Сотникова Марина Юрьевна. Урок по предмету “Окружающий мир” в 1-м классе
- Подробности
- Категория: Выпуск 2
- Опубликовано 01.07.2014 15:27
- Автор: Administrator
- Просмотров: 3469
Сотникова Марина Юрьевна
Урок по предмету “Окружающий мир” в 1-м классе
Тема урока: Равновесие в природе
Класс: 1
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель:
1. Сформировать начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии.
2. На примерах цепей питания показать, что всё в природе взаимосвязано.
Задачи:
1. Научить находить взаимосвязи в природе.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
1. Обобщение свойств живых организмов.
2. Сходство и отличие живых организмов.
3. Определение существования взаимосвязи живой и неживой природы.
Оборудование:
1. Ноутбук
2. Медиапроектор
3. Магнитофон
Методическое обеспечение:
1. Учебник Окружающий мир “Я и мир вокруг”А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,
А.С Раутиан.
2. Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” 1 класс А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
3. Презентация.
4. Плакат из набора по окружающему миру для 1 класса.
5. Аудиозапись звуков пчёл, шмелей, лягушек, кукушки.
6. Карточки с названиями растений и животных.
7. Иллюстрации животных и растений.
Раздаточный материал:
разрезные карточки со словами вывода (Всё в природе взаимосвязано.Человек не должен нарушать природное равновесие)
План урока
1. Организационный момент. Объявление темы, постановка задач урока, мотивация
учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний
3. Постановка проблемы.
4. Первичное закрепление знаний.
5. Применение полученных знаний
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание.
Организационная структура урока
Структура разработана в соответствии с разделами технологической карты урока и включает этапы и аспекты “Деятельность учителя”, “Деятельность учащихся”, “Формы организации взаимодействия на уроке”, УУД. Для удобства чтения ход урока представлен в виде текста.
1. Этап урока: Организационный момент
Объявление темы, постановка задач урока, мотивация учебной деятельности.
Деятельность учителя: создаёт эмоциональный настрой, мотивирует учащихся на урок.
Деятельность учащихся: настраиваются на урок.
Формы организации взаимодействия на уроке: фронтальная работа.
2. Этап урока: Актуализация опорных знаний
Деятельность учителя: акцентирует внимание учащихся на отличие и сходстве живых организмов.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя .
Формы организации взаимодействия на уроке: фронтальная работа.
Плакат из набора по окружающему миру "Растения и животные"
- Назовите свойства живых организмов.
- Чем растения отличаются от животных?
УУД: регулятивные
Развивать умение высказывать свои мысли.
Оценивать учебные действия.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
3. Этап урока: Постановка проблемы
Деятельность учителя: задаёт вопросы,
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы,работают в паре,читают выводы в учебнике, ставят проблему и выводят тему урока.
Формы организации: фронтальная, в паре, учебная игровая деятельность.
- Что нужно растениям для жизни? (воздух, вода, свет).
- Работа по учебнику. Стр. 60
- Рассмотрите иллюстрации.
* Работа в паре.
- Соедините животных с их местом обитания.
- Прочитайте вопрос и дайте ответ.
Вывод. Каждый живой организм приспособился жить в определённом месте, сообща с другими живыми организмами. Только здесь они чувствуют себя "как дома".
- Как вы думаете, какая будет тема урока?
(ответы детей)
(Слайд № 1, № 2)
4. Этап урока: Первичное закрепление знаний
Деятельность учителя: через систему вопросов подводит детей к выводу об определённом количестве растений, травоядных животных и хищников для равновесия жизни в природе.
Деятельность учащихся: по иллюстрациям учебника и слайду делают вывод о существовании “экологической пирамиды”,
Формы организации: фронтальная.
- Что берут растения из природы?
- Чем служат для других живых организмов? (кормильцы)
- Чем питаются животные?
- Как мы их называем? (едоки)
*Работа по учебнику. Стр. 58
Рассмотрите иллюстрации. Назовите знакомые растения, животных.
- Что показывают эти иллюстрации? (кто питается растениями)
- Кто же поедает травоядных животных, когда их становиться слишком много? (хищники)
- Какие животные чаще попадают хищникам в зубы?
(Слайд №3 Экологическая пирамида.)
УУД: познавательные
Развиваем умение извлекать информацию из иллюстраций. текстов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать по признакам.
Ориентироваться в учебнике.
Физминутка (стихотворение Ю. Мориц “Попрыгать-поиграть”)
5. Этап урока:Практическое применение нового знания
Деятельность учителя: объясняет правила дидактической игры,загадывает загадки.задаёт вопросы, подводит детей к пониманию важного закона природы.
Деятельность учащихся: участвуют в дидактической игре,работают в группе, отгадывают загадки,получают первоначальные знания о таких понятиях, как “экологическая катастрофа” и “цепь питания”.
Формы организации: фронтальная,групповая.
- О чём говорит эта пирамида?
* Составляем экологическую пирамиду.
- Выходите дети с синими карточками. (2 человека)
- С красными карточками. (1 человек)
- С зелёными карточками. (4 человека)
- Как вы думаете кого вы будете изображать?
Предположения детей.
Учитель прикрепляет названия растений и животных на карточки. (пшеница, мышь, орёл).
- Почему разное количество?
*Составление цепи питания.
*Учитель вывешивает табличку со словами "цепь питания".
- Что означают эти слова?
- Попробуем и мы составить цепь питания. Для этого прослушайте звуки и угадайте, какому животному они принадлежат.
* Учитель ставит запись со звуками пчёл, шмелей, лягушек, кукушки.
* После того, как дети отгадали, на доску вывешиваются иллюстрации этих животных.
- Чем питаются насекомые? (растениями).
Загадка.
Эй, звоночки,
Синий цвет,-
С язычком,
А звону нет! (колокольчик)
- Какого животного не хватает? (хищного)
Загадка.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
Загадка.
Другой такой птицы вы не найдёте -
Вместо собаки помощник в охоте. (сокол)
* Дети берут картинки и составляют цепь питания.
*. Экологические катастрофы.
- Что такое "экологическая катастрофа"?
* Работа в учебнике. Стр. 61.
- Что произошло с животными и растениями на рисунках?
(Слайды № 4, 5)
- Чем полезны эти животные?
- Дом для многих животных - это лес. Люди вырубают леса для своих нужд.
(Слайд № 6)
- Как влияет на жизнь животных вырубка леса?
(Слайд № 7)
* Как живое превращается в неживое.
- Как живое превращается в неживое? Какая третья группа животных существует?
* Работа в учебнике. Стр. 59 (правая иллюстрация)
Вывод. Дети читают вывод в учебнике.
- Подумайте, как неживое превращается в живое?
УУД: коммуникативные
Развивать умение слушать и понимать других.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в группе.
УУД: познавательные
На основе анализа делать выводы.
Ориентироваться в учебнике.
Обобщать по признакам.
6. Этап урока. Рефлексия. Подведение итогов
Деятельность учителя: предлагает подумать о том, какие животные “полезны” в природе, а какие “вредны”,сделать вывод, работая в паре.
Деятельность учащихся: рассматривают слайды, высказывают свои предположения о значении этих животных в природе,работают в парах, выставляют оценки за урок в свои дневники.
Формы организации: фронтальная, в парах. индивидуальная.
- Можно ли считать одни организмы вредными, а другие полезными?.
- Почему каждый организм нужен на Земле?
* Работа в паре.
Дети получают предложения с разрезанными на отдельные слова предложениями. Составляют вывод.
Вывод
Всё в природе взаимосвязано. Человек не должен нарушать природное равновесие.
(Слайд № 8)
- Что нового узнали ?
* Самооценка в дневниках
УУД: коммуникативные.
Умение работать в паре.
Уступать и договариваться в случаях, где это необходимо.
УУД: личностные.
Осваивать роль “хорошего ученика”.
Иметь представление о себе и своих возможностях.
7.Этап урока. Домашнее задание
Творческое домашнее задание (по желанию): придумать сказку, в которой бы человек не соблюдал законы природы. К чему бы это привело?
Литература и источники
1. Окружающий мир. Я и мир вокруг. Учебник для 1 класса. Авторский коллектив: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.- Москва,” Баласс” 2011.
2. Окружающий мир. Я и мир вокруг. 1 класс Методические рекомендации для учителя. Авторский коллектив: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.- Москва, “Баласс” 2011.
Материалы комплексной публикации
- Первые уроки “Окружающего мира”: Мир надо любить и знать
- Урок по предмету “Окружающий мир” в 1-м классе
- Приложение к уроку по предмету “Окружающий мир” в 1-м классе
- Презентация к уроку по предмету “Окружающий мир” в 1-м классе
- Рекомендации к проведению урока