Сотникова А.Л. Воспитательная работа в школе в контексте требований профессионального стандарта педагога

Сотникова Алла Леонидовна,
методист ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитательная работа в школе в контексте требований профессионального стандарта педагога


Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса. И в стандартах, и в примерных программах много внимания уделяется воспитательной составляющей – мы говорим о личностных результатах образования, о программе воспитания и социализации как обязательной части примерной программы.
Наталья Третьяк, заместитель министра образования и науки РФ  (1)

Не требует доказательства, что воспитание - задача обширная, комплексная и реализуется не только как отдельное направление, но и в процессе всей образовательной деятельности - предметной и внеклассной, в сочетании с задачами собственно обучающими и развивающими.

Образование реформируется не только в России. Джон Дейвис, вице-президент Intel® и генеральный менеджер программы Intel® World Ahead, полагает: «Развитие творческого потенциала детей, воспитание «создателя» информации, а не «потребителя» – основа образовательной парадигмы Intel®. Из представителей поколения, приученного создавать новое, с большей долей вероятности вырастут блестящие исследователи, смелые ученые-новаторы, которые сделают прорывные для человечества научные открытия» (2). 

По словам Евгения Ямбурга, «… самый главный риск — ментальный. Мы запустили Гагарина в космос, сделали ракеты, но не можем выпускать хорошую массовую продукцию. Мы психологически не готовы жить по стандартам, все время противопоставляя их творчеству. Но стандарты — закон, и его надо выполнять…» (3). 

Профессиональный стандарт педагога – документ, основной пафос которого не в том, чтобы поставить учителя в еще более жёсткие рамки, а в том, чтобы попытаться выявить и преобразовать в действия, что отвечает потребностям ребёнка и общества и каким образом учитель может этого достигнуть, совершенствуя себя в профессии.

Требования Профессионального стандарта педагога, связанные с воспитательным аспектом, содержатся и в блоках 3.1.1. Трудовая функция: Общепедагогическая функция. Обучение, 3.1.3. Трудовая функция: Развивающая деятельность и в отдельном блоке 3.1.2. Трудовая функция: Воспитательная деятельность,

Документ, доступный всем гостям конференции по ссылке, создан с учетом специфики школы № 72, адресован, в первую очередь, хозяевам конференции – это модель для самоанализа, выявления лакун и планирования действий. Документ не доступен для редактирования, его нужно скачать себе и работать в удобном для себя режиме – никто никогда без Вашей доброй воли не увидит Ваших ремарок. Но этот документ важен не только для Вас.

Его содержание абсолютно необходимо школе, поскольку отталкиваясь от сильного опыта и учитывая слабые стороны, можно попробовать выстроить работу по внедрению профстандарта в системе с минимальным ущербом для личности.

Как работать с документом?
Например, по модели, пройдя все позиции:


Общая оценка
..
Комментарий

Что делаю я

Примеры коллег
….
Примеры других педагогов
….
С кем консультироваться/советоваться
….
Что читать
…..
Где учиться
…..
Прочее
…..


 

Что поможет при анализе требований?

Справочные ресурсы:

• Подборка «Воспитать Человека». Дополнительные материалы к районной научно-методической конференции- https://plus.google.com/u/0/collection/UXys9
• Подборка «Нормативная база воспитательной работы в школе. Коллекция ссылок на международные, российские и региональные документы. https://plus.google.com/u/0/collection/0uAMBB
• Подборка «Внедрение профессионального стандарта педагога» - https://plus.google.com/u/0/collection/Es_f9
• Подборка «Трудности подросткового возраста». Коллекция материалов в помощь учителю и классному руководителю - https://plus.google.com/u/0/collection/cMYq9
• Повышаем квалификацию в области ИКТ. Сетевой консультационный пункт для педагогов школы 72 Санкт-Петербурга - https://plus.google.com/u/0/communities/100101436744786573101
• За стенами классной комнаты. Сообщество для дополнительной коммуникации службы сопровождения с педагогами школы 72 Калининского района Санкт-Петербурга - https://plus.google.com/u/0/communities/103946300282348953492

При оценке своей деятельности может помочь анализ позитивного опыта коллег?

• Живая школа – http://schule72spb.ru:


• Живая школа. Календари учебных лет
• Живая школа. Визитные карточки и дневники классов
• Живая школа. Материалы конференций


• Портал «Инновации и традиции…» – http://portfolio.schule72spb.ru:

• Общие достижения школы в коллективном портфолио
• Индивидуальные портфолио
• Выпуски Альманаха
• Материалы конференций

При выявлении лакун рекомендуются консультации специалистов, общение с коллегами по школе и в сетевых профессиональных сообществах, обучение.

Возможности дистанционного обучения открыты.

Это, например:

• Курсы на Галактике Intel, например, отличный курс «Методы сотрудничества в классе (из серии «Элементы»)» https://edugalaxy.intel.ru/?act=elements&courseid=2&CODE=course
• Вебинары издательства «Просвещение», например, Цикл вебинаров «Формируем навыки XXI века»: октябрь 2015-март 2016
http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45782
• Курсы издательского дома «1 сентября», например, полноценные курсы повышения квалификации или модульные курсы «Навыки профессиональной и личной эффективности» - https://edu.1september.ru/courses/catalog/
• Вебинары и иные учебные и конкурсные события для учителей центра «Снейл», например, цикл сетевых событий «Дистанционная волна» http://it-pedagog.ru/index.php
• Обучение в «ИНТУИТ», например, есть курс «»Психология и педагогика» http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/info
• Учебные мероприятия питерского портала Завуч.инфо - http://www.zavuch.ru/


Убедиться в своих знаниях и получиnь легитимное подтверждение можно, пройдя независимое тестирование. Например, тест «Основы воспитательной деятельности в школе».

Цитата:
«В данном тесте 27 вопросов, ответив правильно на 20 и более вопросов, вы получите сертификат о прохождении независимого тестирования на знание основ воспитательной деятельности в школе. Сертификат выдает ЧОУ ДПО ЦЕНТР ЗНАНИЙ .
ЧОУ ДПО "ЦЕНТР-ЗНАНИЙ" официальный статус некоммерческой организации имеющий лицензию на дополнительное профессиональное образование взрослых.» http://www.zavuch.ru/teachertest/tcat/2/.

 

Итог

«Технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя».
Крейг Баррет (Craig Barrett), в 1992-2009 гг. Председатель совета директоров Intel®, идеолог корпоративных образовательных программ. https://edugalaxy.intel.ru/?act=programms


Литература и источники

(1) Наталья Третьяк, заместитель министра образования и науки РФ. URL: http://tretjak-natalja.ru/zadachi-sistemy-obrazovaniya/ 

(2) Джон Дейвис, вице-президент Intel® и генеральный менеджер программы Intel® World Ahead. URL: https://edugalaxy.intel.ru/?act=programms 

(3) Евгений Ямбург. URL: http://xn--c1arjr.xn--p1ai/novosti/profstandart-uchitelya-vnedryat/

 


 


Ваши отзывы, пожелания, критику Вы можете оставить здесь,  в комментариях к этому материалу (требуется регистрация на портале), или в независимой форме http://goo.gl/forms/vZMkCbRrRv.

 

Дополнительная информация