Сидоренко Ирина Александровна. Посмотрим на мир другими глазами. Юный эколог – исследователь

Сидоренко Ирина Александровна,
учитель биологии


Посмотрим на мир другими глазами - глазами юного исследователя. Юный эколог – исследователь


image2Мы думаем о настоящем и будущем. Учитель приходит в школу обычно на долгие годы и не покидает свой пост до самого конца. Он приходит со своим багажом знаний, педагогическими установками, представлениями о благе для ученика. Но ни багаж, ни установки, ни тем более благо не являются категориями постоянными.

Еще в 1995 году в отчетном докладе Европейской комиссии об образовании были сформулированы задачи реформ в области образования: ”Предъявляемые современным рынком труда требования приводят к необходимости научиться учиться и быть способным к самообучению в постоянно эволюционирующем обществе, к которому лишь самостоятельно мыслящая личность может адаптироваться, не потеряв своей самобытности” [1].

И для учителя, и для школьника особое значение приобретает умение развиваться, узнавать и адаптировать новое и в непосредственном школьном процессе обучения и за его рамками. «Образование через всю жизнь» возводится в организующий и руководящий принцип современных образовательных реформ и даже масштабную образовательную политику [2].

Актуальность исследовательской деятельности в школе сегодня осознаётся безоговорочно всеми. Постановка целей, формулировка задач, выбор методик, представление результата и его рефлексия – все эти элементы исследовательской работы как никакие другие позволяют формировать у учащихся стойкую мотивацию к обучению в школе и в будущем.

Важным элементом данной деятельности для учащихся является то, что результат осязаем, понимаем и нагляден. Чего не скажешь о других технологиях обучения, в которых результат понятен только педагогу.

К тому же требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к реализации программы развития УУД школьников тоже предусматривают формирование компетенций и компетентностей учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности; навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской деятельности, кроме того способствуют овладению учащимися приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также формированию и развитию компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования [3].

В связи с данными требованиями в ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга в 2015-2016 учебном году была создана творческая группа учителей-предметников для работы с обучающимися в этом направлении. Особенно актуальна проектно-исследовательская работа по биологии, в частности, оказалась на занятиях внеурочной деятельности. Поскольку занятия внеурочной деятельности организуются по интересам, то высокая степень мотивированности детей помогает в реализации данной программы. Таким образом, ведущие стимулы проектно-исследовательской деятельности – новизна и интерес - легли в основу познавательной инициативы обучающихся.

Особенно хочется сделать акцент на проектно-исследовательской деятельности в рамках школы. Здесь она рассматривается как учебно-исследовательская. В отличие от подлинного научного исследования, учебное имеет результатом не объективно новое знание, а изменения, которые происходят в самом обучающемся. Поэтому учебно-исследовательская деятельность – это педагогическая технология, позволяющая достигать личностных и метапредметных результатов.

В основе организации учебно-исследовательской деятельности лежит структурная модель, задающая алгоритм исследования:

  1. Цель (постановка проблемы)
  2. Осознание значимости исследования (изучение теории)
  3. Задачи
  4. Сбор собственного материала
  5. Анализ и обобщение материала
  6. Собственные выводы
  7. Презентация и рефлексия

Задачи и формы исследовательской деятельности формируются с учетом возрастных особенностей развития, специфики познавательной мотивации учащихся – участников проекта.

Рассмотрим опыт нашего ОУ в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях. Фундаментом послужил проект Балтийской экологической экспедиции (далее, БЭЭ), с которой школа заключила договор, курс «Знай и люби свой край», включающий в себя дистанционное обучение, выезды на исследуемые территории, участие в конференциях с защитой своих проектов [4].

Первым стал учебно-исследовательский проект по созданию домика для летучих мышей. От партнер БЭЭ - ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга» (далее, ООПТ) - поступило предложение поучаствовать в экологической акции восстановления численности летучих мышей Ленинградской области, создав домик для зверей. Проанализировав материал, мы пришли к выводу, что данная работа вполне соответствует исследовательской.

image4Цель: изготовление домика для летучих мышей.
Задачи: выбрать технологию строительства (методику), изучив информационное поле об особенностях строения, жизнедеятельности и распространения этих зверьков; изготовить домик.
Результат: домик.
Представление результата: Научно-практическая конференция в БЭЭ.

Данный проект выполнялся одним учеником при участии учителей биологии и технологии, т.е. приобрёл интегрированный характер.

Более подробно остановимся на следующем проекте, помощь в реализации которого также оказывали команды наших партнеров: консультации специалистов (батрахологов), организация выездов на территорию ООПТ «Петровский пруд», предоставление площадки для презентации результатов.

В рамках работы по изучению особо охраняемой природной территории был сделан выбор темы исследования: "Весенний учет амфибий ООПТ «Петровский пруд»". В основу организации проектно-исследовательской деятельности взята структурная модель, задающая алгоритм исследования как для учителя, так и для учащихся [5]:

image11. Цель (постановка проблемы)

Деятельность учителя: Значение амфибий в природе.

Деятельность учащихся: Формулируют тему и цель: количественный учет амфибий на ООПТ «Петровский пруд» в весенний период.

2. Осознание значимости исследования (изучение теории)

Деятельность учителя: Значение амфибий в природе. Задание: изучить особенности строения и жизнедеятельности амфибий, их размножения

Деятельность учащихся: Готовят материал для обсуждения.
Делают выводы: Для ученых наличие земноводных и рептилий – индикатор здоровья экосистемы. Знание внешнего строения позволяют определить видовую принадлежность особей, период размножения, его признаки.

3. Задачи

Деятельность учителя: Знакомит с методикой весеннего учета амфибий, предоставленной Дирекцией ООПТ Санкт-Петербурга. Обучает работе с определителем.

Деятельность учащихся:
Формулируют задачи исследования:
- Разработать учетный маршрут, согласно методики;
- Провести подсчет всех амфибий учетного маршрута;
- Определить виды амфибий;
- Отметить наличие признаков вступления амфибий в половое размножение;
- Результаты фиксировать в карточке маршрута и учетном бланке.

Практикуются узнавать виды по определителю на примере основных представителей амфибий региона (Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

image34. Сбор собственного материала

Деятельность учителя: Подготовка к организации выезда на исследуемую территорию:
- Инвентарь (измерительная лента, блокноты, ручки, определитель, фотоаппарат)
- Карточки маршрута, учетные бланки
- Одежда (резиновые сапоги, головные уборы, перчатки)
Инструктаж по ТБ поведения на природе, особенно в весенний период (клещи, влажность и пр.)
Выезд на ООПТ (п. Ольгино, Приморский район)

Деятельность учащихся:
- Знакомство с территорией, измерение длины береговой линии с помощью измерительной ленты.
- Распределение учетной полосы на всех участников исследования.
- Подсчет всех встречающихся амфибий в пределах учетной полосы - 1 м от уреза воды.
- Выдвижение гипотез о принадлежности обнаруженных особей амфибий к конкретным видам (цвет, покровы, перепонки, зрачки и пр.) по определителю.
- Фиксация всех признаков полового размножения (изменение окраски, икра, звуки сближение самцов и самок и пр.)
- Фиксация наблюдений и подсчета в карточке маршрута и учетном бланке.
- Сведение результатов в единый учетный бланк.

5. Анализ и обобщение материала

Деятельность учителя: Курирует детальное изучение видов, обитающих на данной территории

Деятельность учащихся: Работают с определителем, сравнивают полученные в ходе сбора материалы (внешние признаки, особенности амфибий в период их размножения, фотоотчеты), обобщают.

6. Собственные выводы

Деятельность учителя: Обращает внимание обучающихся на задачи исследования, подводит, таким образом, к формулированию выводов.

Деятельность учащихся: Делают выводы в корреляции с задачами:
- Зафиксированы предположительно 4 вида амфибий (обыкновенный тритон, остромордая лягушка, травяная лягушка, серая жаба);
- Численность особей: 1 тритон обыкновенный, 92 лягушки, из них 1 детеныш, 14 спаривающихся пар, 4 мертвые;
- Выявлены признаки активного полового размножения (окраска от бурой у самок и сизой у самцов, сближение особей в пары, икра в виде шнуров);
- Отмечена скученность особей в открытых прогреваемых солнцем местах.

Любой исследовательский проект завершает этап представления результатов и оценки собственного исследования. В нашем случае представление осуществлялось в форме публичной защиты стендового доклада по теме исследования. Команда БЭЭ организовывает конференции для защиты таких проектов, помимо этого оказывает методическую помощь в подготовке стендовых докладов, а именно предоставляет единую форму и образцы. Считаю, что данный этап позволяет также осуществить рефлексию с участниками проекта, помочь им осознать свое личностное, интеллектуальное, коммуникативное продвижение в процессе исследовательского проекта.

На занятиях внеурочной деятельности обучающиеся вернулись к началу исследования через ответы на ряд вопросов (Каким образом решалась каждая задача? Что показалось самым трудным, что – самым интересным? и др.) Таким образом создавались условия для осознания проведённых действий, которые они совершали на каждом этапе, для оценки личных усилий, для определения перспектив в развитии изучаемой проблемы и практического применения. Первое рефлексивное занятие (подготовка представления результатов и их защиты) активизировало коллективную работу по самостоятельному созданию стендового плаката. Обучающиеся распределили элементы плаката в группе, глубже изучили материал элемента и подготовили устный рассказ. На последующих занятиях проводилась тренировочная защита стендового доклада группой.

Непосредственно на конференции, проводимой БЭЭ, участники приобрели важнейший опыт защиты проекта перед профессиональной аудиторией, а именно краткая подача обширного материала, грамотный ответ на вопросы участников конференции, навыки дипломатии и коммуникации, а также получили ценные советы специалистов БЭЭ как по самому исследованию, так и по специфике стендовых докладов и их защите.

Исследование на тему “Весенний учет амфибий на ООПТ «Петровский пруд»” имеет своё дальнейшее развитие. Совместно с БЭЭ и Дирекцией ООПТ Санкт-Петербурга возможно сравнение результатов с другими ООПТ, отслеживание динамики численности амфибий ежегодно на ООПТ «Петровский пруд» с последующими выводами об экологическом состоянии территории.

Данный учебно-исследовательский проект входит в комплексное изучение ООПТ «Петровский пруд», т.е. в междисциплинарный проект [6]. На сегодняшний день педагогами нашей школы разрабатываются четыре направления: краеведческое, экологическое, ботаническое и зоологическое. Планируется расширить круг деятельности, привлечь других учителей-предметников: географии, русского языка и литературы, изобразительного искусства, химии.

Безусловно, учебно-исследовательская деятельность – одна из эффективных педагогических технологий для решения многих задач развития и воспитания современных школьников.

Литература и интернет-ресурсы

[1] Цит. по Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации. Вып. 6: сб. ст. / М-во образования и науки РФ [и др.]; под ред. А. Л. Назаренко. — М.: Центр Дистанц. Образования: Факультет иностр. яз. и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова; Изд-во «Универкнига», 2014. — 498 с.: // URL: https://istina.msu.ru/media/conferences/conferencepresentation/6b0/019/7653395/sbornik_2014.pdf
[2] РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА ЕВРОПЫ от 18 декабря 2006 г. о ключевых компетенциях обучения в течение жизни (2006/962/EC) ПРИЛОЖЕНИЕ. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ – ЕВРОПЕЙСКИЕ РАМОЧНЫЕ УСТАНОВКИ // URL: http://adukatar.net/klyuchevy-e-kompetentsii-dlya-obucheniya-v-techenie-vsej-zhizni/
[3] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
[4] Московская городская сеть «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся»/ автор-составитель А.В. Леонтович; под ред. А.С. Обухова // Исследовательская работа школьников, 2006
[5] Дистанционный курс БЭЭ «Знай и люби свой край» http://main.baltecolog.ru/
[6] Материалы Дирекции ООПТ Санкт-Петербурга. http://oopt.spb.ru/

Дополнительная информация