали специалисты Афонина И.В., Брыксина О.Ф., Воронина Е.В., Пономарева Е.А., Рождественская Л.В., Смирнова М.А., Сонина М.Н., Ярмахов Б.Б.

Что будет дальше? Что-то обязательно будет.


Рекомендуемая литература и сетевые источники

Ярмахов Б. Рождественская Л. Google Apps для образования. - СПб.: Питер, 2015

Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение» – Москва, 2016  

Мария Сонина. Я читаю: Борис Ярмахов, Людмила Рождественская. Google Apps для образования. // Блог "Я читаю" // URL:  http://chitatnevredno.blogspot.ru/2015/03/google-apps.html

Брыксина О.Ф., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б., координаторы российского образовательного сообщества Google. Google Apps // Директор школы №1, 2014 // URL:  http://direktor.ru/article.htm?id=107

Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. ИКТ в образовании. — М.: ИНФРА, 2017

Школа 777, Москва, Точка входа // URL:- http://www.school777.ru/

Школа 1950, Москва, Официальный сайт // URL:  http://sch1950.mskobr.ru/ ,  

Блог “Информационные технологии школы №1950” // URL:  http://1950-ikt.blogspot.ru/

ИТНШ 2016: Выездной семинар "Google Apps: построение ... // URL: http://2016.conf.gou515.spb.ru/

ИТНШ 2017: Выездной семинар "Информационное пространство ОУ на основе ... // URL: http://conf.gou515.spb.ru/

Дополнительные материалы  

1. Конкурс “Современные модели и механизмы профессиональной мотивации педагогов в условиях реализации ФГОС” 2016 // URL: http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/10184. Конкурсные материалы

2.  Конкурс инновационных продуктов в 2014-2015 учебном году. Конкурсные материалы

3. Инновационная деятельность школы // URL: http://schule72spb.ru/admin/oer-innov.html

4. Опытно-экспериментальная работа школы по теме "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры" 2012-2015 // URL: http://schule72spb.ru/admin/oer0.html

5. Сотникова А.Л., Стрешинская И.В.  Технические особенности и принципы сопровождения проекта коллективного портфолио // URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sotnikovaal-didakticheskie-materialy/1462-tekhnicheskie-osobennosti-i-printsipy-soprovozhdeniya-proekta-kollektivnogo-portfolio

6. Сотникова А.Л. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения. Обзор подходов // URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sotnikovaal-didakticheskie-materialy/1461-informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obzor

И.В.Стрешинская, А.Л.Сотникова, 2018