Урок литературного чтения в 3 классе

 

Урок литературного чтения  в 3 классе.  УМК ОС «Школа 2100»

Обобщение по разделу «Поёт  зима, аукает…»

Учитель ГБОУ СОШ №72 Смирнова Елена Валерьевна

Цели урока:

  1. Обобщение знаний по прочитанным произведениям раздела. 
  2. Развитие умений использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
  3. Формирование внимательного отношения к языку произведений, умений высказывать свое отношение к прочитанному.
  4. Воспитание любви к чтению произведений великих писателей и поэтов.


Оборудование.

  1. Учебник литературного чтения для 3 класса «В одном счастливом детстве»
  2. Тетрадь по литературному чтению для 3 класса «В одном счастливом детстве»
  3. Презентация
  4. Музыкальная физминутка
  5. Песня «Снег идёт»
  6. П.И.Чайковский «На тройке» из цикла «Времена года».

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку

                                Тройка, тройка прилетела, 
                                Скакуны в той тройке белы, 
                                А в санях сидит царица 
                                Белокоса, белолица, 
                                Как махнула рукавом, 
                                Все покрылось серебром. 

                                                                               (Зима) 

Какую тему мы закончили изучать? («Поёт зима – аукает…»)
- Как вы понимаете выражение «Поёт зима – аукает…»
- Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство.
- Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы.

-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

 Вспомним, какие произведения мы прочитали в этом разделе, а также помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.

2.Обобщающие вопросы по разделу.

Соедините название с автором слайд

- Стихотворение С. Есенина начинается со строки «Поёт зима – аукает». Название нашего раздела.
Именно в этом стихотворении зима показывает суровый, властный характер.
(1 учащийся читает у доски)
- А это стихотворение К. Бальмонта посвящено снегопаду, а вернее истории одной маленькой снежинки.

(1 учащийся читает стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»)
- Зимой бывают вьюги, бураны, метели, а в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении Б. Пастернака «Снег идёт».

(пение под фонограмму)

- А какие звуки можно услышать в лесу?

- Послушайте стихотворение С. Есенина «Пороша»

(1 учащийся читает наизусть)

- Какие звуки услышали?

«Скачет конь, простору много…»


Пьеса П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».

- В старину не было машин, поездов и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней.

- Послушайте и скажите, что хотел передать П.И. Чайковский в своём произведении.

Музыка передаёт стремительный бег коней, топот копыт, из-под которых летит снег. Когда звучит плавная музыка, видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо и ощущаем, какие чувства испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге. Когда мчишься на тройке по зимней дороге – это радость, это восторг, восхищение, ощущение счастья.

- О каком празднике вам напомнила эта картинка? (Новый год)слайд

- Какие произведения об этом замечательном зимнем празднике мы читали?
Чтение А. Башлычёв «Рождественская»

(чтение отрывка – 1 учащийся)

Физминутка снежинки
- А какой рассказ читали о подготовке к Новогоднему празднику?
(В.Драгунский «Кот в сапогах» отрывок чтение по ролям в парах


Физминутка –со слайдами зима

- Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников.


- Посмотрите на репродукцию картины К. Юона «Конец зимы». слайд
- Скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку? (описание, обмен мнениями)
- Почему картина называется «Конец зимы»?
- Как художник передал окончание зимы?
- Откуда это видно

- Особенно красят зимний пейзаж лучи солнца. Его не видно, но верхушки деревьев розоватые, значит, освещены солнцем. Это делает картину еще более радостной, праздничной. Мы чувствуем, что художник восхищается красотой зимнего леса и хочет, чтобы мы радовались волшебнице зиме вместе с ним.

Какие поэтессы писали стихи о зиме? Мориц  Барто
Прочитайте

Что объединяет эти два произведения?

Какое прозаическое произведение мы читали на прошлом уроке?

По следам  слайд

Что нужно было сделать дома? Пересказ.
Как всегда в конце изучения темы мы пишем пр. р.

3.Проверочная работа.

4.Итог.
Вот и закончилась наш зимний урок. Но вы еще не раз встретитесь с зимой, если побываете в зимнем лесу, в парке, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем.

И тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, ее чертах и волшебстве.
5. Д. з.
1. Придумать стихи по заданной рифме:
т. с. 38

2. Выбрать отрывок, приготовить выразительное чтение.

 


 

 


 

Источники: 

http://a.slave.festival.1september.ru/articles/617917/

http://900igr.net/fotografii/literatura/Urok-Bianki/005-Aleksandr-Bashlachev-Rozhdestvenskaja.html

http://festival.1september.ru/articles/650374/

 

В приложении файл Word. 

 

Вложения:
Скачать этот файл (urok-lit-chtenije-3-klass.docx)urok-lit-chtenije-3-klass.docx[ ]21 kB

Дополнительная информация