Силантьева М.Б. Всестороннее развитие личности ребёнка в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «От роликов до коньков»

Силантьева Маргарита Борисовна,
учитель физической культуры,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга

Всестороннее развитие личности ребёнка в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы "От роликов до коньков" 

Если ваш план — на год, сажайте рис.
Если ваш план — на десятилетие, сажайте деревья.
Если ваш план — на всю жизнь, учите детей.
Конфуций

Прожив 60 лет на этой Земле, я поняла одно - мой выбор профессии был верен.  

Выбор профессии, сложный, длительный, на который оказывают влияние многие факторы. Главным советчиком в выборе моей профессии была мама, которая рекомендовала институт физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Так и началась моя тренерская "колея" в возрасте 21 года. За 15 лет работы тренером я многое поняла для себя. Это не только выявление способных и одаренных детей (так называемая селекция), не только тренировки и участие в соревнованиях, а это и воспитание волевого и сильного духом спортсмена, и в конечном итоге  порядочного, честного человека. Тренер испытывает большие эмоциональные и физические нагрузки, эта работа требует безграничного терпения, уравновешенности и оптимизма. Оптимизма мне не занимать, но отдохнуть от тренерской работы и переключиться на более спокойный ритм работы мне было необходимо.

И вот я в школе. Поработав какое-то время, я поняла, что отдыха не будет, работа в школе имеет свои особенности и сложности. Что же остановило меня, не бросить начатое дело учителем? Почему я осталась в школе? Во-первых, знания и любовь к преподаваемому предмету, во-вторых, любовь к детям и желание передать свои знания и любовь к предмету. Моя роль как учителя физической культуры заключалась, в моём понимании, не только в организации динамической активности учащихся (проведение урока), но и в воспитании морально-волевых качеств учеников, формировании духовного мира и личности человека. Очень важно научить ребёнка бороться самим с собой, даже тогда, когда он не обладает спортивными способностями. Я объясняю это ученикам так: "Главный талант - это талант трудолюбия." В 2010 году в школе открылся спортивный клуб по различным направлениям. Одна из новых открылась дополнительная общеразвивающая программа (далее ДОП) "От роликов до коньков". А подтолкнул меня к внедрению этой программы мой муж, заслуженный тренер России, тренер Олимпийской Чемпионки Светланы Журовой. Я вернулась к родному и любимому виду спорта. 

На уроках физкультуры рассказывала об этом виде спорта, просматривала спортивных детей и приглашала, в первую очередь на роликовые тренировки. Почему, именно на ролики? За последние несколько лет ролики стали очень популярны, молодежь увлеклась здоровым образом жизни, а катание и передвижение на роликах стало массовым увлечением. Моя ДОП так и называлась "От роликов до коньков". Постепенно набралась небольшая группа желающих 1-3 классов. Начало было положено. Дети получали первые азы роллер спорта. Обучение катанию на роликах очень увлекательное занятие, так как в нашей практике есть методика, состоящая из разнообразных и весёлых упражнений. В Санкт-Петербурге есть единственный открытый конькобежный стадион им. Б.А. Шилкова. В весенне-осенний период это роликодром, а зимой полноценный ледовый стадион. Там и начались наши тренировки. В скором времени меня пригласили на тренерскую работу в спортивную школу Колпинского района, что меня очень обрадовало. Работа тренера меня затягивала, я в очередной раз увлеклась воспитанием юных чемпионов. Тренировки проходили не только на конькобежном стадионе, но и на площадках 72 школы, это и спортивный зал, и тренажёрный зал, и стадион. Поскольку я педагог отделения дополнительного образования, мне предоставляется такая возможность, но самое главное, что я могла воочию видеть на уроках физкультуры быстрых, подвижных, спортивных детей, приглашать, убеждать, работать с родителями этих способных и талантливых детей.

Плюсы спортивной школы - это возможность выездов на учебно-тренировочные сборы, это участие в соревнованиях не только районного, но и городского и Всероссийского уровней. Это и мониторинг здоровья, поскольку дважды в год спортсмены проходят диспансеризацию. Это и получение инвентаря на безвозмездной основе, но его ещё надо заслужить, то есть иметь достойный результат.

Чтобы быстро бегать зимой, надо усиленно тренироваться в осенне-летний период. Это общефизическая подготовка прежде всего. На спортивных базах мы выполняем колоссальную работу по совершенствованию техники бега на коньках. Мы катаемся на роликах и на имитационных досках, выполняем специальные упражнения. И даже летом имеем возможность кататься на льду. Спортсмены, которые по результатам попадают в рейтинг, едут в Коломну, лучший конькобежный центр в России. И наши спортсмены достойны этой поездки. Мы воспитываем в каждом спортсмене такие качества, как дисциплина, ответственность, требуем полной самоотдачи. Желание много работать и добросовестно тренироваться приводит наших спортсменов к победам. В копилке наших побед: победители и призёры городских и Всероссийских соревнований, выполнение спортивных нормативов  3-2-1 разрядов, и уже выполняем норматив кандидата  в мастера спорта. Кроме спорта высших достижений, я вижу свою миссию в том, чтобы передать свои убеждения, свой опыт детям, вдохновить их не только на победы, но и на развитие жизненно важных качеств личности, воспитывать человеческие души. А это означает воспитание коллектива, в котором дети дружны и связаны общими целями и делом.

В копилке наших мероприятий традиционный весенний поход в Репино, объединяющий детей, родителей, родственников. С каждым годом число желающих растет, в 2024 году участвовало около 120 человек. 

image001 image002

Дети готовятся к такому мини-путешествию серьёзно, распределяют роли и должности, кто за что отвечает. Например, кто-то отвечает за организацию кострища, кто-то печёт пироги и торты, иной раз это произведение искусства.

image003

Одно из важных мероприятий нашего коллектива - встречи с заслуженными спортсменами Советского Союза и нынешними Чемпионами России. Так родился проект "Легенды спорта - детям". Основной формат - встречи, мастер-классы от великих спортсменов, олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы. Такие мероприятия очень важны для подрастающего поколения. Через общение с такими людьми, достигшими через кровь и пот определённых вершин, дети узнают, как ставить цели и добиваться их достижения, как никогда не сдаваться, не останавливаться на достигнутом. Одна из таких встреч, очень душевная, состоялась  с Ниной Андреевной Статкевич, двенадцатикратной чемпионкой СССР, чемпионкой  мира и Европы по конькобежному спорту. Общение проходило в неформальной обстановке. Организация этой встречи частично легла на плечи детей. Им необходимо было продумать вопросы, подготовить текст выступления, собрать стол с угощениями. А главное, чемпион стоит рядом, ему можно пожать руку, даже обняться и сфотографироваться.

image004

Встречи с заслуженными спортсменами имели свое продолжение. С советским конькобежцем, чемпионом СССР, двукратным чемпионом  мира Дмитрием Бочкаревым общение происходило в более тесном формате. Дмитрий Евгеньевич приходит на тренировку к молодёжи. И что важно? Дети имеют возможность вместе с чемпионом покататься в "гусе", и к ним приходит понимание, что Олимпийцы вовсе не небожители  и ты можешь достичь любых высот! 

Мастер-класс прошёл ещё с одним легендарным человеком Александром Николаевичем Цыганковым, чемпионом СССР, призёром Европы, рекордсменом мира и бронзовым призёром Олимпийских игр в Сочи Екатериной Шиховой.

image005

А ещё мы с детьми читаем стихи. Роль поэзии в воспитании ребёнка бесценна. Поэзия учит любить, делает нас добрее, в душе раскрывается чувство прекрасного. Поэтому мы с детьми начали читать стихи. Так реализовался ещё один проект "Литературные чтения". В рамках конкурсного проекта дети сами подбирают стихи по заданной теме и выступают с художественной декламацией.  Тематика была очень разноплановая: "Город,в котором мы живём", "Каждый день в борьбе к заветной мечте", "Дружба и любовь" и другие. Итоги каждого этапа  подводит независимой эксперт, подарки получают все участники. 

image006

В заключение хочу сказать, что любое событие, где дети, родители и педагог работают на общий результат, делают общее дело, помогают и поддерживают друг друга, обязательно удается. У нас сложился дружный коллектив, в котором воспитывается полноценная личность, готовая к активной деятельности в течение всей своей жизни,  думающая о других, готовая прийти на помощь, открытая и доброжелательная.


Ссылка для цитирования:

Силантьева М.Б. Всестороннее развитие личности ребёнка в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы "От роликов до коньков" // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/silanteva-m-b-vsestoronnee-razvitie-lichnosti-rebjonka-v-ramkakh-realizatsii-dopolnitelnoj-obshcherazvivayushchej-programmy-ot-rolikov-do-konkov

Дополнительная информация