Смирнова Елена Валерьевна. Конспект урока по предмету “Окружающий мир” во 2 классе
- Подробности
- Категория: Выпуск 2
- Опубликовано 01.07.2014 15:03
- Автор: Administrator
- Просмотров: 5527
Смирнова Елена Валерьевна
Конспект урока по предмету “Окружающий мир” во 2 классе
Урок проведен 17 февраля 2014 года
Тема урока: Природные зоны холодного пояса
Класс: 2 “А”
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: Ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.
Задачи:
1. Научить описывать климат, особенности растительного и животного мира.
2. Научить извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения.
3. Научить находить на карте изученные природные зоны.
Основные термины и понятия: Ледяные пустыни, Арктика, тундра
Формы и методы обучения:
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Методы: проблемный, наглядный, поисковый.
Методическое обеспечение (учебник, литература):
1. Окружающий мир. Наша планета Земля / Учебник для 2-го класса. Авторский коллектив: Вахрушев А.А.,Бурский О.В.,Раутиан А.С. - Москва, “Баласс”, 2012
2. Окружающий мир.Наша планета Земля. 2 класс / Методические рекомендации для учителя. Авторский коллектив: Вахрушев А.А.,Бурский О.В.,Раутиан А.С. - Москва, “Баласс”, 2011
Оборудование:
1. Ноутбук
2 Мультимедийный проектор
3. Доска
Раздаточный материал:
-
Рабочий лист “Игра да/нет”
-
Лист с дополнительным материалом
-
Вопросы для работы в группах
-
Названия для составления пищевых цепочек - карточки для разрезания
-
Карточка для рефлексии
-
Домашнее задание по выбору
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяные пустыни и тундра.
Ученики должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны.
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
-
развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
-
развиваем умение высказывать своё предположение;
-
развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные:
-
развиваем умение выражать свои эмоции, высказывать своё отношение к происходящему;
-
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
План урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
3. Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения.
4. Физминутка.
5. Реализация построения проекта.
6. Физминутка для глаз.
7. Практическое применение нового знания. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах)
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
10. Домашнее задание.
Организационная структура урока
(Структура разработана в соответствии с разделами технологической карты урока и включает этапы и аспекты “Деятельность учителя”, “Деятельность учащихся”, “Формы организации взаимодействия на уроке”, УУД)
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
УУД |
Для удобства чтения ход урока представлен в виде текста.
1. Этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Деятельность учителя: Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.
Деятельность учащихся: Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Формы организации взаимодействия на уроке: фронтальная работа
2. Этап урока: Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Деятельность учителя: Учитель ставит проблемный вопрос, подводит к теме урока. Учащиеся рассматривают предмет (лёд)
Деятельность учащихся: Идут предположения детей: что это может быть, для чего понадобилось на уроке.
Формы организации взаимодействия на уроке: фронтальная работа
- Начнём урок с повторения. С какими природными зонами мы познакомились на прошлом уроке? (слайды 2, 3, 4)
- По какому закону размещаются экосистемы по поверхности Земли?
- Как действует закон природной зональности?
- Сколько поясов освещённости существует на Земле? Какие? (слайд 5)
- О каких природных зонах мы поговорим сегодня подробно, вы сейчас узнаете.
- Я принесла на урок предмет. Что это? (лёд)
- Как вы думаете, почему я принесла на урок лёд?
- Какая тема нашего урока? (слайд 6 )
- Откройте учебники на с.104-105 и найдите на карте природные зоны полярного пояса. (слайд 7)
УУД: Регулятивные
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
3. Этап урока: Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения.
Деятельность учителя: Предлагает поработать с рабочим листом.
Деятельность учащихся: Ребята работают с рабочим листом. Читают задания и отмечают тот ответ (да – нет), который им кажется правильным.
Формы организации взаимодействия на уроке: индивидуальная работа
- Я вам предлагаю поработать с листом, отмечая ответы да или нет.
4. Этап урока: Физминутка (под музыку).
5. Этап урока: Реализация построения проекта.
Деятельность учителя:
1. Учит самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.
2. Предлагает разобраться в том, истинная это информация или ложная путём поиска информации из учебника и дополнительного материала, напечатанного на листочке.
Деятельность учащихся:
Учащиеся работают в группах. Перед ними лежат конверты с заданиями (задания из тех вопросов, на которые дети отвечали в начале урока). Поиск и выделение нужной информации в учебнике или дополнительном материале.
Формы организации взаимодействия на уроке: групповая работа
- Теперь нам предстоит разобраться истинная это информация или ложная. Будем искать информацию в учебнике или на листочке.
Работаем в группах.
- Перед вами вопросы, на которые вы отвечали “да-нет”. Используя прочитанный материал, представитель группы будет докладывать информацию. (У каждой группы вопрос из рабочего листа)
УУД: Познавательные
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
5. Ориентироваться на развороте учебника.
6. Этап урока: Физминутка для глаз.
7. Этап урока: Практическое применение нового знания. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Деятельность учителя: Предлагает изложить информацию, прочитанную в учебнике и дополнительном материале. Показывает слайды по ходу выступления детей.
Слайды с 8 по 19:
Деятельность учащихся: Используя прочитанный материал, учащиеся (представитель каждой группы) докладывают ту информацию, о которой прочитали. Остальные в своих рабочих листах корректируют результаты ручкой другого цвета.
Формы организации взаимодействия на уроке: групповая работа
Дополнительные вопросы и задания к рабочему листу:
К 1 вопросу: Чем богата вода летом, когда она свободна ото льда, там где проходят тёплые течения?
Ко 2 вопросу: Что обозначает пищевая цепь? Кто “кормильцы”? Кто “едоки”?;
К 4 вопросу: Какое явление можно часто наблюдать на небе?
К 5 вопросу: Расскажите о пищевых связях в тундре зимой.
УУД: Коммуникативные
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
8. Этап урока: Самостоятельное применение знаний (работа в группах)
Деятельность учителя: Предлагает выполнить практическую работу.
Деятельность учащихся: Работа в группах. Дети составляют пищевые цепочки.
Формы организации взаимодействия на уроке: групповая работа
- А теперь я предлагаю выполнить практическую работу в группах. Эта работа нам понадобится на следующем уроке.
- Составьте пищевые цепочки. Приклейте названия организмов и поставьте стрелочки.
9. Этап урока: Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Деятельность учителя: Предлагает поиграть.
Деятельность учащихся: Дети заполняют листочек крестиками (должна получиться фигура в форме цифры пять).
Формы организации взаимодействия на уроке: индивидуальная работа
(У каждого ребёнка лист, разделённый на клеточки, в каждой клеточке цифра).
- Я вам читаю предложения, если вы согласны с ним, ставите крестик в клеточке цветным карандашом.
1. В полярных областях холодно. (х)
2. Морские птицы образуют птичьи базары.(х)
3. Планктон-это мельчайшие организмы-отличный корм для рыб.(х)
4. Моржи и тюлени-обитатели Арктики.(х)
5. Ледяных пустынь на Земле не бывает.
6. Кит-это рыба.
7. Суров климат тундры.(х)
8. В тундре вечная мерзлота.(х)
9. Главные кормильцы в тундре-мхи и лишайники.(х)
10. Северные олени в тундре не живут.
11. В тундре растут высокие деревья.
12. В тундре много болот.(х)
13. Обильный корм для рыб и птиц летом - личинки комаров.(х)
14. Стаи гусей, куликов, чаек прилетают в тундру, чтобы провести лето и вырастить птенцов.(х)
15. На Земле ледяные пустыни и тундры расположены там, где не хватает солнечного тепла.(х)
- Если вы правильно поставили крестики,то у вас должна получиться цифра 5.
- Это отметка за вашу работу.
- Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал(а)...
УУД: Личностные результаты
1. Развиваем умения выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
10. Этап урока: Домашнее задание
Деятельность учителя: предлагает задание по выбору
Деятельность учащихся: дети записывают задание
Формы организации взаимодействия на уроке: индивидуальная работа
- Домашнее задание на листочках по выбору.
- Урок окончен.
Литература и источники
1. Окружающий мир. Наша планета Земля / Учебник для 2-го класса. Авторский коллектив: Вахрушев А.А.,Бурский О.В.,Раутиан А.С. - Москва, “Баласс”, 2012
2. Окружающий мир.Наша планета Земля. 2 класс / Методические рекомендации для учителя. Авторский коллектив: Вахрушев А.А.,Бурский О.В.,Раутиан А.С. - Москва, “Баласс”, 2011
3. Сайт Образовательная система "Школа 2100" - http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/
4. Физминутка для глаз - http://zreni.ru/526-elektronnye-fizminutki-dlya-glaz-chast-2-galkina-inna-anatolevna.html
Изображения найдены с помощью поисковой системы http://www.yandex.ru/ и используются в образовательных (некоммерческих) целях.
Материалы комплексной публикации
- Современный урок в начальной школе
- Конспект урока по предмету “Окружающий мир” во 2 классе
- Презентация к уроку по предмету “Окружающий мир” во 2 классе
- Приложения к уроку по предмету “Окружающий мир” во 2 классе
- Итоги урока по предмету “Окружающий мир” во 2 классе