Силкина Ольга Павловна. Большая регата или Литературный багаж? А лучше оба!

Силкина Ольга Павловна,
учитель истории

Большая регата или Литературный багаж? А лучше оба!

Работа с социальными партнерами - Санкт-Петербургским Океанариумом (проект «Большая Регата») и Кафедрой культурологического образования СПб АППО (проект «Литературный багаж»)

 

Аннотация

Работа с социальными партнерами - Санкт-Петербургским Океанариумом (проект «Большая Регата») и Кафедрой культурологического образования СПб АППО (проект «Литературный багаж») превращает внутренний учебно-исследовательский  проект в социально значимое учебное событие. На примере проектов, реализованных в нашем ОУ, можно продемонстрировать методику работы и их специфическую эффективность для образовательных результатов участников. К особенностям такого рода проектов следует отнести также их публичную значимость.

Вместо введения

Мы живем в прекраснейшем городе не только нашей страны, но и, без преувеличения, всей планеты. Улицы, дома, набережные – хранят историю последних трех столетий, а ближайшие пригороды богаты и более древними артефактами. На мой взгляд преступно изучать историю, литературу, музыку, изобразительное искусство сидя за партами. Однако, классно-урочная система преподавания обрекает учителя и ученика именно на это.

В современной системе образования постепенно развивается также смешанное обучение,  образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Таким образом, к изучению данных учебных предметов можно привлечь онлайн обучение. Но, на мой взгляд, ничто так не обогащает внутренний мир ребенка, как реальное общение  с библиотечными и музейными фондами, посещение театральных постановок и кинопросмотр.

Спасением может быть проектно-исследовательская деятельность. Но как же трудно ее организовать! Продумать тематику, цели, задачи, итоговый продукт, составить маршрут, запланировать сроки выполнения различных этапов – все это колоссальные временные затраты.

В 1714 году в нашем городе был основан первый государственный общедоступный музей — Кунсткамера. С тех пор количество музеев неуклонно растет. На сегодняшний день, даже если верить «Википедии», в нашем городе насчитывается более 200 музеев. Каждый музей заинтересован в своих посетителях, поэтому многие музеи предлагают различные образовательные программы, которые могут облегчить деятельность учителя и классного руководителя. Можно работать с одним музеем, а можно подключиться к работе целого конгломерата музеев – выбор за Вами. Я хочу поделиться опытом работы с двумя социальными партнерами - Санкт-Петербургским Океанариумом (проект «Большая Регата») и Кафедрой культурологического образования СПб АППО (проект «Литературный багаж»). Сходство этих проектов состоит в том, что организаторы являются посредниками между школой и музеями. В чем же преимущества такого посредничества?

Особенности проекта «Большая Регата»

Городской музейный конкурс-путешествие "Большая Регата" существует уже целое десятилетие – в этом году юбилейный 10 сезон. Организует его Санкт-Петербургский «Океанариум» (ООО “Управляющая Компания “Планета Нептун”)

В данном случае социальный партнер выполняет следующие функции:

  • разработка концепции и сценарного плана на текущий год;

  • дизайн и изготовление печатных материалов для участников конкурса маршрутные листы, Вахтенные Журналы и др.);

  • координация проведения этапов конкурса, проходящих на площадках музеев и на сайтах виртуальных музеев;

  • проведение организационных мероприятий конкурса (старт, финал, торжественное закрытие);

  • финансирование главного приза для победителей конкурса.

Целями и задачами данного конкурса, согласно Положению о конкурсе (см. в приложении к настоящей статье) , являются:

  • популяризация знаний о биологии морей и океанов, истории кораблестроения и морских путешествиях, великих географических открытиях, о различных науках, ученых, знаменитых людях, проблемах сохранения животного и растительного мира, экологии, содействии защите окружающей среды;

  • содействие развития интереса к истории путем всестороннего и объективного освещения различных исторических событий, жизни и деятельности интересных людей;

  • формирование ценностей и установок, направленных на развитие позитивных социальных навыков;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • развитие креативного мышления и творческих способностей;

  • содействие развитию творческой и исследовательской активности детей в процессе проектной деятельности;

  • организация познавательного досуга, пропаганда активного образа жизни;

  • демонстрация преимущества совместного труда для достижения поставленных целей;

  • воспитание чувства ответственности и самостоятельности;

  • привлечение к участию в конкурсе широкого круга жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.”

Я со своими учениками принимаю  участие в “Большой Регате” уже четвертый год. С каждым годом в нем принимает участие все большее количество команд – в этом году их более 500. Все команды поделены на несколько маршрутов в соответствии со своей возрастной категорией.

Основная задача участников состоит в том, чтобы с октября по апрель посетить 7-8 музеев и образовательных учреждений нашего города и один виртуальный музей. В каждом музее (библиотеке) команда узнает что-то новое, в формате квеста или экскурсии выполняет задания и зарабатывает баллы. Вся работа отражается в настоящем Вахтенном Журнале, который предлагает дополнительное задание – осуществление какого-либо образовательного проекта, значимого не только для самих участников команды, но и более широкого круга (родители, одноклассники, учащиеся школы и т.д.).

Например, темой прошлого года было «Познание стран мира» и в качестве проекта участникам предлагалось выбрать любую страну, изучить ее культуру, историю и традиции и познакомить с ними как можно большее количество людей. В результате проект вылился в общешкольное мероприятие «Фестиваль культур стран мира», где учащиеся  3, 4, 5 классов представляли культуру и традиции выбранной страны. Подробнее с этим мероприятием можно познакомится в фоторепортаже на страницах "Живой школы" на сайте нашего ОУ. Для этого нам с ребятами пришлось не только изучить культуру и традиции ряда стран, но и составить сценарий праздника, украсить зал атрибутикой выбранных нами стран, подготовить национальные развлечения и угощения.  

В оформлении журнала, проведении и оформлении проекта прежде всего ценится творческий подход. Впрочем, творчество начинается с самой регистрации для участия в проекте – ведь необходимо заранее придумать название своей команде, продумать внешний вид, нарисовать эмблему, придумать девиз, смастерить флаг.

Чем социальный партнер может облегчить жизнь учителю?

  1. Точное планирование работы на весь год.

  2. Ежемесячная работу с коллективом участников.

  3. Сплочение коллектива.

  4. Рефлексия – каждый поход в музей фиксируется написанием небольшого эссе и иллюстративным материалом на страницах Вахтенного Журнала.

  5. Продукт проектной деятельности (как сам журнал, так и продукт осуществленного в рамках игры проекта).

  6. Соревновательность (как внутришкольную, так и на городском уровне).

  7. Столь ценные наградные бумаги учителю и участникам команды и даже ценные призы (за выход в финал в 2015-16 учебном году мы получили абонемент на посещение Русского музея).

  8. Цикличность и воспроизводимость данного опыта другими коллегами или другими коллективами учащихся.

Эпизоды проекта

regata-01

regata-02

regata-03

regata-04

regata-05

regata-06

 Год 2017-2018 

regata-07


Особенности проекта «Литературный багаж»

Проект школьно-музейного партнерства "Литературный багаж" организованный Государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (СПб АППО) и литературными музеями Санкт-Петербурга совсем юн – в этом году стартовал всего лишь второй сезон. Однако он не менее интересен и по-своему своеобразен.

Работа над этим проектом, согласно “Положению о конкурсе творческих проектов школьников “Литературный багаж” (см. приложенный файл),  включает в себя:

- изучение выбранного учителем и учениками литературного текста с помощью музейных занятий и образовательных путешествий;

- «медленное чтение» выбранного текста;

- создание собственной предметной коллекции, посвященной выбранному тексту, и представление этой коллекции на крупных культурных и образовательных мероприятиях (выставки в музеях-участниках проекта, Ночь музеев, Санкт-Петербургский книжный салон, День Достоевского, Петербургский Культурный и Образовательный форумы и др.).

Целью конкурса (согласно тому же Положению) является “создание условий для достижения нового качества проектной деятельности школьников на основе концепции открытого образования, что предполагает расширение круга социальных партнеров образовательной организации за счет включения в него музеев, библиотек, а также организацию сетевого взаимодействия школьников”.

Задачи конкурса:

- создать условия для развития общечитательских компетенций школьников, связанных с чтением и письмом;

- способствовать развитию творческих и исследовательских способностей учащихся, формированию интереса у них к самостоятельной проектной деятельности;

- содействовать расширению кругозора школьников и педагогов, их знакомству с образовательным потенциалом музеев Санкт-Петербурга.”

Работа над этим проектом предполагает четыре этапа. Первый этап (сентябрь-октябрь) предполагает  создание проектного коллектива, выбор объекта исследования, заполнение электронной заявки, получение методических ма­териалов от музеев-участников проекта. Мы с моим 6 «А» выбрали сотрудничество с музеем А.А. Ахматовой в Фонтанном доме. Изучая петербургскую лирику Анны Андреевны, мы хотели получше узнать родной город. Однако прежде чем приступить к сотрудничеству с музеем, нам пришлось организовать несколько лекций на базе школы и районной библиотеки, т.к. в ходе подготовки к работе над проектом выяснилось, что шестиклассники мало знакомы с литературным наследием нашего города.

Второй этап (октябрь-февраль) - это время для исследования литературного произведения в школе, музее, городском пространстве и т.д. Работа над созданием коллекции. Отличительной особенностью данного проекта является возможность тесного сотрудничества с научно-просветительскими отделами музеев. В музее Анны Ахматовой нам выделили куратора, в тесном сотрудничестве с которым и прошел этот этап. Во-первых, мы познакомились с коллекцией самого музея. Во-вторых, под руководством куратора осуществили “медленное чтение” петербургской лирики А.А.Ахматовой и попробовали создать свой образ Ахматовского Петербурга. В -третьих, куратор провела мастер-класс по изготовлению музейных объектов - один из которых мы и взяли на вооружение.

Третий этап (март-апрель) оформление коллекции в виде «багажа», создание этикетки-описания, фото- и видеосъемка коллекции, передача коллекции в музей и Оргкомитет. Особенностью этого этапа можно назвать ответственность перед музейной коллекцией. При изготовлении проектного продукта необходимо объективно оценивать его эстетическую составляющую, т.к. четвертый этап (апрель-май), в случае победы в конкурсе, предполагает презентацию данного продукта в самом музее, с которым идет сотрудничество и на различ­ных общегородских и музейных мероприятиях. Сама победа определяется  экспертной оценкой.

Итак, что же дает нам участие в этом проекте?

  1. Расширение круга социальных партнеров образовательной организации за счет включения в него музеев, библиотек, театров и т.д.

  2. Помощь музейных сотрудников на всех этапах работы за счет кураторства.

  3. Внешняя оценка деятельности проектного коллектива и всего ОУ за счет презентации продукта на различ­ных общегородских и музейных мероприятиях

  4. Сплочение коллектива.

  5. Продукт проектной деятельности.

  6. Соревновательность (на городском уровне).

  7. Наградные бумаги учителю и участникам команды

Подводя итог хочется сказать, что социальное партнерство расширяет возможности учителя-предметника и классного руководителя. Дает новые возможности независимой внешней оценки деятельности школы. Позволяет подготовить учеников к полноценной жизнедеятельности в обществе. Обогащает внутренний мир ребенка, что неизбежно приведет к положительным образовательным результатам. Ну а для “ленивого” учителя, безусловным плюсом является то, что опыт, где не мы являемся организаторами, легко воспроизводится другими.

Удачи Вам в Ваших начинаниях!


Литература и источники

Положение о конкурсе Большая Регата (см. приложенный файл)

Положение о конкурсе Литературный Багаж (см. приложенный файл)

Социальные партнеры

Кафедра культуро­логического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. URL: https://sites.google.com/site/culturologyappo/skola-i-muzej/literaturnyj-bagaz

Санкт-Петербургский «Океанариум» (ООО “Управляющая Компания “Планета Нептун”). URL: http://www.planeta-neptun.ru/ocean/study/konkursy/   

Ресурсы

Паспорт проекта Большая Регата.  URL: https://docs.google.com/document/d/1bGTkuOdUszQK5tmC_xRSsUyjE5yQ11RncutxSSHRcDA/edit?usp=sharing

Портфолио  проекта Большая Регата. URL: https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vSByJnVg8Ql27tijEreRPsv30wEePHHxdTrtHEShgC7nQQ2A5XQ5uYnzMUkRQGyOF_EXWa1r-g8jcWn/pub

Паспорт проекта Литературный Багаж.  URL: https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vTpoWqgepXweW38vj1ntwnA3D8VXJtJrcyWbDnRykugvhjTeoKhtPJvLtYgPNesBW5dfE_qZNWtTcUr/pub

Портфолио проекта Литературный Багаж.  URL: https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vTvGqhMCM-goqkjGP6PnDHrK-vjFShYDrMGja5-oEK7BfZbtC9e8h11uYYlPdBEqVJOl_QqNOQckbod/pub


Ссылка для цитирования:

Силкина О.П. Большая регата или Литературный багаж? А лучше оба! //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/silkina-olga-pavlovna-literaturnyj-bagazh-appo-bolshaya-regata-okeanarium

 

Комментарии   

#1 Захотелось обратно в детствоКубарева Анна Александровна 02.11.2018 09:19
Как здорово, что у ребят есть такая чудесная возможность! И как жаль, что в моем детстве не было ничего подобного.. Спасибо, Ольга Павловна,за такое отношение к детям и неутомимость)

Дополнительная информация