Технические особенности и принципы сопровождения проекта коллективного портфолио
- Подробности
- Категория: Сотникова Алла Леонидовна. Дидактические материалы
- Опубликовано 19.10.2016 15:59
- Автор: Сотникова Алла Леонидовна
- Просмотров: 839
Технические особенности и принципы сопровождения проекта коллективного портфолио
Среди множества подходов к развитию сетевых ресурсов образовательного учреждения и впоследствии полноценной ИОС (см. отдельно о подходах к ИОС в общем образовании - здесь) мы останавливаемся на двояком понимании принципов и сущностных характеристик информационно-образовательной среды и её компонентов как
педагогически и технически организованной сферы информационного взаимодействия участников образовательного процесса.
В концептуализации работы по управлению проектом и сопровождению пользователей мы исходим из
- сочетания программно-технического и социально-педагогического подходов к сетевым ресурсам школы с приоритетом последнего;
- педагогической релевантности сетевой деятельности для всех участников образовательного процесса;
- ресурса мониторинга и управления;
- ресурса мотивации к профессиональному росту и инновационной деятельности;
- понимания ИОС школы и её составляющих как динамического явления, управляемого процесса и публичного результата.
Актуальность такой работы определяется также
- вариативностью совокупности собственно технологических средств,
- модульным принципом,
- масштабируемостью используемых проектных решений с заложенным потенциалом развития, а также
- открытостью и достоверностью получаемых результатов.
Портал «Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов школы №72 Санкт-Петербурга» с развивающейся составляющей «профессионального сообщества» - это решение web 2.0., предполагающее коллективное авторство (краудсорсинг), коллективную ответственность, профессиональное взаимодействие и социальную значимость.
Портал как компонент развивающейся ИОС и педагогическая система нового уровня обладает следующими характеристиками:
- Структурированность (способность организовываться) – как следствие, сложность, и насыщенность ресурсами.
- Системность – способность компонентов системы к взаимодействию и, как следствие, появлению новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам.
- Открытость – способность обмениваться ресурсами с внешними средами.
- Техничность – зависимость эффективности процессов от программно-технического обеспечения.
- Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность.Адаптивность – способность среды не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, а также модифицировать информационное ядро среды, адекватно отражая потребности общества.
- Субъектность – зависимость уровня развития ресурсов среды, её компонентов и среды в целом от активности участвующих в среде субъектов.
- Управляемость – способность изменяться под целенаправленным воздействием для дальнейшего развития и совершенствования.
Технические особенности
Портал реализован на CMS Joomla! и предполагает многопользовательский доступ к управлению контентом с разграничением прав и полномочий.
Система управления контентом Джумла (CMS Joomla!) - мощная бесплатная система управления контентом для создания веб-сайтов, написанная на языках PHP и JavaScript, использующая в качестве хранилища базы данных СУБД MySQL. Является свободным программным обеспечением, распространяемым под лицензией GNU GPL.
Педагоги ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга являются авторами ресурса. Предусмотрены 4 группы пользователей, работающие с лицевой стороны Портала: издатели, редакторы, авторы и зарегистрированные пользователи. Редакторы и издатели курируют начинающих авторов и способствуют их переходу в группу с большими правами. Зарегистрированные пользователи получают возможность оставлять комментарии к материалам, скачивать прикрепленные файлы, но не могут редактировать, публиковать или добавлять любой другой материал на сайте. На Портале разрешена автоматическая регистрация пользователей.
Настройка и управление компонентами Портала «Инновации и традиции в общеобразовательной школе» осуществляется из административной панели. Внутренние пользователи — это административные пользователи сайта. Полным доступом ко всем компонентам Портала и базам данных, настройкам и управлению контентом обладает сотрудник с правами супер-администратора. Назначенные супер-администратором администраторы и менеджеры имеют доступ (ограниченный) к панели управления и могут управлять контентом.
С позиций типологии информационно-образовательных сред портал
- по масштабу и принадлежности - корпоративный (компонент ИОС образовательного учреждения);
- по ограничениям доступа пользователей - общедоступный;
- по характеру поддерживаемых базовых приложений - компонент среды, обеспечивающий информационно-справочную поддержку образовательной деятельности
Место портала в развивающейся ИОС школы
В настоящее время наши основные сетевые проекты - это
-
Свободный сетевой проект "Живая школа". Адрес http://schule72spb.ru/index.html.
-
Портал «Инновации и традиции в общеобразовательной школе» http://portfolio.schule72spb.ru/ru/,
-
Ежегодный научно-методический альманах http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vypusk1-annotacija,
-
Виртуальный выставочный зал «Диалог культур» http://vystavki.schule72spb.ru/.
Сетевая активность школы расширятся за счет представительств в социальных сетях:
-
Школа № 72 Санкт-Петербург - сегодня. Адрес http://vk.com/club1036048
-
Школа 72 с углубленным изучением немецкого языка, Санкт-Петербург Адрес https://www.facebook.com/schule72spb/
-
Яркое в школе - немного истории и много НАСТОЯЩЕГО.Cообщество школы для учеников, родителей, учителей, тех, кто активен в google+. Адрес https://plus.google.com/u/0/communities/112201167536548529249
Все представительства школы в социальных сетях модерируются.
Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 располагается на портале "Петербургское образование" по адресуhttp://sch072.petersburgedu.ru/.
На портале «Петербургское образование» также находится электронный дневник, автоматизированная информационная система управления (АИСУ) «ПараГраф».
В системе активно используются облачные технологии. Через публичные аккаунты Google осуществляется управление, информирование и учительское рабочее взаимодействие.
Цели и задачи
Портал создавался для решения актуальных для ОУ задач. Это, в первую очередь, повышение квалификации педагогических кадров и развитие ИОС школы. Это решается через
- создание в образовательном учреждении благоприятной среды для активного использования современных программных и сетевых ресурсов, способствующей росту инновационной и сетевой активности учителей;
- стимулирование учителей к публикации материалов в открытой сети;
- повышение квалификации педагогических работников в области ИКТ;
- организацию эффективного внутрифирменного взаимодействия педагогов в процессе разработки структуры цифрового портфолио;
- повышение инновационной культуры педагогического состава ГОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга.
Развитие портала началось в рамках ОЭР 2012-2015 с проекта "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры". Полный дневник проекта опубликован в сетевом проекте “Живая школа” (http://schule72spb.ru/admin/oer0.html ), а также на специальном временном сайте-протоколе проекта (https://sites.google.com/site/oerschule72spb/ ).
Портал разрабатывался и используется с 2013 года как современный управленческий инструмент, позволяющий организовать внутрифирменное повышение квалификации педагогического коллектива.
Последовательный анализ материалов конференций и выпусков альманаха позволяет фиксировать изменения, происходящие в профессиональных установках и компетенциях педагогов школы.
С июня 2016 года портфолио выступает в качестве инструмента мониторинга и внутренней оценки эффективности деятельности педагога и используется при работе Комиссии по оценке эффективности деятельности педагога.
Через коллективное периодическое издание мы управляем методической работой педагогического коллектива и одновременно создаем собственную электронную базу методических разработок.
Система сопровождения портала включает создание нормативной базы, обучение и курирование педагогов.
Разработаны и могут использоваться в РСО следующие локальные акты:
- ПОЛОЖЕНИЕ о портале «Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга» - определяет роли, права, полномочия и обязанности участников
-
ПОЛОЖЕНИЕ об электронном периодическом издании «Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга». - определяет статус и характер издания и общие процедуры издательской деятельности школы
-
РЕГЛАМЕНТ подготовки и публикации выпусков Ежегодного научно-методического альманаха ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. - устанавливает сроки, типы материалов, правила и нормы подготовки, инструментарий совместной работы.
-
ПОЛОЖЕНИЕ о сертификате участника конференции и свидетельстве о публикации в материалах конференций на портале «Инновации и традиции в общеобразовательной школе» ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт- Петербурга. - важно как фактор дополнительной мотивации педагогов
-
РЕГЛАМЕНТ подготовки и проведения общешкольных научно-методических (научно-практических) педагогических конференций в ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. - подробно описывает процедуры и инструментарий подготовки общих тематических конференции
См. также в разделе "О проекте" --> Локальные акты - http://portfolio.schule72spb.ru/ru/lokalnye-akty
Система внутрифирменного ПК
-
В течение года проходят обучающие семинары по применению IT-технологий в практике работы.
-
Подготовка тематических конференций и выпусков Альманаха является одновременно работой по формированию релевантных компетенций и навыков.
-
Функционирует Консультационный пункт, где по предварительной записи можно получить совет или ответ на интересующий вопрос.
Техническое сопровождение пользователей портала осуществляется в дистанционном и очном режиме.
Эффекты - планируемые и неожиданные
По данным внутреннего мониторинга положительные эффекты от участия педагогов школы в собственных сетевых проектах очевидны:
-
Что-то изменилось в Вашем отношении к ИКТ в профессиональной деятельности педагога за 3 года? * - Да - 85%
-
Являетесь ли Вы сторонником использования новых технологий и для чего?* - Да. Для личного профессионального роста - 92%
-
Нужно ли школе своё научно-методическое издание? Да - 96%
-
Считаете ли Вы, что участие школы в инновационной деятельности повышает престиж школы? * Да - 97%
-
Считаете ли Вы, что использование новых компьютерных и сетевых технологий повышает качество работы учителя? * Да - 89%
Ответы на вопрос “Портал как площадка для Вашего портфолио * Зачем Вы планируете свое портфолио?” свидетельствуют о росте мотивации и профессионального самосознания
-
Это нужно для систематизации своих материалов. Это общее дело всего коллектива, а значит, то, что объединяет нас в единую команду единомышленников. Это нужно для школы! Это своего рода повышение квалификации, так как многому можно научиться, работая с порталом.
-
повышение самооценки педагога, "публичное хранилище" его успехов и наработок....
-
Это удобный способ хранения личной профессиональной информации для ее дальнейшего использования
-
престиж школы, мой личный статус, удобно....
-
Профессиональный рост, планирование карьеры
-
Для обобщения работы
-
для презентации своего опыта
-
это возможность рассказать о себе как педагоге.
-
Собственное портфолио в ряду портфолио коллег создает информационный повод для сравнения своих результатов с достижениями коллег. Включается элемент соревнования, это мотивирует показать свои лучшие достижения, но что более важно - создать что-то для портфолио, которым не стыдно поделиться.
-
Портфолио - это способ самопрезентации, но не менее важно - инструмент коллективной работы по формированию имиджа школы
-
Для презентации своей педагогической деятельности
-
имидж, систематизирование собственного опыта
-
Чтобы повысить свою квалификацию.
-
Самопрезентация и стимул самосовершенствования
-
"для саморазвития и самоанализа, портфолио как копилка своего опыта"
(См. весь анализ http://allasotnikova.blogspot.ru/2015/02/blog-post.html)
Анализ данных, извлекаемых из Joomla, позволяет проводить мониторинг и оценку активности педагогов и групп.
Не менее значительными представляются результаты анализа авторской работы над тематическими выпусками альманаха. Можно отметить движение к пониманию сути издательской деятельности школы и целый ряд проблем, подлежащих осмыслению.
Объективности ради - примеры:
Участие в альманахе явилось для меня событием "Повышения квалификации" - да 80%, нет 20%
Планируете ли Вы дальнейшее участие в научно-методическом альманахе - да 50%, нет 50%
Что лучше - самопубликация или участие в рецензируемом издании и почему?
-
Участие в рецензируемом издании. Приобретаю новые знания о работе над материалом, есть возможность для соотнесения с материалами коллег и рефлексии. В самопубликациях нет "обратной связи".
-
в рецензируемом издании участвовать надёжнее, полезнее с методической точки зрения
-
Для меня лучше участие в рецензируемом издании. Командная работа легче для меня.
-
В рецензируемом - лучше, т.к. обсуждение темы с заинтересованными лицами делает текст лучше.
-
Участие в издании лучше. Мне важно мнение редактора перед публикацией.
Но:
-
Самопубликация - нет проверки на плагиат.
-
Самопубликация - ты ни от кого не зависишь.
Что дала или что отняла работа над своими материалами для Альманаха?
-
Дала опыт, уверенность в своих силах, отняла - "нервную систему"
-
Отняла очень много времени, но все не зря! Это большой вклад в самосовершенствование. Уже могу немного сочинять.
-
Появилось представление, что значит преподнести своими словами текст другого автора. Это трудно! Отняла эта работа только время от выходных дней.
-
возможность систематизировать свой опыт
-
Дала понимание иных точек зрения, знакомство с опытом коллег.
-
Смогла еще раз проанализировать свою работу
Но:
-
В плане приобретения опыта - Да. Считаю что подобная публикация не стоит того времени, которое на неё было затрачено
Эффективность использования портала для достижения качественных педагогических результатов проявляется в росте числа педагогов применяющих в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, ресурсы сети Интернет для поддержки учебно-воспитательной деятельности, обращающихся к дистанционном формам обучения.
При систематической и целенаправленной работе по созданию коллективного портфолио повышается социальная сетевая профессиональная активность, пробуждается стремление педагогов к участию в сетевых сообществах и диссеминации своего опыта.
Привлечение педагогов к подготовке выпусков научно-методического альманаха способствует обобщению передового опыта и приводит к формированию современных компетенций, к качественному изменению в отношении к публикации собственных материалов в открытом доступе.
Результаты участия педагогов в создании и поддержании деятельности Коллективного портфолио педагогов способствуют профессиональному росту и повышению самооценки участников. Положительный пример участников конференций и альманаха, а также их готовность к курированию и сопровождению менее продвинутых коллег составляют основу для дальнейшей эффективной работы по формированию инновационной культуры современного педагога, что, в конечном счете, сказывается на образовательном результате, более активном применении инновационных методик и технологий в учебном процессе, во внеучебной деятельности, в организации коммуникации с участниками образовательного процесса.
Апробация
Наш портал уже получил серьезное признание.
2014 год - участие в конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020». Школа стала финалистом городского тура конкурса. http://schule72spb.ru/admin/oer2012-2015/20140910-innprodkonk.html
В 2016 году ресурсы школы получили оценку экспертов Общероссийского рейтинга школьных сайтов:
Инновации и традиции в общеобразовательной школе – 15 баллов из 15
Ежегодный научно-методический альманах – 15 баллов из 15
Итог
Портал сконфигурирован, настроен, протестирован группами пользователей с различными ролями. Технические решения и модели представления контента апробированы и могут быть внедрены в образовательных организациях Санкт-Петербурга.
Открытое размещение портала в сети Интернет дает возможность каждому желающему ознакомиться со структурой и контентом портала, использовать его в качестве модели для создания собственного аналогичного продукта.
Техническое решение ориентировано на бюджетную организацию; при создании аналогичного продукта другому образовательному учреждению не потребуются большие финансовые вложения, можно прибегать к экономичным бюджетным решениям, что для государственных образовательных организаций является немаловажным фактором. В базовом решении портала и подключаемых сторонних сервисах используются программные продукты на лицензии GNU General Public License, свободное программное обеспечение и бесплатные сетевые решения.
Материал подготовлен в соавторстве.
Авторы:
Сотникова Алла Леонидовна, методист, администратор сеиевых ресурсов школы № 72
Стрешинская Инна Васильевна, директор школы № 72