Вместо предисловия. Путь к образованию через всю жизнь

Вместо предисловия. Путь к образованию через всю жизнь

Два принципа развития современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь» - ЮНЕСКО определяет как приоритетные  задачи, отвечающие вызовам времени и интересам каждого. [1]

Государственная политика в сфере образования в современной России ориентирована на его модернизацию и инновационное развитие.  Формирование человеческого капитала страны видится  через создание «безбарьерной среды» для развития важнейших качеств личности в современном обществе. Интересы государства могут быть найдены сформулированы  в программных и нормативных документах 2000 – 2011 гг., Законе РФ «Об образовании». Концепции модернизации российского образования,  Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г., Президентской инициативе «Наша новая школа» и др. [2]  

На практике это означает   пробы и ошибки,  поиск новых форм и методик, максимально соответствующих меняющемуся миру.  Для карьерного роста сегодня необходимо обладать такими компетенциями, как коммуникативность, инициативность, автономность, умение работать в сотрудничестве и, особенно, способность к обучению на протяжении всей жизни. [3]

Изменения окружающей реальности и разрыв между нашим поколением и поколением современных школьников  воспринимаются сейчас особенно остро.

На смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, сменились ценностная и экономическая парадигмы. Основа постиндустриального общества — информация. Постиндустриальное общество опирается на наукоёмкие технологии, информацию и знания как на основной производственный ресурс (при высокой доступности данных). В условиях высокой доступности информации наиболее ценными качествами становятся: 

  • способность к комплексному решению проблем. Большинство современных задач находится на стыке наук, поэтому умение учитывать все аспекты задачи — залог успешного решения;
  • критическое мышление. Способность не утонуть в потоке информации и выбрать достоверные источники важна при работе с данными из открытых источников;
  • креативность. Способность к творческому осмыслению имеющейся информации и умение создавать и синтезировать новые идеи и решения;
  • умение продуктивно взаимодействовать с коллегами. Умение находить единомышленников, создавать команды, убеждать, видеть общие цели и интересы, задавать вопросы;
  • эмоциональный интеллект. Это способность к эмпатическому восприятию окружающих, позволяет не только эффективно взаимодействовать, но и проектировать востребованные продукты и услуги;
  • умение учиться на протяжении всей жизни;
  • умение принимать решения;
  • ответственность как способность отвечать за результаты собственных действий.

Кто может сформировать перечисленные компетенции? Семья, школа или работодатель? Можно ли пустить ситуацию на самотёк и надеяться, что у наших детей сами собой возникнут эти качества? Главное богатство страны – это человеческий капитал, а формируется он в значительной мере именно системой образования.  Приоритетной задачей системы образования становится формирование человеческого капитала, создание нашего будущего.

Однако современная школа не способна в полной мере решить эти задачи имеющимися средствами. Поэтому поиск новых моделей становится актуальной задачей системы образования. Именно деятельность Отделения Дополнительного Образования Детей и работа в рамках внеурочной деятельности создают необходимые  рамочные условия   для эксперимента, поиска новых форм обучение, воспитания и развития, создающих дополнительные  возможности для подготовки школьников и выпускников к активной, успешной, творческой деятельности, к жизни, наполненной саморазвитием и установкой на обучение в течение всей жизни.

На конференции  “Интегрированный подход к реализации программ дополнительного образования” (14 декабря 2016) представлена  школа, где постепенно формируется и развивается инновационная интегрированная среда для обучения, воспитания и развития наших учеников. См. Материалы конференции на портале “Инновации и традиции в общеобразовательной школе” -  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/konferentsija-14-dekabrya-2016 .

Настоящий выпуск - развитие идей конференции, разделы настоящего выпуска обобщают опыт в развитии.  

В трех основных разделах -  

  • Созидаем -  руками, умом  и душой;
  • Физическое и нравственное развитие;
  • Мир и общество - исследовать, понять, прийти к согласию -  

авторы, педагоги школы 72, продолжают работу по созданию образовательной среды, максимально ориентированной на новые требования и вызовы современной реальности. Это позволит формировать людей, способных делать сознательный выбор, самостоятельно искать и обретать новые знания и навыки,  применять их на практике. Это обязательно позволит им в будущем  состояться в жизни и в профессии.

Сидоренко Ирина Александровна,
ответственный редактор выпуска


[1] Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Рабочий документ. Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию, Париж. 5–9 октября 1998 г. // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001170/117022R.pdf 

[2] Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271  //URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450 

[3] Terrsac G. de. L’Autonomie dans le travail. - Paris : Presses Universitaires de France, 1992. of School Leadership - // URL:  http://www.ncsl.org.uk/hetworked/index.cfm – Accessed February 02

 

Дополнительная информация