Сидоренко И.А. Дополнительное образование как мощный ресурс и неотъемлемая составляющая системы профориентации школы
- Подробности
- Категория: Выпуск 12 2024
- Опубликовано 15.06.2024 00:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 60
Сидоренко Ирина Александровна,
учитель биологии,
заведующая ОДОД
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга
Дополнительное образование как мощный ресурс и неотъемлемая составляющая системы профориентации школы
Федеральный проект "Успех каждого ребенка" направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи [1]. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.
Отделение дополнительного образования детей ГБОУ СОШ №72, далее ОДОД, является структурной единицей школы, поэтому организация работы, выбор практик, в целом вектор развития неразрывно связаны с программами воспитания, методической деятельностью всего учреждения. Так, за последние 3 года школа являлась районной опорной площадкой (РОП) в сфере волонтёрства [2], является действующей РОП по направлению ранней профориентации [3], а также федеральной инновационной площадкой (ФИП) "Эффективные практики классного руководителя (куратора группы)" [4].
На сегодняшний день можно смело говорить о накопленном опыте и продолжающемся методологическом развитии по созданию условий для освоения дополнительных общеобразовательных программ, включая краткосрочные, для вовлечения обучающихся в различные формы сопровождения, наставничества и "шефства", для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, направленной на их самоопределение и профессиональную ориентацию.
Профессиональные пробы учащихся в ОДОД школы реализуются по всем направленностям и имеют разный подход - от полного погружения в ту или иную предпрофессиональную деятельность до событийных форм в виде проектов, мероприятий, встреч и др. Рассмотрим имеющийся опыт.
Естественнонаучная направленность
Развитие научной и социальной активности учащихся обеспечивается через дополнительную общеразвивающую программу "Научное общество школьников", автор Грицкевич Денис Иванович, педагог дополнительного образования, учитель биологии. Программа призвана создать благоприятную среду для реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся, тем самым ориентирует в научной и просветительской сфере, включая естественнонаучную, а также туристско-краеведческую, социально-гуманитарную и техническую направленность. Учащиеся знакомятся с последними научными достижениями, осваивают научные методы как теоретические - дедукция, индукция, анализ, синтез и пр., так и эмпирические (практические) - эксперимент, сравнение, анкетирование и др. См. об этом в настоящем выпуске в статье Грицкевича Д.И. "Принципы и опыт создания и развития школьного научного общества" [5].
Социально-гуманитарная направленность
Ранней профориентации и развитию мягких навыков способствует дополнительная общеразвивающая программа "Зов сердца", автор Шарикова Екатерина Андреевна, советник директора по воспитанию, педагог дополнительного образования, учитель. Цель данной программы - профессиональные пробы в педагогике через подготовку вожатых–волонтёров из числа старших школьников для организации досуга и образовательного процесса у младших школьников, а также работы в детском оздоровительном лагере. К результатам освоения программы учащимися можно отнести владение приемами эффективного общения, знание особенностей организации детского коллектива и принципов его самоуправления, понимание методических основ коллективно-творческих дел, малых форм работы. Учащиеся также осваивают диагностическую и проектную деятельность через планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и решение нестандартных задач, прогнозирование собственной педагогической деятельности. И самое главное, при обучении создается среда для профессионального самоопределения и саморазвития не только в педагогике, но и других сопряженных сферах деятельности, например управленческой.
Художественная направленность
Школьный театр "Чародеи", зарегистрированный во всероссийском перечне (реестре) школьных театров № 23-1444480424, включает несколько студий: драматический театр, театр на иностранном языке (немецкий), вокальную студию. Учащиеся погружаются в мир таких профессий, как актер, вокалист, сценарист, гример, костюмер, постановщик, режиссер. Театр на иностранном языке позволяет детям, ориентированным на изучение немецкого языка, пробовать и открывать для себя новые грани образования и профессионального становления. Ярким примером взаимодействия двух студий стал коллективно-творческий проект "Мюзикл "Время страстей", одним из авторов которого является Ильина Анастасия Вадимовна, педагог дополнительного образования. Данная театрально-педагогическая практика работает на воспитание личности, интегрируя разные сферы деятельности в одном мероприятии или событии. Для собственного видения и понимания событий, лиц учащимся необходимо было самостоятельно прочитать и проанализировать литературное произведение на основе которого реализуется мюзикл. Проект получил награды II Открытого городского фестиваля-конкурса театрально-педагогических практик системы дополнительного образования "Действующие лица" в номинациях "Театрализованное мероприятие", "Театрально-педагогическая мастерская", "Методическая разработка: мастер-класс "Репетиционные элементы постановки одноактной музыкальной пьесы"". См. видеоролик для конкурса представления театрально-педагогических практик "Театрализованное мероприятие" [6].
Физкультурно-спортивная направленность
Всестороннее развитие личности ребёнка осуществляется через дополнительную общеразвивающую программу "От роликов до коньков", автор Силантьева Маргарита Борисовна, педагог дополнительного образования. "Создание особой образовательной среды для личностного развития и профессионального самоопределения ребенка посредством регулярных занятий конькобежным спортом с учетом его способностей и склонностей" - такую цель ставит педагог при реализации данной программы. Несмотря на то, что программа реализуется с целью достижения конкретных профессиональных результатов, педагог применяет педагогику всестороннего развития личности и всего спортивного коллектива. Видит в этом огромную влиятельную составляющую в достижении спортивных вершин. Мы наблюдаем уникальный симбиоз тренировочного процесса, литературного творчества, выездных мероприятий в виде походов, оздоровительных смен в летних лагерях, встреч со звездами мирового спорта. И результативность такого подхода очень высокая. Учащиеся становятся победителями и призерами в соревнованиях самого высокого уровня. Особенным достижением считаем вовлечение в данную среду детей с ОВЗ, которые тоже показывают высокую результативность и не только в спорте, но и в мотивации к общему образованию.
Интеграция основного и дополнительного образования
ГБУ ДО "Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи" Калининского района Санкт-Петербурга (далее ЦРТ Кванториум) - партнёр школы, оказывает консультативную и практическую помощь учащимся и педагогам, является площадкой для дополнительного образования целых классных коллективов нашей школы. Сетевое сотрудничество школы с ЦРТ Кванториум также создает возможности для профессиональных проб и самоопределения через дополнительное образование.
Мы наблюдаем высокие результаты в проектной деятельности учащихся, поскольку при реализации индивидуальных итоговых проектов выпускники могут использовать материально-техническую базу центра (например, 3d принтеры), консультации и полное кураторство наставников по узкоспециализированным темам. С 2022 года в рамках учебного процесса стартовал проект обучения 8-классников по программам ЦРТ Кванториум. Данный курс реализуется на базе данного центра и является пропедевтическим для реализации индивидуальных проектов в 9-10 классах.
Под руководством Емалетдиновой Татьяны Владимировны, учителя и Ильиной Анастасии Вадимовны, педагога дополнительного образования учащиеся 9 классов приняли участие в конкурсе проектных идей "Мой район" проекта "Помогаем делом" Волонтёры Реноваций, став победителями.
На следующий год эти же ребята работали над проектом "Благоустройство школьной территории". В рамках данного сотрудничества ребята пробовали себя в такой форме мероприятий как Хакатоны. Хакатон по предпринимательству предполагал разработку бизнес-плана по определенной теме, его необходимо было презентовать и защитить. На хакатон по IT-технологиям "SmartPetersburg" решали задачу по созданию бота в телеграмме для компании R:ED. Участие в хакатонах для нас закончилось победой в номинации "СамыйSmart".
Такие пробы оказались успешными и эффективными в развитии многих качеств личности, мягких навыков. Сами учащиеся положительно отзываются о данном опыте: "Мы учились работать в команде, придумывали в короткий срок решения сложных задач и знакомились с интересными людьми. Конечно, участие в хакатонах также помогало нам учиться выступать на публике. Это бесценный опыт, который пригодится нам в будущем".
Дополнительное образование сегодня неотъемлемая составляющая личностного развития ребёнка. Представленный материал позволяет сделать вывод, что среда, которую создают педагоги дополнительного образования, жизненно необходима в нашем стремительно изменяющемся и развивающемся мире.
Литература и источники
[1] Федеральный проект "Успех каждого ребенка". [Электронный ресурс]. Дата обращения 06.03.2024. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/
[2] Инновационная деятельность: РОП 2020-2022 "Волонтерское движение обучающихся"[Электронный ресурс]. Дата обращения 06.03.2024. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/arhiv/innovacionnaja-dejatelnost-rop-2020-2022/
[3] Инновационная деятельность: РОП 2022-2024 "Профориентационные пробы как среда для самообразования и самоопределения учащихся" [Электронный ресурс]. Дата обращения 06.03.2024. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/innovacionnaja-dejatelnost-rop-2022-2024/
[4] Инновационная деятельность: Федеральная инновационная площадка Института детства, 2023-2024 "Эффективные практики классного руководителя (куратора группы) в контексте реализации программы воспитания" [Электронный ресурс]. Дата обращения 06.03.2024. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/innovacionnaja-dejatelnost-federalnaja-innovacionnaja-ploschadka-insti/
[5] Грицкевич Д.И. Принципы и опыт создания и развития школьного научного общества // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/gritskevich-d-i-printsipy-i-opyt-sozdaniya-i-razvitiya-shkolnogo-nauchnogo-obshchestva
[6] Видеоролик для конкурса представления театрально-педагогических практик "Театрализованное мероприятие". [Электронный ресурс]. Дата обращения 06.03.2024. URL: https://cloud.mail.ru/public/4g4N/3rHbWyUch
Ссылка для цитирования:
Сидоренко И.А. Дополнительное образование как мощный ресурс и неотъемлемая составляющая системы профориентации школы // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sidorenko-i-a-dopolnitelnoe-obrazovanie-kak-moshchnyj-resurs-i-neot-emlemaya-sostavlyayushchaya-sistemy-proforientatsii-shkoly