Смирнова Елена Валерьевна. Современный урок в начальной школе

Смирнова Елена Валерьевна

Современный урок в начальной школе

Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" сказано: образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.(1)

Образование происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребёнка как на свою непосредственную основную цель. По его убеждению, "педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития… Обучение идёт хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития" (2).

Ребёнок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. Учитель на уроке старается обеспечить каждому ученику условия для своего развития. Ребёнок должен хотеть, любить и уметь учиться. Возможность раскрытия общих принципов построения действий  показаны на самых первых уроках.

Например, столкнув ребёнка с задачей  проверки безударных гласных, можно создать такое условие на уроке, чтобы ребёнок уяснил для себя общий принцип, определяющий способы проверки орфограмм, связанных с обозначением звуков в слабых позициях. Если это удалось сделать, то можно ожидать, что ребёнок, столкнувшись с парным или непроизносимым согласным, не будет беспомощно ждать указаний от учителя, а попробует разобраться сам. Это и означает, что ребёнок выступает в процессе обучения на уроке не как ученик, выполняющий указания учителя, а как субъект учения или учащийся. Это произойдёт только в том случае, если ребёнок действительно осознал общий принцип орфографических задач.

Именно система научных лингвистических понятий, а не правила правописания безударных гласных или "сомнительных" согласных составляют содержание обучения, где ученик получает возможность показать себя учащимся.

Аналогичная ситуация возникает и на уроках математики. Прежде, чем осваивать частные способы сложения, вычитания, умножения и деления однозначных, а затем и многозначных чисел, ребёнок вместе с учителем анализирует понятие числа как отношения величины.

Таким образом, в качестве первого условия достижения конечной цели (обеспечить развитие ученика как субъекта учения) основу содержания составляет система научных понятий.

Требования к современному уроку осуществляются методами поисковой деятельности, которые определяют содержание обучения.

1. Начальным этапом поисковой деятельности являются постановка перед детьми учебной задачи, требующей от них нового анализа ситуации действия.

2 .Следующий этап-организация решения учебной задачи.

3. Третий этап-оценка найденного решения.

При решении учебной задачи дети и учитель общаются между собой. Необходимым условием включения ученика в деловое общение является такое содержание обучения на уроке, где деятельность распределена между учителем и учеником.

Второе условие-организация организация учебного процесса в форме коллективного диалога между учащимися.

Третье условие - участие учителя в учебном диалоге.

В чём же может заключаться помощь учителя, при которой деятельность учеников сохраняла бы поисковый характер, не вырождаясь в воспроизведение заданного образца?

Единственное, что может сделать учитель в этой ситуации, начать решать возникшую перед учениками задачу вместе (но не вместо!) с ними. Это означает, что учитель начинает решать задачу с позиции ученика, т.е., опираясь на фактически имеющиеся у учащихся знания и умения, пытается анализировать условия задачи, видоизменять в соответствии с ними способы действия, предоставляя ученику возможность оценивать свои действия и их результаты. Именно в итоге этой оценки постепенно выстраивается программа, определяющая направление и ориентиры дальнейшего поиска. Иными словами, учитель и ученик осуществляют совместный поиск, который опирается не на разделение функций между учителем и учеником, а на распределение между ними последовательных этапов решения учебной задачи, т.е. приобретает характер совместно-распределённой деятельности.

Что ждать учителю от обучения на уроке, а чего ожидать не нужно? В правильном ли направлении ведёт своих учеников?

Можно ответить на эти вопросы, оценив знания, умения, навыки. Но главное-это отношение к учению. Если ребёнок учится с желанием, проявляет самостоятельность, пытаясь преодолеть трудности - это надёжные показатели того, что он является субъектом учения.

Цитируемые источники

(1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

(2) Выготский Л.С. Мышление и речь. Сборник. Изд. 5, испр. - Издательство 'Лабиринт', М., 1999.

Дополнительная литература

1. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? // ВЕСТНИК МАРО № 4, Рига, Педагогический центр "Эксперимент", 1998. - http://experiment.lv/rus/biblio/vestnik_4/v4_nl_repkina.htm

2. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / Серия Библиотека развивающего обучения, Изд. Пеленг, 1992

3. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. – Томск, 1992.

 


Материалы комплексной публикации

 

Дополнительная информация