Сидоренко Ирина Александровна. Конспект урока биологии в 7 классе
- Подробности
- Категория: Выпуск 2
- Опубликовано 02.07.2014 08:40
- Автор: Administrator
- Просмотров: 4822
Сидоренко Ирина Александровна
Конспект урока биологии в 7 классе
Тема урока: "Класс Насекомые"
Класс - 7
Тип урока - комбинированный
Цель урока: Изучить строение насекомых и их приспособленность к среде обитания
Задачи:
1. Образовательные: Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей внешнего строения насекомых, их способов питания, строения ротовых аппаратов, органов чувств, способов передвижения, размножения и развития и закреплениюзнаний о типе Членистоногие.
2. Развивающие: Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между строением живых организмов, средой обитания и их распространением на Земле.
3. Воспитательные: Способствовать формированию научного мировоззрения целостной картины мира на примере изучения самого многочисленного класса животных.
Планируемые результаты:
Проблемный характер урока предусматривает ответ на главный вопрос урока, поставленный на этапе изучения нового материала.
Оборудование:
-
Медиапроектор
-
Компьютер
-
Коллекции насекомых
Методическое обеспечение:
-
Биология. Животные. 7 класс. Учебник. Латюшин В.В., Шапкин В.А. 13-е изд., стер. - М.: 2012
-
Рабочая тетрадь по биологии. 7 класс. К учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. - Преображенская Н.В. М.: 2011.
-
Насекомые и их знакомые. Журнальная серия. Еженедельное издание. Деагстини. 2011-2013 http://zhuki.deagostini.ru/journal.html
-
Презентация “Класс насекомые”
План урока:
-
Организационный момент. Объявление темы, постановка задач урока, мотивация учебной деятельности.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Введение нового материала.
-
Первичное закрепление знаний.
-
Применение полученных знаний
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-
Информация о домашнем задании.
Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы, постановка задач урока, мотивация
учебной деятельности.
Учитель: Мы продолжаем изучать Тип Членистоногие. Какие Классы животных включает данный Тип?
Ученики (предполагаемый ответ - ПО): Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые.
Учитель: Какова приблизительная численность Типа Членистоногие?
Ученики: около 1,7 млн. видов
Учитель: Какой класс занимает более 90% числа видов всех Членистоногих?
Ученики: Класс Насекомые – 1,5 млн. видов, а по мнению многих ученых достигает 5 млн. (слайд 2)
Учитель: Насекомые – господствующая группа не только среди членистоногих, но и среди всего царства Животных. Сформулируйте вопрос, который поможет нам разобраться с такой распространённостью насекомых на Земле.
Ученики: Почему насекомые - самая процветающая группа организмов на Земле? (слайд 3)
Учитель: Ответ на этот вопрос – результат сегодняшнего урока
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Вспомним, какими особенностями обладают представители Ракообразных и Паукообразных, а также их многообразие.
Проверочная работа:
Задание 1. Диктант "Согласен / Не согласен". (Приложение 1 - Приложение к уроку биологии)
Задание 2. Найди лишнее и объясни почему (слайды 4,5)
Задание 3. Определи систематическое положение животного (слайд 6)
3. Введение нового материала.
Учитель: Для того, чтобы ответить на вопрос урока нам необходимо… (продолжите фразу)
Ученики: Рассмотреть особенности строения Насекомых
Учитель: Прочитав текст учебника и используя изображения слайдов, попробуйте ответить на следующие вопросы (ученики имеют план и опыт характеристики животных из предыдущих уроков):
1. Среда обитания с примерами (слайд 7) – наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
2. Из каких частей состоит тело насекомых? (слайд 8) – голова, грудь и брюшко, 3 пары конечностей и 2 пары крыльев.
3. Как называется покров, характерный для всех Членистоногих? Каково биологическое значение такого покрова? – Хитиновый, представляет из себя наружный скелет, т.е. выполняет защитную функцию.
4. Все ли Насекомые имеют один вид ротового аппарата? – нет, строение ротового аппарата определяется способом питания и видом пищи
Какие типы ротовых аппаратов вы видите? (слайды 9 - 11) – грызущий, грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.
Предположите, как будут питаться Насекомые с конкретным типом ротового аппарата?
5. Органы чувств имеют также большое разнообразие: органы обоняния, зрения (фасеточные глаза), осязания (слайды 12 - 14). (Демонстрация коллекции насекомых).
6. Для Насекомых характерны разные типы жизненных циклов или развития (слайд 15).
Сравните развитие с полным превращением и с неполным превращением (ученики владеют данными понятиями, изучив Тип Кишечнополостные) – Развитие с полным превращением: в жизненном цикле имеются разные жизненные формы, сильно отличающиеся друг от друга, например, яйцо-личинка (гусеница)-куколка-взрослая особь. Развитие с неполным превращением: в жизненном цикле имеются разные жизненные формы, отличающиеся друг от друга лишь размером, яйцо-личинка-взрослая особь.
7. Внутреннее строение рассматривается только в ознакомительном аспекте. Учитель показывает отделы пищеварительной системы, дыхательной (трахеи), кровеносной, выделительной (слайд 16).
4. Первичное закрепление знаний.
Учитель: А теперь выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных. Для этого посмотрите на таблицу, в которой некоторые ячейки не заполнены, проанализируйте и заполните их (слайд 17).
5. Применение полученных знаний
Ученики работают с таблицей (в тетрадях).
Учитель выводит правильные ответы с обсуждением
Учитель: Сформулируйте ответ на главный вопрос урока:Почему насекомые - самая процветающая группа организмов на Земле?
Ученики: Отвечают по цепочке (ученик – особенность насекомых).
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Что на уроке было главным? Что нового сегодня узнали? Закончите предложение: Урок не прошел даром, потому что…
7. Информация о домашнем задании.
§ 15. Подготовить мини-презентации об общественных насекомых, указав признаки общественности.
Литература и источники
-
Биология. Животные. 7 класс. Учебник. Латюшин В.В., Шапкин В.А. 13-е изд., стер. - М.: 2012
-
Рабочая тетрадь по биологии. 7 класс. К учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. - Преображенская Н.В. М.: 2011.
-
Насекомые и их знакомые. Журнальная серия. Еженедельное издание. Деагстини. 2011-2013 http://zhuki.deagostini.ru/journal.html
-
Презентация “Класс насекомые”
Материалы комплексной публикации
- Деятельностный подход на уроке биологии
- Конспект урока биологии в 7 классе
- Презентация к уроку биологии в 7 классе
- Приложение к уроку биологии
- Итоговые замечания об уроке