Сидоренко Ирина Александровна/ Использование ЭОР, компьютерных и сетевых технологий на уроках

Сидоренко Ирина Александровна

Использование ЭОР, компьютерных и сетевых  технологий на уроках. 
Опыт работы учителя биологии

«Довольствуйся настоящим,
но стремись к лучшему»
 Сократ

Современный мир и наше общество в последнее время высокими темпами эволюционируют в сторону информатизации и технологичности. Современному человеку важно и даже необходимо теперь легко и свободно ориентироваться во многих сферах человеческой деятельности. А фундаментальных знаний и умений в получаемом профессиональном образовании сейчас оказывается недостаточно. Оперировать новыми методиками и технологиями и применять их в меняющихся условиях уже жизненно необходимо. Аналогию можно провести с эволюционной теорией Ч. Дарвина:  борьба за существование - естественный отбор - выживание самых приспособленных. Так и в практической деятельности педагога.

Такой «шок от будущего» испытывают многие как взрослые, так и подрастающее поколение. Следовательно, встает вопрос: «Что делать?»

Обратимся к Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (далее ФГОС), который в ближайшем 2015 году будет действовать и в средней школе.

Позволю себе 2 цитаты из документа.

В разделе “II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования” в пункте  10. «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать ….»

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; … (1)

В разделе “III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования”

“Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Программа развития универсальных учебных действий  (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.” (2)

Помимо соблюдения ФГОС, использование ИКТ имеет ряд преимуществ перед традиционным образованием, позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становятся активными участниками урока.

Предоставляя право выбора способа обучения ученику через организацию различных видов обучения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса, учитель индивидуализирует учебный процесс.

Предмет «Биология» особенно нуждается в наглядности материала через ИКТ. Это может выражаться в фотоснимках живых объектов, видеофильмах о жизнедеятельности, схематично-динамических изображениях физиологических процессов и многом другом.

Попытаемся систематизировать целесообразное использование ИКТ на уроках биологии. Разумно и естественно применять мультимедиийные технологии

1.    при изложении нового материала — визуализация знаний.

2.    при закреплении изученного материала (практические работы, самостоятельные и лабораторные работы, разнообразные обучающие программы, тренажеры);

3.    при контроле и проверке знаний (тестирование с оцениванием, контрольные работы и программы);

4.    в ходе подготовки к ЕГЭ (демоверсии, тренажёры)

5.    для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление и т. д.);

6.    в дистанционном обучении.

Вот некоторые примеры использования ИКТ мною на уроках биологии и природоведения.

Этап проведения урока - Изучение  нового материала

Приемы: Подбор анимированных объектов по теме урока - видеофрагменты, фото, схемы, проблемные ситуации, динамические изображения, графики и т.д. (слайды 6, 7, 8, 9), Создание мультимедийной презентации.

Организация презентации учащихся по заданным темам.

Этап проведения урока - Контроль усвоения пройденного материала

Приемы: Подготовка разноуровневых тестов, проверочных и контрольных работ, включающих рисунки, схемы, фото- и видеозадания (слайды 11, 12, 13)

Этап проведения урока - Закрепление материала, рефлексия

Приемы:Составление мультимедийных заданий с использованием медиатеки, электронные домашние задания (слайды 15, 16, 17, 18)

Этап проведения урока - Внеклассная работа

Приемы: Защита исследовательских проектов (слайд 20)

Я не сразу начала полноценно использовать ИКТ на уроках.

Первоначально использовала преимущественно материалы, огромное разнообразие которых имеется в сети. Просто  выводила на экран фотоснимки, видеофильмы, таблицы, которые удобно заменяли картонные таблицы и длительные по времени записи на доске.

Следующим этапом моего развития в сфере ИКТ-компетенции стали мультимедийные презентации с использованием имеющихся материалов, которые на сегодняшний день уже составляют собственную медиатеку по соответствующим темам и разделам. Медиатека постоянно пополняется как моими разработками, так и учащихся.

Третий этап логично вытекает из предыдущих – активное использование медиатеки и подбор новых материалов для создания базы контроля знаний, закрепления учебного материала и рефлексии. Задания обязательно ориентируются на психологические возрастные особенности учеников, а также на развитие основных психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.).

Планы на будущее:

●     применение различных интернет-ресурсов. В частности, наиболее интересными и удобными являются уроки биологии он-лайн, которые позволяют не только обучать дистанционно, но и иметь доступ к собственной медиатеке в любом месте, где есть интернет; (слайд  23)
●     использование готовых обучающих программ; (слайд  24)
●     индивидуализация в применении ИКТ.

Учащиеся имеют разные способности, возможности в сфере информационно-коммуникационных компетенций, поэтому эффективность учебного процесса напрямую связана с его индивидуализацией. Одним из решений данной задачи является компьютерный класс.

Итак, подведём итоги вышесказанному и сделаем выводы из собственного опыта.

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий  повышает у учеников мотивацию учения и познавательный интерес, активность личной позиции в учебной деятельности; формирует информационно-коммуникационные компетентности; развивает умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирует познавательную самостоятельность.

У учителя работа с новыми технологиями развивает нестандартное отношение к организации образовательного процесса; дает возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но ииных ситуациях.

Всё это, что немаловажно, позволяет снизить уровень тревожности на уроках, создать благоприятную деятельностную атмосферу и повысить авторитет учителя в глазах современного поколения.

Литература и цитируемые источники

1.    ФГОС. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования - http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/FGOS_OOO.pdf

2.    ФГОС. “III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования” - http://fgos.isiorao.ru/upload/FGOS/FGOS_OOO.pdf

3.    Широкова Т. Я. Из опыта работы «Использование компьютерных технологии на уроках биологии» // Портал "КурганВики" - http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/%D0%98%D0%B7_%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E_%D0%98%D0%9A%D0%A2

4.    Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии [Текст] / Ю. А. Косторных // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 169-171., также на портале “Молодой ученый” - http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/68/3526/

Дополнительные материалы

1.    Гафыкина Г. В. Использование ИКТ на уроках биологии.  // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» на портале "Первое сентября" - http://festival.1september.ru/articles/606387/

2.    Зимина Л. В. Использование ИКТ в обучении биологии. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru - http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/ispolzovanie-ikt-na-urokah-biologii

3.    Леоненко И.В. Урок биологии с использованием ИКТ // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества  - http://www.openclass.ru/node/34409

4.    Сайт "Уроки биологии он-лайн" - http://biology-online.ru/

5.    Сайт учителя биологии Андриановой А.А. - http://www.albinaandr.siteedit.ru/home

6.    Блог ИКТ на уроках биологии, автор Nadezhda - http://ikt-biology.blogspot.ru/ “Обучающие программы” http://ikt-biology.blogspot.ru/p/blog-page.html

 


 

Презентация к докладу в формате Prezi


Презентация к докладу в формате PowerPoint

 


Видеозапись доклада



 

 

Дополнительная информация