Технические особенности и принципы сопровождения проекта коллективного портфолио

  • Печать

Технические особенности и принципы сопровождения проекта коллективного портфолио

Среди множества подходов к развитию сетевых ресурсов образовательного учреждения и впоследствии полноценной ИОС (см. отдельно о подходах к ИОС в общем образовании - здесь) мы останавливаемся на двояком понимании принципов и сущностных характеристик информационно-образовательной среды и её компонентов  как

 педагогически и технически организованной сферы информационного взаимодействия участников образовательного процесса.

В концептуализации работы по управлению проектом и сопровождению пользователей мы исходим из 

  • сочетания программно-технического и социально-педагогического подходов к сетевым ресурсам школы с приоритетом последнего;
  • педагогической релевантности сетевой деятельности для всех участников образовательного процесса;
  • ресурса мониторинга и   управления;
  • ресурса мотивации к профессиональному росту и инновационной деятельности;
  • понимания ИОС школы и её составляющих как динамического явления, управляемого процесса и публичного результата. 

Актуальность такой работы определяется также

  • вариативностью  совокупности собственно технологических средств,
  • модульным принципом,
  • масштабируемостью используемых проектных решений с заложенным потенциалом развития, а также
  • открытостью и достоверностью получаемых результатов.

Портал «Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов школы №72 Санкт-Петербурга» с развивающейся составляющей «профессионального сообщества» - это решение web 2.0., предполагающее коллективное авторство (краудсорсинг), коллективную ответственность, профессиональное взаимодействие и социальную значимость.

Портал как компонент развивающейся ИОС и педагогическая система нового уровня обладает следующими характеристиками:

  • Структурированность (способность организовываться) – как следствие, сложность, и насыщенность ресурсами.
  • Системность – способность компонентов системы к взаимодействию и, как следствие, появлению новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам.
  • Открытость – способность обмениваться ресурсами с внешними средами.
  • Техничность – зависимость эффективности  процессов от программно-технического обеспечения.
  • Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность.Адаптивность – способность среды не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, а также модифицировать информационное ядро среды, адекватно отражая потребности общества.
  • Субъектность – зависимость уровня развития ресурсов среды, её компонентов и среды в целом от активности участвующих в среде субъектов.
  • Управляемость – способность изменяться под целенаправленным воздействием для дальнейшего развития и совершенствования.

Технические особенности  

Портал реализован  на CMS Joomla! и предполагает многопользовательский доступ к управлению контентом с разграничением прав и полномочий.  

Система управления контентом Джумла (CMS Joomla!) - мощная бесплатная система управления контентом  для создания веб-сайтов, написанная на языках PHP и JavaScript, использующая в качестве хранилища базы данных СУБД MySQL. Является свободным программным обеспечением, распространяемым под лицензией GNU GPL.

Педагоги  ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга являются авторами  ресурса. Предусмотрены 4 группы  пользователей, работающие с лицевой стороны Портала: издатели, редакторы, авторы и зарегистрированные пользователи. Редакторы и издатели курируют начинающих авторов и способствуют их переходу в группу с большими правами.  Зарегистрированные пользователи получают возможность оставлять комментарии к материалам, скачивать прикрепленные файлы,  но не могут редактировать, публиковать или добавлять любой другой материал на сайте. На Портале разрешена автоматическая регистрация пользователей.

Настройка и управление компонентами Портала «Инновации и традиции в общеобразовательной школе»  осуществляется из административной панели. Внутренние пользователи — это административные пользователи сайта. Полным  доступом ко всем компонентам Портала и базам данных, настройкам и управлению контентом обладает сотрудник с правами супер-администратора. Назначенные супер-администратором  администраторы и менеджеры имеют доступ (ограниченный)  к панели управления и могут управлять контентом.

С позиций типологии информационно-образовательных сред портал

  • по масштабу и принадлежности - корпоративный (компонент ИОС образовательного учреждения);
  • по ограничениям доступа пользователей -  общедоступный;
  • по характеру поддерживаемых базовых приложений - компонент среды, обеспечивающий информационно-справочную поддержку образовательной деятельности

 Место портала в развивающейся ИОС школы

В настоящее время наши основные сетевые проекты - это

Сетевая активность школы расширятся за счет представительств  в социальных сетях:

Все представительства школы в социальных сетях модерируются.

Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 располагается на портале "Петербургское образование" по адресуhttp://sch072.petersburgedu.ru/.

На портале «Петербургское образование» также находится электронный дневник, автоматизированная информационная система управления (АИСУ) «ПараГраф».

В системе активно используются облачные технологии. Через публичные аккаунты Google осуществляется  управление, информирование и учительское рабочее взаимодействие.

 Цели и задачи

Портал создавался для решения актуальных для ОУ задач. Это, в первую очередь, повышение квалификации педагогических кадров и развитие ИОС школы. Это решается через  

  • создание в образовательном учреждении благоприятной среды для активного использования современных программных и сетевых ресурсов,  способствующей росту инновационной и сетевой активности учителей;
  • стимулирование учителей к  публикации материалов в открытой сети;
  • повышение квалификации педагогических работников в области ИКТ;
  • организацию эффективного внутрифирменного взаимодействия педагогов в процессе разработки структуры цифрового портфолио;
  • повышение инновационной  культуры педагогического состава ГОУ СОШ  №72 Калининского района Санкт-Петербурга.

Развитие портала началось  в рамках ОЭР 2012-2015 с проекта "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры". Полный дневник проекта опубликован в сетевом проекте “Живая школа”  (http://schule72spb.ru/admin/oer0.html ), а также на специальном временном сайте-протоколе  проекта (https://sites.google.com/site/oerschule72spb/ ).

Портал разрабатывался и используется с 2013 года как современный управленческий инструмент, позволяющий организовать внутрифирменное повышение квалификации педагогического коллектива.

Последовательный анализ  материалов конференций и выпусков альманаха позволяет фиксировать изменения, происходящие в профессиональных установках и компетенциях педагогов школы.

С июня 2016 года портфолио выступает в качестве инструмента мониторинга и внутренней оценки эффективности деятельности педагога и используется при работе Комиссии по оценке эффективности деятельности педагога.

Через коллективное периодическое издание мы управляем методической работой педагогического коллектива и одновременно создаем собственную электронную базу методических разработок.

Система сопровождения портала включает создание нормативной базы, обучение и курирование педагогов.

Разработаны и могут использоваться в РСО следующие локальные акты:

См. также в разделе "О проекте" --> Локальные акты - http://portfolio.schule72spb.ru/ru/lokalnye-akty

Система внутрифирменного ПК

  • В течение года проходят обучающие семинары по применению IT-технологий в практике работы.

  • Подготовка тематических конференций и выпусков Альманаха  является одновременно работой по формированию релевантных компетенций и навыков.

  • Функционирует  Консультационный пункт, где по предварительной записи можно получить совет или ответ на интересующий вопрос.

Техническое сопровождение пользователей портала осуществляется в дистанционном и очном режиме.

 

Эффекты - планируемые и неожиданные

По данным внутреннего мониторинга положительные эффекты от участия педагогов школы в  собственных сетевых проектах очевидны:

  • Что-то изменилось в Вашем отношении к ИКТ в профессиональной деятельности педагога за 3 года? * - Да -  85%

  • Являетесь ли Вы сторонником использования новых технологий и для чего?* - Да. Для личного профессионального роста  - 92%

  • Нужно ли школе своё научно-методическое издание?  Да -  96%

  • Считаете ли Вы, что участие школы в инновационной деятельности повышает престиж школы? * Да -  97%

  • Считаете ли Вы, что использование новых компьютерных и сетевых технологий повышает качество работы учителя? * Да -  89%

 

Ответы на вопрос “Портал как площадка для Вашего портфолио * Зачем Вы планируете свое портфолио?” свидетельствуют  о росте мотивации и профессионального самосознания

  • Это нужно для систематизации своих материалов. Это общее дело всего коллектива, а значит, то, что объединяет нас в единую команду единомышленников. Это нужно для школы! Это своего рода повышение квалификации, так как многому можно научиться, работая с порталом.

  • повышение самооценки педагога, "публичное хранилище" его успехов и наработок....

  • Это удобный способ хранения личной профессиональной информации для ее дальнейшего использования

  • престиж школы, мой личный статус, удобно....

  • Профессиональный рост, планирование карьеры

  • Для обобщения работы

  • для презентации своего опыта

  • это возможность рассказать о себе как педагоге.

  • Собственное портфолио в ряду портфолио коллег создает информационный повод для сравнения своих  результатов с достижениями коллег. Включается элемент соревнования, это мотивирует показать свои лучшие достижения, но что более важно - создать что-то для портфолио, которым не стыдно поделиться.

  • Портфолио - это способ самопрезентации, но не менее важно - инструмент коллективной работы по формированию имиджа школы

  • Для презентации своей педагогической деятельности

  • имидж, систематизирование собственного опыта

  • Чтобы повысить свою квалификацию.

  • Самопрезентация и стимул  самосовершенствования

  • "для саморазвития и самоанализа, портфолио как копилка своего опыта"

 (См. весь анализ http://allasotnikova.blogspot.ru/2015/02/blog-post.html)

 

Анализ данных, извлекаемых из Joomla, позволяет проводить мониторинг и оценку активности педагогов и групп.

Не менее значительными представляются результаты анализа авторской работы над тематическими выпусками альманаха. Можно отметить  движение к пониманию сути издательской деятельности школы и целый ряд проблем, подлежащих осмыслению.

Объективности ради -  примеры:

Участие в альманахе явилось для меня событием "Повышения квалификации" - да 80%, нет 20%

Планируете ли Вы дальнейшее участие в научно-методическом альманахе - да 50%, нет 50%

Что лучше - самопубликация или участие в рецензируемом издании и почему?

  • Участие в рецензируемом издании. Приобретаю новые знания о работе над материалом, есть возможность для соотнесения с материалами коллег и рефлексии. В самопубликациях нет "обратной связи".

  • в рецензируемом издании участвовать надёжнее, полезнее с методической точки зрения

  • Для меня лучше участие в рецензируемом издании. Командная работа легче для меня.

  • В рецензируемом - лучше, т.к. обсуждение темы с заинтересованными лицами делает текст лучше.

  • Участие в издании лучше. Мне важно мнение редактора перед публикацией.

Но:

  • Самопубликация - нет проверки на плагиат.

  • Самопубликация - ты ни от кого не зависишь.

Что дала или что отняла работа над своими материалами для Альманаха?

  • Дала опыт, уверенность в своих силах, отняла - "нервную систему"

  • Отняла очень много времени, но все не зря! Это большой вклад в самосовершенствование. Уже могу немного сочинять.

  • Появилось представление, что значит преподнести своими словами текст другого автора. Это трудно! Отняла эта работа только время от выходных дней.

  • возможность систематизировать свой опыт

  • Дала понимание иных точек зрения, знакомство с опытом коллег.

  • Смогла еще раз проанализировать свою работу

Но:

  • В плане приобретения опыта - Да. Считаю что подобная публикация не стоит того времени, которое на неё было затрачено

Эффективность использования портала для достижения качественных педагогических результатов проявляется в росте числа педагогов применяющих в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, ресурсы сети Интернет для поддержки учебно-воспитательной деятельности, обращающихся к дистанционном формам обучения.

При систематической и целенаправленной работе по созданию коллективного портфолио повышается социальная сетевая профессиональная активность, пробуждается стремление педагогов к участию в сетевых сообществах и диссеминации своего опыта.

Привлечение педагогов к подготовке выпусков научно-методического альманаха способствует обобщению передового опыта и приводит к формированию современных компетенций, к качественному изменению в отношении к публикации собственных материалов в открытом доступе.

Результаты участия педагогов в создании и поддержании деятельности Коллективного портфолио педагогов способствуют профессиональному росту и повышению самооценки участников. Положительный пример участников конференций и альманаха, а также их готовность к курированию и сопровождению менее продвинутых коллег  составляют основу для дальнейшей эффективной работы по формированию инновационной культуры современного педагога, что, в конечном счете, сказывается на образовательном результате, более активном применении инновационных методик и технологий в учебном процессе, во внеучебной деятельности, в организации коммуникации с участниками образовательного процесса.

Апробация

Наш портал уже получил серьезное признание.

2014 год - участие в конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020».  Школа стала  финалистом городского тура конкурса. http://schule72spb.ru/admin/oer2012-2015/20140910-innprodkonk.html

В 2016 году ресурсы школы получили оценку экспертов  Общероссийского рейтинга школьных сайтов:

Инновации и традиции в общеобразовательной школе – 15 баллов из 15

Ежегодный научно-методический альманах – 15 баллов из 15

Итог

Портал сконфигурирован, настроен, протестирован  группами пользователей  с различными ролями. Технические решения и модели представления контента  апробированы и могут быть внедрены в образовательных организациях Санкт-Петербурга.

Открытое размещение портала в сети Интернет дает возможность каждому желающему ознакомиться со структурой и контентом портала, использовать его в качестве модели для создания собственного аналогичного продукта.

Техническое решение ориентировано на бюджетную организацию; при создании аналогичного продукта другому образовательному учреждению  не потребуются большие финансовые вложения, можно прибегать к экономичным бюджетным решениям, что для государственных образовательных организаций является немаловажным фактором. В базовом решении портала и подключаемых сторонних сервисах используются программные продукты на лицензии GNU General Public License, свободное программное обеспечение и бесплатные сетевые решения.

 

Материал подготовлен в соавторстве.
Авторы:
Сотникова Алла Леонидовна, методист, администратор сеиевых ресурсов школы № 72
Стрешинская Инна Васильевна, директор школы № 72