Сотникова А.Л. Курс-справочник для педагогов “Использование элементов ДО в школе: Google Класс”

Сотникова Алла Леонидовна,
 методист

Курс-справочник для педагогов “Использование элементов ДО в школе: Google Класс”

Google Classroom как платформа для организации обучения в дистанционном формате используется многими общеобразовательными школами и вузами, бюджет и ресурсы которых ограничены.

К преимуществам относят:

  • бесплатный доступ к инструментам Google;
  • простота работы в системе;
  • безопасность, отсутствие рекламы и защита данных учащихся;
  • интеграция с Google Drive, Google Диск, документами, календарем и Gmail;
  • автоматизация процесса: автоматическое распространение копий задания для каждого ученика;
  • удобство связи: комментирование в реальном времени;
  • возможность использования через мобильное приложение [1].

Из недостатков отмечают отсутствие приложения для онлайн-встреч и ограничения в количестве участников курсов (не более 250, за один день к курсу могут присоединиться до 100 человек). Первое устарело, интегрирован компонент Meet, второе для обычной школы нерелевантно.

Подробно о предварительном опыте школы 72 Санкт-Петербурга, обстоятельствах и действиях школы при отмене очных форм обучения весной 2020 года см. в этом выпуске в статье Новиченко И.В.,Стрешинская И.В. “Системный подход к организации учебного процесса с ЭО и ДОТ в школе” [2].

“Использование элементов ДО в школе: Google Класс” - это обучающий курс и справочник, остающийся в доступе участников и после завершения курсового или модульного обучения. Он создан для педагогов школы 72 в ситуации необходимости быстрой организации электронного обучения школьников или обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ) в марте 2020 года. Автор-составитель Сотникова А.Л.

Цель курса - научиться создавать курсы на платформе Google Класса и целесообразно и эффективно использовать ресурсы доменного аккаунта для четкой и успешной работы с учениками.

Задачи:

1. Изучить варианты структурирования курса в Google Classroom для решения разных учебных и организационных задач.
2. Изучить типы заданий и возможности автоматического оценивания
3. Проверить способы обратной связи с учениками.
4. Апробировать типы учебных материалов и типы заданий для использования в дистанционном обучении.
5. Посмотреть на обучение в среде Google Classroom глазами учеников и проверить, что может пойти не так в реальной работе.

Курс полноценно работает только в компоненте Google Classroom в доменном аккаунте, т.е. в рабочей среде Google Workspace для образования (до 2006 года Google Apps, до октября 2020 года G Suite for Education). Можно создавать копии курса, редуцировать или расширять содержание, адаптировать под целевую аудиторию в рамках своего рабочего аккаунта в домене; перенести курс в индивидуальный аккаунт Google уже сложнее, многое только вручную, часть с помощью дополнения Classroom Share.

За рамками пакета Google Workspace для образования часть наиболее существенного для учителей и учеников функционала Google Classroom как полноценной системы дистанционного обучения (LMS), построенной на интеграции компонентов Google Workspace для образования, реализована быть не может, так, например, с “зачетной книжкой” / сводной ведомостью достижений учеников курс работать не будет.

Как выглядит курс

Стартовая страница курса cодержит баннер курса и ленту объявлений.

Баннер или “флаг” курса

image001

На баннере отображается постоянная ссылка на комнату для видеовстречи Meet.

Лента

Лента курса собирает все материалы и задания, опубликованные преподавателями, а также объявления за рамками материалов курса. Все записи ленты поступают на почтовые адреса участников курса в виде уведомлений.

Вкладка “Задания”

image002

В верхнем ряду ссылки на связанные компоненты - ссылка на постоянную комнату видеовстреч Meet (создается автором при создании курса или позже в настройках), календарь курса и папку курса, которые автоматически создаются в аккаунте преподавателей и учеников при присоединении к курсу.

image003

Вкладка “Пользователи”

Автор-составитель курса Сотникова А.Л., приглашенный преподаватель Стружевская М.Т., 59 педагогов приняли участие в курсе в качестве учащихся.

image004

Вкладка “Оценки”

Вкладка “Оценки”, наряду с вкладкой “Задания”, составляет основу функционала Google Classroom как платформы для организации обучения и учебного взаимодействия.

image005


Материалы и ресурсы курса

Материалами курса являются документы в форматах Google Документы, Google Таблицы, Google Презентации, Google Рисунки, видеозаписи, размещаемые на YouTube; каждый создаваемый курс/класс в Google Классе интегрирован с Google Календарем и Google Диском; при необходимости к курсу подключаются Google Сайты, Блоги, Сообщества Google+, а также ресурсы конференц-связи (видео, аудио, текстовый чат) Hangouts / Google Meet.

Структура курса

Курс построен по модульному принципу и включает 10 тематических блоков (модулей), которые можно комбинировать в микро-курсы в зависимости от конкретных задач. В полном виде курс рассчитан на работу в течение 12 недель, исходя из трудоемкости 3 часа в неделю, т.е. 36 часов. Модульность и вариативность заданий позволяют спланировать работу с курсом на 12 часов или на 72 часа.

Тематические блоки-модули:

1. О курсе и работе в нем
2. Введение
3. Google Classroom как платформа для дистанционного обучения (LMS)
4. Практическая работа: Начало
5. Практическая работа: Задания
6. Практическая работа: Тесты
7. Коммуникация в рамках курса
8. Форматы учебных материалов. Работа с примерами и шаблонами
9. Внешние сервисы web 2.0 в курсе
10. Правовые и организационные аспекты работы в классе

Вспомогательные

11. Публикация работ учеников / материалов для публичного доступа
12. Методическое обеспечение курса
13. Анализ и рефлексия
14. Итог

Приведенная ниже структура курса с тематическими модулями, теоретическими материалами и заданиями сформировалась от стартовой программы постепенно, с учетом выявленных лакун и запросов участников курса.

Для кого и зачем этот курс в Google Классе

1. Программа курса
2. Ресурсы и материалы курса
3. Правила и рекомендации по работе в курсе
4. Термины и понятия. Глоссарий
5. Организационные материалы курса

Введение

1. Вместо введения: Несколько установочных мыслей о Google классе
2. Задание 1. Приоритетные задачи учителя при дистанционной работе с Классом
3. Возможности платформы Google Classroom
4. Задание 2. Что нужно учителю для дистанционной работы с классом?
5. Задание 2. (для подключившихся к курсу позже) Что нужно учителю для дистанционной работы с классом?
6. Задание 2. (ГПД) Класс для начальной школы и ГПД

Google Classroom как платформа для дистанционного обучения (LMS)

1. Google Класс как часть пакета Google Suite for Education
2. Задание 3. Компоненты G Suite
3. Примеры использования G Suite для работы с командой и внешним миром
4. Задание 4. Зачем Вам Google Класс
5. Обзор платформы Google Classroom
6. Обучающие видео на канале "Опыт Тичера"
7. Для детей о компонентах Google
8. Заготовки для будущего класса

Практическая работа: Начало

1. Структура курса
2. Начало работы: инструкция
3. Обзор Google Classroom, часть 1
4. Обзор Google Classroom, часть 2
5. О работе в классе с планшета и смартфона. Автор М.Т.Стружевская
6. Задание 5. Пора нажать на кнопку
7. Планирование курса/класса

Практическая работа: Задания

1. Добавление материалов на вкладку "Задания"
2. Задание 5.1. Работаем в совместном текстовом документе
3. Задание 5.2. Заполняем таблицу
4. Как проверять работы в Google Classroom. М.Т.Стружевская
5. Как ученику увидеть комментарии к заданиям в приложении Google Classroom. М.Т.Стружевская
6. Оценивание в Google Классе

Практическая работа: Тесты

1. Google Формы: тест с автоматическим оцениванием в баллах
2. Задание 6. Google Формы: тест с автоматическим оцениванием в баллах
3. Задание 7. Создаем свой собственный тест

Коммуникация в рамках курса

1. Коммуникация учителя и ученика на платформе курса
2. Подключение компонентов G Suite к Google Классу
3. Задание 8. Использование Google Групп для организации форума.
4. Задание 9. Коммуникация в среде Google+
5. Инструкции по работе с Zoom
6. Создание конференции Zoom в приложении или в календаре.
7. Консультация в Zoom
8. Google Meet. Памятка и практические рекомендации по организации видеовстреч
9. Задание 11. Примите участие в видеовстрече на платформе Zoom
10. Задание 12. Организуйте встречу в видео-формате в Meet или Zoom.
11. Задание 10. Сообщество как способ сбора вопросов профилактики ошибок

Форматы учебных материалов. Работа с примерами и шаблонами

1. Колесо уже изобрели. Давайте воспользуемся
2. Образец "Рабочая тетрадь" (Google презентации)
3. Пример электронной рабочей тетради по географии (документ)
4. Пример плана урока по географии
5. Пример маршрутного листа квеста
6. Шаблон и пример учебного проекта. Готовимся к зиме c рисунками Google
7. Пример задания Google рисунка
8. Шаблон таблицы продвижения участников курса
9. Шаблон для рефлексии 6 шляп

Внешние сервисы web 2.0 в курсе

1. Инструкции к сервисам web 2.0
2. Бесплатные инструменты для онлайн обучения
3. Сводная таблица "Сервисы в наших проектах"

Правовые и организационные аспекты работы в классе

1. О персональных данных
2. О лицензиях Creative Commons на использование авторских материалов
3. Памятка по соблюдению авторских и смежных прав
4. Как присоединиться к курсу или покинуть его в качестве преподавателя
5. Информирование родителей, назначение кураторов

Методическое обеспечение курса

1. Cправка Google Classroom. Работа с первоисточником
2. Книги, сборники, статьи
3. Сетевые ресурсы
4. Архив Галактики
5. Работа в Classroom. Трансляция мастер-класса

Курс был предназначен для быстрой организации внутрифирменного повышения квалификации педагогов школы 72 в ситуации резкого перехода от очных форм к обучению с использованием дистанционных технологий.

Курс был создан 21 марта 2020 года для учителей как практический инструмент для апробирования платформы Google Classroom и справочник, к разделам которого по мере возникновения вопросов всегда можно будет обратиться.

Режим работы в курсе имитировал регулярный учебный процесс, но был по сути - свободный. На выбор участника было оставлено, изучить ли технические основы, документированные и недокументированные возможности платформы, апробировать типы заданий, понять интеграцию с календарем, проверить качество видеосвязи и усвоить основные правила использования компонента Meet.

Участие приглашенных учеников-педагогов было разным - от вдумчивого выполнения заданий в срок до отсутствия документированной цифровой активности (цифрового следа).

В материалах курса есть мои авторские тексты, есть цитируемые первичные источники, ссылки на тематические блоги, на каналы YouTube. Блок “Методическое обеспечение курса” содержит ссылки на наиболее существенные теоретические работы (легальные полнотекстовые версии) и качественные тематические ресурсы. Как выясняется, обретя собственный опыт, ответственные и любознательные “ученики“ к этим материалам обращаются позже.

Из парадоксальных наблюдений:

  • На стартовом этапе возникали трудности с терминами и простыми многозначными словами (курс, класс, группа), об этом пришлось писать отдельный материал.
  • Трудности с функциональным чтением и критическим мышлением - проблема для некоторых учителей живая. Для того, чтобы понять и применить, требуется иногда дополнительная инструкция к инструкции.
  • Ориентированность на пошаговые инструкции при работе с интерфейсами, которые обновляются и меняются, иногда оказывается фатальной. Изменить установку на “общение” с интерфейсом удается не сразу и не всем.
  • Блок, посвященный ресурсам и сервисам web 2.0., которые можно было встроить в собственные курсы, в рамках этого курса оказался избыточным.
  • Блок с примерами апробированных чужих шаблонов также пригодился в незначительной мере.
  • Трудно приживается и не пользуется популярностью все, что связано с авторским правом, плагиатом и лицензиями на использование чужих материалов, том числе “картинок из интернета”. Это вредно для последующей работы с учениками.

Из ожидаемых наблюдений:

Чем активнее педагоги работали в курсе, тем более грамотными, разнообразными, живыми и качественными получались их собственные курсы/классы.

Google Classroom для государственной бюджетной общеобразовательной школы, материальные и профессиональные ресурсы IT-специалистов которой ограничены, является решением простым, демократичным и реализуемым при условии минимального предварительного опыта работы педагогов и школьников с аккаунтами Google.


Литература и источники

[1] Выбираем LMS. Обзор платформ для дистанционного обучения. Автор не указан. // Медиаплатформа vc.ru. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.02.2021. URL: https://vc.ru/education/163205-vybiraem-lms-obzor-platform-dlya-distancionnogo-obucheniya
[2] Стрешинская И.В., Новиченко И.В. Системный подход к организации учебного процесса с ЭО и ДОТ в школе // Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/streshinskaya-i-v-novichenko-i-v-sistemnyj-podkhod-k-organizatsii-uchebnogo-protsessa-s-eo-i-dot-v-shkole


Ссылка для цитирования:

Сотникова А.Л. Курс-справочник для педагогов “Использование элементов ДО в школе: Google Класс”//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sotnikova-a-l-kurs-spravochnik-dlya-pedagogov-ispolzovanie-elementov-do-v-shkole-google-klass 

 

Дополнительная информация