Силантьева Маргарита Борисовна. Физическая культура – благо для человека

Силантьева Маргарита Борисовна

Физическая культура – благо для человека

Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры 16 лет и 10 лет работы тренером в СДЮШОР. По мере приобретения опыта, мною выработаны собственные элементы педагогических технологий, которые модернизирую в соответствии с требованием времени. Сущность моей технологии заключается в личностно-ориентированном подходе. Это означает, что для каждого обучающегося создана образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья. Индивидуальный подход особенно важен для детей, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры. Ведь в каждом классе есть дети с разным уровнем физической подготовки, поэтому я всегда рассчитываю физическую нагрузку, учитывая общее состояние здоровья и недомогание учащихся во время урока. Очень важно не сравнивать детей, а обращать внимание на личностные  достижения. Сегодня он пробежал пять кругов, а через месяц, превозмогая  самого себя, сделал невозможное. Для меня важно доказывать ученику, что он сможет  добиться большего для себя, а не для оценки.

Физическая культура – ключ к преодолению многих сложностей, которые возникают в жизни. Поэтому моя задача не только правильно технически и безопасно для здоровья научить выполнять тот или иной элемент, упражнение, но и научить бороться с самим собой, научить преодолевать страх. А самое главное- научить трудиться!

Что же для меня,  учителя физической культуры,  важно в преподавании?  На уроках я применяю интересно-эмоциональные методики обучения, например, игровой метод. Играть с детьми необходимо для гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Игровой метод я использую во всех разделах школьной программы. Круговая тренировка - это еще одна из методик, применяемых мною на уроках. Скажу, чем она интересна.  Во-первых, она значительно повышает плотность урока. Во-вторых,  дает возможность развивать одновременно множество физических качеств, что называется комплексным развитием. В-третьих, в данной методике удачно нормируется нагрузка ученика с  учётом с учётом его  индивидуальной подготовки.  Круговой метод тренировки можно сравнить с игрой по станциям. Учитывая, что я работаю в школе с углубленным изучением немецкого языка и у меня есть знания в этой области, я использую на уроках межпредметные связи. Применяя простейшую немецкую терминологию, ученики  выполняют конкретные задания, играют на внимание и быстроту мышления.

Хочется проанализировать введение третьего часа урока физической культуры в общеобразовательную программу. Данное нововведение поможет восполнить двигательный потенциал ребенка, но только частично. Поэтому акцент надо делать на внеурочных формах занятий. Это во-первых. Во-вторых, за неимением  хорошей спортивной базы, а это, как правило, один спортивный зал, проведение урока с двумя и тремя классами одновременно, пойдет явно не на пользу здоровью ребенка. В-третьих, введение дополнительного урока физической культуры ведет к увеличению нагрузки  учителей. А если в штате два учителя?  Нагрузка превышает все допустимые нормы. В-четвертых, из-за увеличения количества часов, у завучей школ создалась сложность в составлении рационального расписания в отношении уроков физической культуры. Поэтому уроки физической культуры проходят и на седьмом уроке. А должны стоять в середине учебного дня, между "сидячими" уроками. Тогда от них  будет стопроцентная польза!

Как проходит в нашей школе третий урок физической культуры? Моя школа № 72. Скажу честно: я ее люблю. Да, спортивный зал небольшой, стандартный, 24х12, но не обшарпанный, с обновленными стенами светлого цвета,  для безопасности  детей выложенными гимнастическими разноцветными матами, которые при необходимости легко снимаются и применяются на  занятиях гимнастикой. И дети, бегая и играя, никогда не  получат травму. В нашем спортивном зале нет гимнастических снарядов, потому что мы культивируем спортивные и подвижные игры. Как известно, на базе игр можно развивать любые физические качества, т.е. давать всестороннюю подготовку ребенку. Как  большинство школ старой постройки, а наша школа построена в 1971 году,она имеет один спортивный зал. Этой площади не хватало и при двух часах в неделю уроков физической культуры. А учителей по данной специальности четверо. Это и плюс и минус. Плюс в том, что огромная нагрузка легла на плечи четверых преподавателей. А минус, что, когда в зале работают двое, третий соответственно "лишний". И он уходит со своим классом (а это в основном малыши) в актовый зал. Что можно сделать в актовом зале? Да ничего, когда в одном углу стоит пианино, в другом кафедра с техникой и по периметру зала много-много стульев, а  на потолке висит огромный стеклянный шар как украшение, и его можно разбить, играя в мяч. И попробуй тут увлечь детей физической культурой. Но если постараться, то можно, но это нечеловеческие  условия,  и явно не на  пользу здоровью ребенка.      

Введение дополнительного урока физической культуры в нашей школе проходит не вместо основных предметов. Это очень правильно. Потому что наши дети должны быть умными  и образованными.

Как мы, учителя физической культуры, выходим из этой ситуации. Материально-техническая база небогатая: один спортивный зал, тренажерный зал, стадион со спортивным городком. В весенне-осенний период занятия максимально проходят на стадионе, конечно же, в теплую сухую погоду. С изменением температурного режима младшая школа уходит в актовый зал. Средняя и старшая школа, кроме спортивного зала, имеют возможность заниматься в тренажёрном зале. В этом году в третьих классах дополнительный урок физической культуры проходит в плавательном бассейне, который расположен в непосредственной близости от школы. Но есть и минусы в этом плавании. Кому водить? Сложность в совмещении расписаний учебных часов школы и занятости самого центра. Поскольку дети маленькие, за ними надо тщательно следить. Болезни их преследуют чаще остальных. Я думаю, бассейн подошел бы детям постарше.

Городской комитет по образованию хочет, чтобы третий урок физической культуры стал нестандартным,  креативным. Я с этим согласна. Хорошо, если есть в школе специалисты по аэробике, танцам. Но суть "креативности", как я думаю, состоит в том, чтобы урок был  необычным. На уроках должны применяться интересные, нескучные игровые методики. Я считаю, что даже в обычном спортивном зале можно организовать оригинальный урок, было бы желание! А беготня по залу в течение 45 минут отобьет всякое желание заниматься физической культурой, и, соответственно, урок войдет в разряд нелюбимых.

Физическая культура – это большое благо для человека: она воспитывает не только потребность физического движения, но и его культуру, то есть управление своим телом, развитие своего мышечного интеллекта. А для меня , учителя физической культуры, одна из главных задач – дать ребенку небольшой кусочек счастья. Поэтому стараюсь урок разнообразить, чтобы он был похож на спектакль. Приятно видеть счастливые и радостные лица учеников, выходящих с урока с положительными эмоциями и хорошим настроением.  


Материалы комплексной публикации

 

 

Дополнительная информация