Смирнова Е.В. Модуль “Светская этика”: методические материалы для очного, смешанного и дистанционного обучения

  • Печать

Смирнова Елена Валерьевна,
 учитель начальных классов

Модуль "Светская этика": методические материалы для очного, смешанного и дистанционного обучения

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Абул Хасан ибн Джулух Фаррухи Систани

 

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" был введен в Российской Федерации с 1 сентября 2012 года и является обязательным для изучения в 4 классе. Модуль "Светская этика" рассчитан на 34 часа [1]. Курс начинается с понятия этики как науки о нравственной жизни человека. На уроках светской этики я пытаюсь донести до детей очень важные вопросы, которые наполняют человеческую жизнь глубоким смыслом.

Как ребёнку понять "Что значит для человека жизнь?". На помощь приходят сказки и сказочные герои. Ведь сказки – это своеобразный учебник жизни, утверждающий, что человек рождён для добра. Душа положительных сказочных героев направлена на созидание доброго. Сказочные герои действуют по золотому правилу нравственности, поэтому на уроке дети читают сказку про Иванушку-дурачка, обсуждают поступки и убеждаются в значимости правила этики.

Размышляя над вопросом "Что значит жить во благо себе и другим", ребята делают вывод, что нужно делать полезно для себя, но не во вред другим. Каждый человек должен научиться управлять своими чувствами, сдерживать эмоции, которые могут обидеть людей. Об этом мы с детьми говорим на уроке "Понять и простить".

image001

Формированию опыта нравственного поведения помогает урок "Доброте сопутствует терпение". Причиной проявления терпения могут стать чувства, дающие человеку душевные силы и мужество. Человек способен отказаться от своих желаний и потребностей во имя добра по отношению к другим людям.

Урок "Действия с приставкой "со"" учит осознавать чувства сопереживания, сострадания, соболезнования, проявляя себя в различных ситуациях [2].


На уроках светской этики я стараюсь развить способности каждого ребёнка к нравственному выбору в различных жизненных ситуациях. Даже самые слабенькие ученики раскрывались по-другому и обсуждали вопросы этических понятий.

Опорные листы, которые я составила в соответствии с учебником А.И. Шемшуриной "Основы светской этики", помогли отразить особенности курса ОРКСЭ Светская этика. Опорные листы содержат творческие задания, помогают проверить уровень усвоения материала, развивают внимание и речь учеников.

Первоначально наглядные дидактические материалы и опорные листы готовились в формате презентации PowerPoint и использовались на уроках для демонстрации на экране с помощью проектора.

Затем я разместила презентации на своем Google Диске. Тем самым и болеющие дети, и родители получили возможность доступа к нужным наглядным материалам и опорным листам из своих школьных рабочих аккаунтов в любое время со своих персональных компьютеров и устройств.

image002

В конце года дети выполняли проекты по разным темам. Работы выполнялись дома в формате презентация PowerPoint. Пример проекта ученицы 2019 года:

image003

Обстоятельства, связанные с закрытием школы весной 2020 года, вынудили не только учителей-предметников, но и учителей начальной школы искать способ компенсировать отсутствие очных уроков и организовать обучение в дистанционном формате.

Школа уже несколько лет работает в собственной ИОС в рабочей среде Google для образования в доменном аккаунте schule72spb.ru. У всех сотрудников и учеников, включая начальную школу, есть собственный рабочий аккаунт, см. об этом подробнее в этом выпуске, в статье Стрешинской И.В., Новиченко И.В. "Системный подход к организации учебного процесса с ЭО и ДОТ в школе. Опыт весны 2020. COVID как вызов образованию" [3].

Стало ясно, что в экстренной ситуации учебная работа может быть организована с использованием групп ВКонтакте, общих родительских чатов в WhatsApp, рассылок по электронной почте, папок и документов на Google Диске. Поскольку большой массив материалов по курсу был уже наработан, комбинация ресурсов социальных сетей, мессенджеров и иных сетевых сервисов позволила выйти из положения в кризисной ситуации.

Но было ясно, что такие решения не являются системными, не отвечают требованиям к организации полноценного обучения, которое включает обеспечение обучающихся теоретическими материалами, практическими заданиями, возможность проведения видеоуроков и организации видеовстреч и консультаций, регулярного учебного взаимодействия с учениками и родителями.

Летом 2020 года я разработала полный пакет опорных (рабочих) листов по программе курса "ОРКСЭ. Светская этика". При создании опорных листов я использовала диск "Videouroki.net" "Основы светской этики 4-5 классы ФГОС" [4].

В своем классе материалы, вошедшие в листы, были апробированы в 2019-2020 учебном году. Но учителя начальной школы ведут модули ОРКСЭ каждый год в своих 4-классах. Программа и каркас курса стабильны. Так что готовый материал по всему курсу существенно сэкономит время и силы коллег, позволит им заменить нечто, дополнить по своему вкусу. Можно скопировать все материалы и использовать именно для своего класса.

Собрать материал и представить его в сети можно было и в формате Google Сайта, как это сделал учитель ОРКСЭ [5]. Но в этом случае нет ни внутренних ресурсов взаимодействия с учителем, ни ресурсов выдачи и проверки заданий. Все это возможно, но за счет привлечения других, внешних по отношению к сайту, сервисов. Google Classroom как простая и функциональная платформа для организации обучения обладает нужным функционалом и позволяет не только публиковать материалы, но и наладить с учениками нормальное для дистанционного или смешанного обучения учебное взаимодействие.

Для того, чтобы иметь возможность апробировать возможности Google Classroom как платформы для организации обучения с применением ДОТ и поделиться своими материалами с коллегами, я создала тестовый курс/класс.

image004

На стартовой странице курса, на вкладке "Лента" видно название курса. Все участники курса видят размещенные объявления и задания. Здесь можно оставлять комментарии и отвечать на вопросы учащихся.
Вкладка "Задания" - самый важный организационный компонент курса/класса.

image005

Здесь закладывается структура всего курса.

Именно на вкладке "Задания" создается первичный каркас курса с помощью кнопки "Тема" в выпадающем списке. Каркас можно менять, удалять и добавлять разделы/темы. Под темами с помощью кнопок "Создать материал", "Создать задание" создаются и упорядочиваются в нужные разделы (в виде черновиков, не публикуемых в Ленте) материалы и задания для дальнейшего использования.

Все разделы курса:

1. Для учителя
2. Организационное
3. Введение. Этика - наука о нравственной жизни человека
4. Этика общения
5. Этикет
6. Этика человеческих отношений
7. Этика отношений в коллективе
8. Ежели душевны вы и к этике не глухи...
9. Простые нравственные истины
10. Душа обязана трудиться
11. Посеешь поступок – пожнешь характер
12. Судьба и Родина едины
13. Творческие работы
14. Рефлексия

Все темы курса в разделах:

Для учителя

  • Программа курса
  • Учебники и учебные пособия
  • Папки с рабочими листами

Организационное

  • Как мы будем работать
  • Организационное родительское собрание

Введение. Этика - наука о нравственной жизни человека

  • Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

Этика общения

  • Добрым жить на белом свете веселей
  • Правила общения для всех
  • От добрых правил- добрые слова и поступки

Этикет

  • Каждый интересен
  • Премудрости этикета
  • Красота этикета
  • Простые школьные и домашние правила этикета
  • Чистый ручеёк нашей речи

Этика человеческих отношений

  • В развитии добрых чувств - творение души
  • Природа - волшебные двери к добру и доверию
  • Чувство Родины
  • Жизнь протекает среди людей

Этика отношений в коллективе

  • Чтобы быть коллективом
  • Коллектив начинается с меня
  • Мой класс - мои друзья

Ежели душевны вы и к этике не глухи...

  • Наука о нравственной жизни человека

Простые нравственные истины

  • Жизнь священна
  • Человек рождён для добра
  • Милосердие - закон жизни
  • Жить во благо себе и другим

Душа обязана трудиться

  • Следовать нравственной установке
  • Достойно жить среди людей
  • Уметь понять и простить
  • Простая этика поступков

Посеешь поступок – пожнешь характер

  • Общение и источники преодоления обид
  • Ростки нравственного опыта поведения
  • Доброте сопутствует терпение
  • Действия с приставкой "со"

Судьба и Родина едины

  • Слово, обращенное к себе
  • Человек - чело века
  • В тебе рождается патриот и гражданин
  • С чего начинается Родина

Творческие работы

  • Презентации

Рефлексия

  • Дерево Мудрости

Вкладка "Задания" позволяет учителю создать задания различных типов: задания, задания с тестом, вопросы, материал. Ученик видит только все опубликованные задания.

image006

Google Класс интегрирован с Google Диском и Календарем. При создании курса автоматически создается папка курса у владельца, при присоединении других преподавателей - версия папки на их дисках. Собственная версия папки курса также автоматически создается на дисках принявших приглашение учеников.

В компоненте Google Календарь отображаются все задания с назначенными сроками, и дети получают уведомление о заданиях автоматически на адрес электронной почты. У Класса есть своя комната Meet, можно задавать время встречи, проводить коллективные мероприятия и консультационные видеовстречи.

Вкладка "Пользователи" позволяет пригласить учеников и преподавателей из школьного домена.

image007

Вкладка "Оценки" используется для предоставления сроков выполнения и сдачи работ учащихся. Учитель редактирует работу ученика и возвращает её с оценкой или комментарием. Учащиеся могут переделать задание и отправить учителю еще раз.

image008

Каждое задание опубликовано в двух форматах - в формате электронного Google документа, в котором можно работать в облаке, и в pdf-формате. Последний можно скачать, распечатать, заполнить вручную, отсканировать и выслать учителю или принести в бумажном виде в класс.

image009

В качестве примера я хочу показать один из опорных листов.

image010

Опорный лист
Ростки нравственного опыта поведения

Задание 1
Из учебника с.126-128 выпиши


ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________________________________________________________
6._________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.___________________________________________________________________________________________________________________________________
8.___________________________________________________________________________________________________________________________________
9.___________________________________________________________________________________________________________________________________
10.__________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Всё это ростки нравственного опыта поведения.


Выбери несколько из 7 вариантов ответа (обведи кружочком):


1) Давать своему поведению нравственную оценку.
2) Увидеть положительное в другом человеке.
3) Не давать отрицательных оценок поведению других людей, не злословить.
4) Постоянно грубить окружающим.
5) Плохо себя вести и не слушаться взрослых.
6) Стараться быть дружелюбным и доброжелательным.
7) Стремиться принять человека таким, какой он есть.

Задание 3

Запиши пять пословиц , которые характеризовали бы нравственного человека.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Нарисуй литературного героя, близкого к идеалу нравственного человека, и объясни свой выбор.

Задание 5

Подпиши яблоко на Дереве мудрости.

image011 image012

 

Таким образом, создание полноценного комплекта рабочих материалов на платформе Google Classroom позволяет учителю:.

  • значительно экономить время;
  • работать дистанционно;
  • использовать современные методы обучения.

Мой опыт работы с системой курсов в Google Classroom показывает, что

  • дети могут отслеживать и выполнять задания дистанционно;
  • получить оценки и комментарии учителя;
  • обменяться информацией и пообщаться в ленте курса/класса.

Родители, если их пригласить в класс в качестве "представителей", могут получить рассылку об успеваемости ребёнка, узнать о невыполненных заданиях или о заданиях, которые должны быть скоро сданы, получить уведомление об объявлениях курса.

Для коллег с помощью возможности "Создать копию класса" создается полноценный ресурс с материалами, которые можно модифицировать, дополнять, публиковать в ином порядке или использовать со своими учениками "как есть".

Литература и источники

[1] Букач Ирина. Что такое светская этика? Основы светской этики // SYL.ru. [Электронный ресурс]. Дата доступа 03.04.2021. URL: https://www.syl.ru/article/360361/chto-takoe-svetskaya-etika-osnovyi-svetskoy-etiki
[2] Комплексный курс "Основы религиозных культур и светской этики" // Просвещение. Издательство. [Электронный ресурс]. Дата доступа 03.04.2021. URL: http://www.school-russia.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402
[3] Стрешинская И.В., Новиченко И.В.  Системный подход к организации учебного процесса с ЭО и ДОТ в школе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга.  Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/streshinskaya-i-v-novichenko-i-v-sistemnyj-podkhod-k-organizatsii-uchebnogo-protsessa-s-eo-i-dot-v-shkole  
[4] Образовательная площадка "Мультиурок" [Электронный ресурс]. Дата доступа 03.04.2021. URL: https://videouroki.net/projects/2/index.php?id=etika4-5
[5] Сайт "Основы светской этики". Автор не указан. [Электронный ресурс]. Дата доступа 03.04.2021. URL: https://sites.google.com/site/osnovyetiki/home

 


Ссылка для цитирования:

Смирнова Е.В. Модуль "Светская этика": методические материалы для очного, смешанного и дистанционного обучения//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/smirnova-e-v-modul-svetskaya-etika-metodicheskie-materialy-dlya-ochnogo-smeshannogo-i-distantsionnogo-obucheniya