Особенности работы с G-Suite для образования в общеобразовательной школе

  • Печать

Особенности работы с G-Suite для образования в общеобразовательной школе. “Преимущества и недостатки”

Этот материал  дополняет  доклад  “10-летний путь школы в цифровое общество  или где  кончается инноватика и начинается жизнь в цифровую эпоху?”, подготовленный для конференции ИТНШ 2018 директором школы 72 И.В.Стрешинской и методистом школы А.Л.Сотниковой.

 

2018-02-09 104753Фактический анализ 10 летнего опыта школы  публикуется в материалах конференции ИТНШ 2018  в виде развернутых тезисов,  временная ссылка https://conf.rcokoit.ru/data/files/17427.abstract.docx

Полный материал, включающий бОльшую доказательную базу, таблицы и активные ссылки, опубликован здесь в коллективном портфолио на портале ИиТ - http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sotnikovaal-didakticheskie-materialy/2031-sotnikova-streshinskaja-10-let-innovatiki.

Информационным поводом и материалом для этого дополнения послужило обсуждение, инициированное в сообществе “Учимся с Google” (https://plus.google.com/u/0/communities/102573187983350225011)  в начале февраля 2018.

Уважаемые коллеги - участники сообщества!

Мы учимся у вас,  видим и ценим ваш труд. Спасибо.  

В 2016 году 20 инновационных школ, последовательно использующих Gapps/G-Suite, приняли участие в “перекличке” администраторов доменов, инициированной сообществом “Учимся  с Google” (http://edublogru.blogspot.ru/2016/02/google-apps-2016.html).

Чрезвычайно полезным оказалось приложить к ситуации школы и Санкт-Петербурга “проблемы и преимущества”, упоминаемые администраторами. Получилась довольно интересная картина.

Сначала не преимущества (чего перед чем?), а  объективные  достоинства.

Удобный, интуитивно понятный интерфейс, доступность из любого места, где есть интернет - это самое главное преимущество облачных офисов, а Google обладает здесь наиболее развитым  функционалом. Пакет G-Suite для образования - комплексное бесплатное решение. Это новое качество непосредственной рабочей коммуникации.  Мы сравниваем с html-сайтом школы и проектом на joomla,  а  с чем сравнивают коллеги?

Да, пакет G-Suite, в разной комбинации сервисов и служб для разных возрастных категорий, идеально подходит для решения творческих задач и организации проектов с участием учителей, школьников и родителей.

Да, G-Suite организует больше, чем комплекс свободных аккаунтов,  и в большей мере формирует институциональную идентичность за счет доменного имени в адресе. Есть два “но”.

Первое: все это лишь  потенциал, который реализуется при дополнительных условиях и усилиях.  

Второе: значим   источник и  путь перехода к G-Suite.   Парадоксально, но  наличие и активное использование индивидуальных РАБОЧИХ АККАУНТОВ (gmail.com) переход на (@schule72spb.ru)  скорее осложнило.  Специфические, но от этого не менее важные проблемы, связаны с использованием почты, календаря и  диска. Возникает раздражающая путаница, на каком диске искать, путаница в доступах, путаница в контактах и адресах. Неожиданно, но это оказалось значительной психологической и технической проблемой перехода.

Все, что связано со спецификой Московских школ и взаимодействия разных площадок,  в Москве абсолютно объективно работает на активность пользователей и  развитие. И это очень сильная мотивация через необходимость. В Санкт-Петербурге, в обыкновенной питерской школе,  эта часть объективной ситуации удаленности отсутствует. Все в школе, все в учительской видят зеленую доску с объявлениями, работает громкая связь, поэтому информирование требует особого подхода в адресности и тематике.  Чтобы получить активную позитивную реакцию, в виртуальной учительской (группа-форум) надо публиковать что-то особенно важное и требующее  цифрового формата, например,  ссылки на хорошие курсы повышения квалификации, опрос, который займет 2-3 минуты вместо мучительного заполнения от руки ячейки таблицы, в которую ничего не влезает. Иного пути сделать не муляж, а рабочую среду взаимодействия нет.

Все, что связано с элементами дистанционного обучения,  для обычной школы актуально именно в том виде, как это стало пониматься год-два назад. Не Дистанционное Обучение (ДО), не e-learning, а смешанное обучение.  Это очень  правильный и гораздо более продуктивный подход для обыкновенных школ, где в фокусе очная работа. Инструментарий внутри G-Suite, возможность обращения к общим шаблонам, к закрытой, т.е. не нарушающей ничьи права, библиотеке - это огромное преимущество именно G-Suite, не потому что так нельзя сделать на свободных аккаунтах, а потому, что организационно это проще, здесь все работают на всех, и лучшее удобнее моделировать и тиражировать. Нужен ли при этом Google Class, который точно для учителей удобнее Moodle и Sakai,  это вопрос.  Иные решения (Stepik, Eliademy) могут оказаться  удобнее и востребованнее. Или просто комбинация документов, таблиц, презентаций, сайтов и блогов?

ИОС и единое информационное пространство в G-Suite  - это тоже потенциал. И, к сожалению, реализовать его полноценно просто нельзя. Моноплатформенная ИОС для СПб при наличии  официальных сайтов, электронного дневника на портале “Петербургское образование”  просто физически не может быть создана. Часть работы ведется в системе “Параграф”, а дублирование демотивирует, оно не просто обременительно, оно обнуляет целесообразность развития, убивает живую душу . Тогда как?

Часть задач, технически вполне решаемая через G-Suite, просто не может обрабатываться в этой среде по иным соображениям (персональные данные), например, кадровые и бухгалтерские задачи. Прокуратуру и Роскомнадзор никто не отменял. Надо же жить, а не выживать в  цифровую эпоху?

И остается  вопрос - что считать внедренным решением? “Огугленная” школа - это сколько чего и в каком качестве? Мы, школа 72 Санкт-Петербурга, считаем, что G-Suite в школе работает и обеспечивает разумное и целесообразное развитие на начальном этапе внедрения.

Объективно наблюдается, что работа внутри домена школы ведет у пользователей к предпочтению закрытых зон. Кто-то с интересом смотрит на чужой опыт, но к активным внешним контактам с братьями и сестрами по разуму скорее не готов. Дополнительный фактор - невозможность посмотреть, что же там есть внутри у соседей, и неготовность  показать свою кухню. Только презентационный материал. Это и в домене, и тем более с внешними потенциальными партнерами. Считать ли это нормой или с этим что-то делать, пока непонятно.

Поэтому самое сложное для оценки и интерпретации - это повышение информационной открытости ОУ. Что это и как измерить? С чем сравнивать? В нашем случае - см. выше - открытость (от школы и учителей) обеспечивалась и продолжает обеспечиваться  собственными ресурсами школы, а пакет G-Suite внедряется как внутренняя среда для усиления организационной и управленческой составляющих и как условие активного подключения к смешанному обучению школьников.

Отмечаемые недостатки

Все они не-google-специфичные и никак не  порождены напрямую  работой в G-Suite. Цитата с полемическим комментарием:

  • “В основном психологические, боязнь пробовать новое, предрассудки”  

      • Это типичная ситуация для любого развития. Решение управленческое, но  не в стиле эффективного менеджмента, социально-психологическое сопровождение и техподдержка.  Побудить просто попрактиковаться при безумной загруженности учителей не получится, а вот поймать/создать ситуацию необходимости и в ней обеспечить поддержку и сопровождение, проверено - работает.

  • “Проблемы в основном методического плана: как встроить инструмент в урок или внеурочную работу, как оценить эффект использования в обучении”

      • Не на 100% и не для всех ситуаций (кейсов) решается за счет внутрифирменного повышения квалификации и индивидуальной работы от реальных материалов и задач методиста/образовательного технолога. Проверено - работает.

  • Недостаточно техники, умения, желания переучиваться.

      • На недостаток техники в школе жалобы иссякли. В личном пользовании у 100% педагогов смартфоны, планшеты, ноутбуки в разной комбинации. Требуется работа над формированием установки на обучение в течение всей жизни, информирование о лучших практиках, организация внутрифирменного повышения квалификации. В школе практикуется софинансирование курсов повышения квалификации для педагогов. Не планируется и не ожидается 100% эффективности, но только так эту ситуацию можно сдвигать.

  • Неумение применять на практике полученные знания,  боязнь чего-то нового,  а также лень.

      • Не умеющих - учить, боящихся - подбадривать, фактор “лень” исключить из словарного запаса и орбиты рассуждений, потому что иначе получится, что “народ надо менять”, а это тупиковая установка для управления. Мотивировать, стимулировать, поощрять (монетарно и немонетарно), обучать, настойчиво показывать самые успешные практики с доказуемым положительным эффектом для педагогов и школьников. Это антиэффективная работа, но без неё никак.

Есть  специфические для G-Suite/Google проблемы. Это нельзя считать недостатками. Это технические и/или  квалификационные трудности.

  • Ограниченная применимость таких привычных “пошаговых” инструкций - интерфейсы и функционал меняются. Требуется приучать к гибкости и подлинной интерактивности при работе с пакетом сервисов и служб Google. Это очень трудно.

  • Правильная организация “доступа” к папкам, документам, собственному и общему диску. Оборотная сторона достоинства Google - возможности ограничивать доступ. При пристрастии к закрытым зонам во множестве случаев - дырки в конечных продуктах или не планированная  автором открытость, унаследованная от доступов выше. Очень трудно.

  • Стык основных сервисов и google+ совсем не всегда прозрачен и прост. Особенно в области Календаря и - совсем трудно - Фотографий (на диске и в Google+). Это болезнь роста Google, но болеет он, а решение искать администратору  G-Suite.

  • Работа с диском и подключение сторонних приложений при наличии других (персональных) аккаунтов Google - объективно трудно для пользователей. Происходит “перебивка” аккаунтов, путаница. Очень трудно разобраться.

Ergo

Внедрение G-Suite - это серьезная комплексная задача, требующая управленческих решений и их последовательной реализации. Просто поиграть и бросить нельзя, так можно сделать только хуже.

Не вредно напоминать педагогам о профессиональном стандарте и международных стандартах (например, ISTE), полезно проводить регулярные внутренние мониторинги с внутренней рефлексией и презентацией лучшего собственного опыта и в школе, и за её пределами.

Понимая, что успех на 90% обеспечивается адекватной и целенаправленной  управленческой работой, не забывать о гуманитарной составляющей, в самом исходном значении этого слова. Не человек для технологии, а технология для человека.

У меня дома на стенке лет 5 висит лист А4, уже пожелтел. На нем

Правила этого дома

Открытое - закрыть.

Грязное - помыть.

Голодное - накормить.

Грустное - обнять.

Автор неизвестен.

Мне это очень помогает жить и работать.

PS

За 10 лет мы все-таки научились бодро выговаривать информационно-коммуникационные технологии. Будете смеяться, это важно.

Теперь надо попробовать навсегда отучить использовать подчеркивание в текстах как способ выделения важных мыслей и слов, пока не удается.

Также хочется попытаться добиться пересмотра подхода к  направляемой в школу для работы информации, например,  в виде многостраничных таблиц,
содержащих гиперссылки,
созданных в Excel,
выведенных на печать,  
отсканированных с низким разрешением, 
развернутых в  разные стороны для чтения лежа,
поворачиваясь справа налево при листании страниц, 
и
упакованных в формат pdf.

Но это вряд ли, это  из области мечты.

Жизнь в цифровую эпоху ...

 

Upd 09.02.2018

Метафора инноватики в начале статьи, как я это видела, абстрагируясь от фона. Персонаж - ребенок = "обучающиеся", задача - пазл, внизу трудится руководство школы, в идеале все больше взрослых (педагогов).

Если мыслить слоями редактора изображений, то фон можно добавить, НО ведь И УБРАТЬ или заменить на другой:

Так

2018-02-09 104639

или так

 2018-02-09 105209

 В Photoshope всё просто, а в жизни?

А.Л.Сотникова, 8 февраля 2018