Сидоренко Ирина Александровна, Сотникова Алла Леонидовна. Метод проектов в школе: новая роль учителя, технологии, нормы, оценивание

Сидоренко Ирина Александровна,
учитель биологии,
заведующая ОДОД,
Сотникова Алла Леонидовна,
методист

 

Метод проектов в  школе: новая роль учителя, технологии, нормы, оценивание

 

Аннотация

Проектная и учебно-исследовательская деятельность требует пристального внимания к её организации, методикам планирования и мониторинга деятельности и, конечно, оцениванию. Актуальной задачей является разработка методик организации и педагогического сопровождения проектной деятельности, критериев оценивания в процессе всей проектной и учебно-исследовательской деятельности с учетом особенностей предметных областей с разными доминирующими видами деятельности в проектах, а также  форм представления результатов проектов. 

Проектная и учебно-исследовательская деятельность, являясь неотъемлемой составляющей современного образования, требует всё более пристального внимания к её организации, методикам планирования и мониторинга деятельности и, конечно, оцениванию. Несмотря на обширный международный и российский опыт в области проектной деятельности по-прежнему актуальной задачей, на наш взгляд, является разработка методик организации и критериев оценивания в процессе всей проектной и учебно-исследовательской деятельности, учитывающая многие аспекты данной образовательной технологии и адаптированная для конкретной школы с учетом дифференцированных факторов. Это и этапы, и возрастные группы учащихся, выполняющих проекты, и особенности предметных областей (математика или литература, биология или иностранный язык и пр.) с разными доминирующими видами деятельности в проектах, и формы представления результатов проектов (мультимедиа или стендовый плакат, печатное издание и пр.). Сущностные различия в объектах и методах исследований  также определяют диапазон критериев, применяемых при мониторинге индивидуальной успешности и командной результативности, при формирующем оценивании участников.

Историческая справка

Метод проектов, попытка внедрения которого  как инновационного в настоящий момент происходит в массовой школе, имеет в России непростую историю.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Уже при советской власти, вплоть до конца 20-х годов, эти идеи  довольно широко внедрялись в школу, но постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был официально запрещен.  

Вновь о методе проектов речь зашла в российском образовании в 1980-е. Во многих  странах данный метод нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [1]. 

Активная работа по адаптации международных моделей и практик метода проектов к российской образовательной системе  велась в российском педагогическом сообществе в 2003-2014 годах в рамках программы “Обучение для будущего”. Часть материалов безвозвратно утрачена в связи с прекращением в июне 2017 года поддержки сетевого проекта Образовательная галактика INTEL и удалением всех материалов. Часть материалов того периода сохранилась на ресурсах программы Intel “Обучение для будущего” (iteach.ru) и  Letopisi.Ru — «Время вернуться домой» (letopisi.org). Программа завершена, но чрезвычайно ценные учебные материалы сохранились на портале ИНТУИТ в виде бесплатного курса “Обучение для будущего” Курс Intel "Обучение для будущего".

Проект или не проект?

При управленческом и конструкторском подходе к проектной деятельности наиболее существенно то, что проект всегда создает что-то новое. В результате проектной деятельности появляется социально востребованный материальный или интеллектуальный результат. Результат  проекта может быть запланированным и незапланированным, включающим побочные результаты, личные результаты участников.

Учебный проект носит имитационный характер и его характеризуют искусственная образовательная среда и отсутствие реального заказчика. Результат оценивается экспертами и преподавателями. Порождение продуктового результата в нем  не гарантируется, а образовательные результаты планируются. Ценность такой деятельности заключается в тех образовательных результатах, которые были присвоены. Типы результатов делятся на фактические (продуктовые) -   новые знания, оформленные в статье, устройства или прототипы, художественные объекты, сложносоставные результаты (технологии, инновации) - и образовательные, заключающиеся во вхождении в контекст профессии, прикладных навыках и компетенциях, способах организации работы в проекте, ценностях. Продуктовый результат достигается  только в самом конце работы. Образовательный результат, напротив, меняется на каждом этапе проекта -  от определения темы проекта до защиты результатов перед экспертами. На каждом из этих этапов участники получают разный опыт.

Есть  проекты на стыке решения учебных (образовательных) задач и проблем реального мира с достижением продуктовых результатов. Но если  команда не движется по плану с выраженными промежуточными этапами в сторону достижения продуктового (даже имитационного) результата, а участники просто выполняют какие-то задания,  это нельзя считать проектом. Тем самым, любой проект характеризует выраженная результативность и “жизненный цикл”, который включает обязательные этапы. Так, в терминологии авторов онлайн-курса .”Как стать наставником проектов”, март-июнь 2018, ориентированном на технические, изобретательские проекты, жизненный цикл проекта составляют:

“1 этап: формулирование проблемы, в основе проблематизации - нехватка знаний, технологий, людей, ресурсов…

2 этап: определение цели, целесообразность, социальная значимость

3 этап: определение задач, планирование  работы и ресурсов

4 этап: работа в команде (прогресс, коммуникация с командой, руководителем, экспертами,  обучение)

5 этап: результат (испытание того, что получили; продукт, испытания, выводы)

6 этап: внедрение (защита, опыт использования)” [2]

Специфика долгосрочных проектов предполагает не только этапность, но и сочетание проектных и непроектных задач, обучающих эпизодов, выполнения заданий и  мини-проектов.

Наиболее существенные определения и рамки при педагогическом подходе к методу проектов содержатся в работах Е.С. Полат,  О.Н. Шиловой, Е.Н. Ястребцевой, А.В. Леонтович, Л.В.Рождественской, Б.Б.Ярмахова, Н.В.Андреевой, О.Ф.Брыксиной, Е.А.Пономаревой, М.Н.Сониной [3, 4, 5, 6, 7].

Так, метод проектов предполагает  совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Но не менее важной является и образовательная миссия проектной деятельности, а именно:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Такая деятельность готовит школьников к следующему этапу учебы, к образованию в течение всей жизни, формируя “основные умения XXI века”, такие как:

  •  ответственность и адаптируемость;
  •  коммуникативные умения;
  •  творческий потенциал и любознательность;
  •  критическое и системное мышление;
  •  информационные и мультимедийные умения;
  •  сотрудничество и взаимодействие;
  •  постановка и решение проблем;
  •  саморазвитие;
  •  социальная ответственность [8].

В нашем образовательном учреждении также ведётся активная работа в данном направлении. Так, начиная с  2016-2017 учебного года, в рамках методической темы школы, проходит работа по изучению теоретических и практических аспектов организации работы по методу проектов. Для педагогов  проведён цикл семинаров о методе проектов, об особенностях проектной и учебно-исследовательской деятельности, организована работа по реализации исследовательских монопроектов с учащимися и их защите на итоговой школьной конференции. См. подробнее в статье И.В.Стрешинской “Метод проектов в практике образовательной деятельности  школы. Как научить учителя.”     

Настоящая  статья – это рефлексивный ответ на возникшие в ходе обучения и  работы вопросы, сомнения, дефициты и лакуны. Среди наиболее сложных для осознания и внедрения и наименее проработанных аспектов следует отметить:

  • Характер взаимодействия участников проектной и учебно-исследовательской деятельности, педагогов и обучающихся.

  • Содержательная структурированность и этапность  деятельности проектной команды. Прозрачность, конечность и универсальность параметров и инструментов мониторинга деятельности проектной команды.

  • Выраженная результативность. Различение результата и продукта при организации и реализации проекта.

  • Принципы работы с информацией, этические и юридические нормы.

  • Целесообразное и соответствующее направлению и возрасту техническое обеспечение и сопровождение проектной деятельности (ИКТ и облачные технологии).

  • Дифференцированный подход к итоговому оцениванию продуктов проекта, к формированию критериальной базы с учетом возраста учащихся и типа проекта или исследования.   

Общее в подходах к  проектной и учебно-исследовательской  деятельности формализовано в локальных актах (положениях и программах), на основании которых многие российские школы уже осуществляют эту деятельность. Но существующие и используемые в разных школах положения, регламенты и программы учебно-исследовательской и проектной деятельности  успешно задают только самые общие рамки, в которых школа и педагоги могут найти первичную опору.

Для широкого использования метода проектов в школе требуется понятное руководство к действию, инструктивная документация, описывающая наиболее существенные организационно-структурные аспекты такого рода деятельности и учитывающие возрастную специфику участников и тематическую специфику областей знаний. Различия между проектными и учебно-исследовательскими задачами принципиально важны для корректной и дифференцированно целесообразной организации работы школьников по предметам естественно-научного, технического и гуманитарного направления. Для того, чтобы локальный акт не оставался формальным рамочным  документом, требуется его существенная доработка, детализация и расширение за счет практических приложений.

Тем самым в фокусе интереса оказываются взаимосвязанные аспекты, условно для краткости определяемые здесь как  Учитель,  Академическая честность, ИКТ и Оценивание.

Учитель

Проектная деятельность меняет характер взаимодействия участников, педагогов и обучающихся. Из “источника и проводника  знаний” педагог превращается в организатора познавательной деятельности. В разных работах он определяется как наставник, куратор, тьютор, фасилитатор. «... учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера»   – эта идея настолько популярна, а формулировка полюбилась настолько, что цитата в неизменном виде встречается в 72 000 источниках по результатам поиска Google.

Как координатор проекта педагог должен обладать определенными качествами:

  • иметь хорошие организаторские способности;
  • владеть навыками межкультурного общения;
  • уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
  • активно сотрудничать в проектной деятельности;
  • обладать базисными навыками работы в сетях;
  • уметь работать с большими объемами информации;
  • владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

Обладая этими качествами учитель может стимулировать у школьников умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, готовность преодолевать трудности, освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности, овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения, освоение новых социальных ролей, развитие навыков деловой коммуникации.

Это новая и особая роль, расширенный функционал и ответственность педагога. Действуя как “первый среди равных”, включаясь в активный процесс поиска и познания, педагог должен быть в состоянии помочь научиться даже тому,  чего он не знает сам. Тем самым, педагог выступает в двух ипостасях - координатора и консультанта проекта, с одной стороны, и непосредственного участника-исследователя, с другой.

Практической опорой для педагога - организатора проектной деятельности должны стать включенные в локальный акт разделы о задачах, обязанностях и ответственности руководителя проектной и учебно-исследовательской деятельности.  

Это задачи руководителя по достижению образовательных и продуктовых результатов, по управлению целенаправленной работой с соблюдением этических и юридических норм и использованием современных технологий и сетевых ресурсов.

Академическая честность. Соблюдение юридических и этических норм.

Соблюдение авторских прав при использовании различных материалов из любых известных источников, является необходимым условием работы специалистов, занимающихся подготовкой своих работ.  Современные информационные технологии позволяют быстро найти готовые работы разных авторов. Плагиат широко используется в школьной и студенческой среде, соблюдение юридических и этических норм при создании собственных работ еще не вошло в образовательную практику, поэтому требуется просветительская и образовательная работа как в среде педагогов, так и школьников.

Авторское право защищает все виды контента — тексты, фотографии, видео, графику, дизайн, карты и программы.  Наиболее часто в письменных работах встречаются:

Плагиат – умышленное присвоение авторства чужих идей или изобретений и публикация под своим именем чужого произведения, фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Плагиат может осуществляться в двух видах:  дословное изложение основного текста и парафраза – изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста.

Заимствование – вставки части текста другого автора в свой собственный без внесения изменений в оригинал.

Некорректное цитирование – приведение выдержки из текста без указания автора и названия произведения или в объеме, не оправданном целью цитирования.

Несамостоятельное выполнение работы – цитирование в объеме, не оправданном целью цитирования, цитирование без проведения самостоятельного исследования. [9]

В начале работы над коллективными или индивидуальными проектами школьникам необходимо усвоить, что за незаконное использование произведений или их частей виновные лица несут ответственность, предусмотренную действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

И педагоги, и школьники должны знать о лицензиях на использование чужих материалов, владеть приемами корректного включения в работу чужих авторских текстовых материалов и графики, использовать средства проверки текстов на плагиат. 

Не менее важен второй аспект авторского права -  защита собственных прав, собственных продуктов от их неправомерного использования. Детство кончится, а привычка подписывать свои работы и защищать свои права останется.   

См. в качестве примера файлы, прикрепленные к настоящей статье:

  • О лицензиях Сreative Commons
  • Памятка по соблюдению авторских и смежных прав  
  • Памятка “Я автор-исследователь”  
  • Справка о соответствии работы юридическим и этическим нормам  

 

 ИКТ

Информационные и коммуникационные технологии в организации проектной и исследовательской деятельности  не самоцель, а инструменты профессиональной педагогической деятельности. В основе этой деятельности лежат технологии педагогические - проектный метод, обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления, дискуссии. Другими словами, деятельность обучающихся организуется в том числе и средствами компьютерных и облачных технологий, реализация которых формирует устойчивую потребность в использовании ИКТ и интерес к познанию их образовательных и технологических возможностей.

Управляет разумным, целесообразным и продуктивным использованием ИКТ в организации деятельности школьников именно учитель. Именно он - от организационных задач и этапов, от тематической направленности проекта, возраста школьников - определяет состав и комбинацию ресурсов, рекомендуемых школьникам. Внешним для самого проекта и школьников, но не менее  важным остается аспект аналитической и рефлективной деятельности учителя, его ответственности за успех проекта, избираемых способов мониторинга и управления позитивной динамикой в достижении продуктовых и образовательных результатов. И здесь апробированным и эффективным инструментарием становятся программные ресурсы и облачные технологии, позволяющие создавать современную среду взаимодействия и управления,  визуализировать промежуточные результаты, проводить формирующее оценивание результатов и участников, оформлять результаты в презентабельные продукты.

Именно ИКТ позволяют выстроить систему мониторинга и  оценивания в ходе проектной деятельности и сделать её документированной, наглядной, прозрачной и обоснованной.  См. подробнее в настоящем выпуске в статье "Методика сопровождения проектной деятельности с использованием облачных технологий G-Suite для образования".

Оценивание

Принципиально следующее: при организации проектной и учебно-исследовательской деятельности оценивание  является сквозной деятельностью, а не просто эпизодом, завершающим этапом всего образовательного события.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

  • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений целей и конечного результата.

Функции оценивания:

  • стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;  

  • диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;  

  • проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в свою работу

  • формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;  

  • мощный мотив учебной деятельности учащихся;  

  • изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок. [10]

Для наиболее эффективного оценивания в проекте и мотивации обучающихся на добросовестное и заинтересованное обучение очень важно постоянно контролировать, что они изучают и как они учатся, каков их прогресс в приращении знаний, в чем они нуждаются.

В  проектную деятельность  оценивание закладывается изначально. Оценивание при изучении тем с помощью метода проектов должно быть спланировано таким образом, чтобы:

  • использовались различные стратегии оценивания;
  • оценивание проводилось в ходе всей продолжительности проекта;
  • оценивалось решение наиболее важных результатов проекта;
  • ученики вовлекались в процесс оценивания.

Этапы, объекты, стратегии и инструменты формирующего и итогового оценивания  - это особенно важный и особенно сложный аспект работы по методу проектов. 

До начала проектной деятельности следует оценить знания,  потребности и интересы учеников. Только так можно будет “перевести цели в измеряемый учебный результат, определить необходимый уровень их достижения, отобрать техники оценивания, выбрать и реализовать соответствующие методы обучения, провести итоговое оценивание и определить, достигнуты ли планируемые результаты.

В процессе работы над проектом необходимо проводить формирующее оценивание, чтобы

  • поощрить саморегуляцию и сотрудничество; 
  • осуществлять мониторинг прогресса; 
  • проверить понимание и поощрить метапознание.  

На завершающем этапе работы обобщающее (суммирующее, итоговое)  оценивание призвано подвести итог понимания и навыкам [11].

Выработка критериев итоговой оценки также зависит от того, что помещается в фокус при работе по методу проектов -  продуктовый или образовательный результаты, внешняя результативность или личностное развитие и формирование навыков командной работы.

При подготовке оценочных материалов использованы материалы программы и курса Intel “Обучение для будущего”, работы Москвитиной Т.Е.  “Основы проектной деятельности обучающихся. Методические рекомендации”, Нагель О.И. “О критериях оценки проектной деятельности учащихся”, онлайн-курса “Как стать наставником проектов”, онлайн-курса “Современные образовательные технологии: новые медиа в классе”, учебников, постов и шаблонов Л.В. Рождественской.  Особую ценность представляют разработки К.Р. Круподеровой, Е.П. Круподеровой, исследования, учебники, сетевые мастер-классы и дистанционные курсы О.Ф.Брыксиной, посвященные смешанному обучению и использованию ИКТ в педагогической практике, а также дистанционный курс О.Ф. Брыксиной и Е.А. Пономаревой “Критериальное оценивание образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС”.  

В 2017-2018 учебном году использовались, например, "Критерии оценки продукта  проектной и учебно-исследовательской деятельности"  и "Критерии оценки  публичной защиты проектной и учебно-исследовательской деятельности". См. файлы, прикрепленные к статье.   

Методический комплект по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности

В результате аналитического обзора имеющихся на сегодняшний день материалов о методе проекта, подробного критического изучения собственного опыта, мы пришли к необходимости создания  “Методического комплекта по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности” для повышения эффективности работы по методу проектов.

В системе ИОС школы № 72  “Методический комплект по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности” - это доступная всем сотрудникам школы папка на диске доменного аккаунта школы, содержащая теоретический и методический минимум по разным аспектам организации работы по методу проектов, опорные, инструктивные материалы, памятки, шаблоны для копирования. Папка содержит документы и подпапки, соответствующие содержательным разделам. Ориентировочная структура массива (здесь только примерная структыра разделов и документов):

Папка "Нормативные документы, локальные акты"

  • Положение, Приказы

Папка "Теория и методика проектной деятельности"

  • Методическая база проектной и учебно-исследовательской деятельности

Папка "Организационные материалы"

  • Шаблон "Паспорта проекта" 
  • Шаблон "Портфолио проекта"  

Папка "Памятки и рекомендации"

  • Памятка по организации  работы по проекту в школе
  • Требования к оформлению письменной работы  
  • Правила оформления ссылок на цитируемые источники  

Папка "Рабочие листы и прототипы"

  • Макет для "мозгового штурма" - google рисунки
  • Макет для самопрезентации - google презентация
  • Макет Дневника проекта (индивидуальный)
  • Макет Дневника проекта (групповой)

Папка "Шаблоны для копирования"

Папка "Оценивание и рефлексия"

  • Листы оценивания

Папка "Юридические и этические нормы"

  • Согласие родителя (законного представителя) ребенка на использование фото- и видеоматериалов в работе учителя (классного руководителя) и публикации в Интернет  
  • Разрешение родителя (законного представителя) ребенка на публикацию творческих и исследовательских работ  
  • Анкета для родителей о согласии и формах участия в проектной и учебно-исследовательской деятельности (опрос/форма)
  • О лицензиях Сreative Commons
  • Памятка по соблюдению авторских и смежных прав  
  • Памятка “Я автор-исследователь”  
  • Справка о соответствии работы юридическим и этическим нормам  

Папка "ИКТ: облачные и  сетевые технологии"

Папка "Сервисы Google"

 

  • Папка "Инструкции"
  • Папка "Примеры"

Папка "Сервисы web 2.0. Инструкции и примеры"

  • Список сервисов и примеров  (таблица)
  • Список сервисов для публикации продукта   (документ)
  • Папка "Инструкции"
  • Папка "Примеры"

Папка "Продуктовые результаты"

  • Рекомендации по оформлению продукта проекта в виде сайта
  • Рекомендации по оформлению продукта проекта в виде инфографики / интерактивной инфографики
  • Рекомендации по оформлению продукта проекта в виде сетевой выставки
  • Рекомендации по созданию  и критерии оценки презентации для публичной защиты

Папка "Архив лучших проектов"

Так интеграция метода проектов в учебную деятельность школы становится реальностью. Обеспеченность педагогов опорными и инструктивными материалами позволит добиться более осознанного и квалифицированного подхода к организации проектной деятельности, стимулировать творчество и любознательность школьников, не упуская возможности скорректировать их интуитивные действия в области работы с информацией и деловой коммуникации, иными словами -  научить мыслить проективно, работать целесообразно и технологично, выходить на индивидуально и социально значимый результат.

 


Литература 

[1] Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей. 2009. [Электронный ресурс] URL: https://docs.google.com/open?id=0BzFJ0ooxRzffNjU2Y2ZkZWUtNzEzZi00MDg3LTg2ZTItOTZkNmZiZWI0NWJi
[2] Как стать наставником проектов. Онлайн-курс. Март-июнь 2018. [Электронный ресурс] URL: http://project.lektorium.tv/tutor
[3] Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] URL: https://www.intuit.ru/EDI/12_08_14_3/1407852794-22209/tutorial/166/objects/2/files/m01_discussions_project_method.rtf
[4] Шилова О.Н. Лебедева М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel®«Обучение для будущего» / О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред.: Е. Н.Ястребцева. – М: Интуит.ру, 2006. – 144 с. [Электронный ресурс] URL: http://docplayer.ru/31615866-O-n-shilova-m-b-lebedeva.html#show_full_text
[5] Леонтович А.В. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. Москва. 2003. [Текст], [Электронный ресурс] URL: https://www.intuit.ru/EDI/12_08_14_3/1407852794-22209/tutorial/166/objects/2/files/metod_karta_leontovich_posobie.doc
[6] Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. 2016. [Текст], [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/drive/folders/0ByNg9Ix4LVZiXzVuTTlXcnB1RW8
[7] Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. ИКТ в образовании. — М.: ИНФРА, 2017 внутренняя библиотека https://drive.google.com/file/d/1hP0aFWQmHb86K4Gzab-7ETGaxctH5qYe/view?usp=sharing
[8] Цит. по Шилова О.Н. Лебедева М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel®«Обучение для будущего» / О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред.: Е. Н.Ястребцева. – М: Интуит.ру, 2006. – 144 с. [Электронный ресурс] URL: http://docplayer.ru/31615866-O-n-shilova-m-b-lebedeva.html#show_full_text
[9] Авторское право в интернете. Памятка [Электронный ресурс] URL:  https://www.uplab.ru/blog/copyright-on-the-internet/
[10] По материалам Учебная задача как элемент ИОС. Петрова О. Последнее обновление 2014 г. [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/uzadacha/)
[11] (По материалам ВикиИРО “Система оценивания в проекте”. Автор не указан, но, с большой вероятностью, использованы материалы О.Ф.Брыксиной. Система оценивания в проекте. Автор не указан. Предположительно О.Ф.Брыксина. // ВикиИРО. Интернет-площадка для работников образования Ярославской области.http://wiki.iro.yar.ru/index.php/Система_оценивания_в_проекте


 

Ссылка для цитирования:

Сидоренко И.А., Сотникова А.Л.  Метод проектов в  школе:   новая роль учителя, технологии, нормы, оценивание //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов:  современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sidorenko-irina-aleksandrovna-sotnikova-alla-leonidovna-metod-proektov-v-shkole-novaya-rol-uchitelya-tekhnologii-normy-otsenivanie

 

Дополнительная информация