Сидоренко Ирина Александровна. Деятельностный подход на уроке биологии

Сидоренко Ирина Александровна

Деятельностный подход на уроке биологии

"Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность"
Бернард Шоу

 Основной целью урока на тему: "Класс Насекомые" является знакомство учащихся с общей характеристикой насекомых, включающей особенности внешнего и внутреннего строения, обусловленных средой обитания и распространения на Земле. Поскольку данная тема изучается на втором этапе знакомства с Типом Членистоногих, а также завершает курс о беспозвоночных, то учащиеся владеют определёнными ЗУН. Это послужило основанием для выбора комбинированного урока по классификации ФГОС. При этом он носит проблемный характер, т.е. цель достигается путем решения проблемного вопроса урока. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и местом урока в курсе биологии животных. 


Методы и приемы, используемые на уроке, опираются на имеющиеся у учащихся знания о строении Членистоногих, умения давать характеристику животным по плану, навыки описания взаимосвязей строения животных от среды их обитания.

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации.

Структура и содержание урока учитывают требования программы, даже более, т.е. материал, раскрываемый на уроке, содержит больше требуемого. Соблюдение образовательных стандартов выражается в деятельностном подходе, учащиеся самостоятельно формулируют вопросы, решают поставленные задачи и делают выводы. Роль учитель в координации этой деятельности.

Активным помощником для активизации познавательной деятельности учащихся является применение ИКТ на данном уроке. А именно, на этапе актуализации знаний – фото-задания, на этапе введения нового материала – рисунки с обозначениями, сравнительные схемы, на этапах применения полученных знаний, подведения итогов урока и рефлексии – таблица с заданиями.

Главные задачи урока триедины: образовательные - организовать деятельность учащихся по изучению насекомых, закреплению знаний о типе Членистоногие; развивающие - способствовать развитию умений и навыков в обобщении, сравнении, анализе получаемой информации; воспитательные - способствовать формированию научного мировоззрения целостной картины мира. Поставленные задачи, на мой взгляд, удалось решить на оптимальном уровне. Ответы учащихся на главный проблемный вопрос урока оказались полными и верными.

Темп урока достаточно высокий, что обусловлено большим объёмом материала, его мыслительной обработки, фиксации в тетрадях. Постоянная смена деятельности это компенсирует. Все вышеперечисленные аспекты, а также мотивированность и продуктивная активность учащихся в течении всего урока, позволяют сделать вывод об успешности урока. Подобная форма урока, в основе которой лежит деятельность учащихся и её координация учителем, результативна прежде всего для учеников.

 


Материалы комплексной публикации

Дополнительная информация