Сидоренко И.А. Дополнительное образование детей и волонтёрская деятельность

  • Печать

Сидоренко Ирина Александровна,
учитель биологии, заведующая ОДОД ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Дополнительное образование детей и волонтёрская деятельность 

В Указе Президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль 31 декабря 2015 года №683), Стратегии развития воспитания на период до 2025 г., (распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. №996-р), Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается на необходимость развития социальной практики детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтёрские практики как в школах, так и по месту жительства детей, в создание детских клубов социальной направленности [1].

В соответствии с вышесказанным ГБОУ СОШ №72 выбрала основное направление  воспитательной работы с учащимися "Волонтёрское движение обучающихся" и официально работает в статусе районной опорной площадки (РОП) с 01.03.2020 г. по данной теме. Отделение дополнительного образования детей (далее ОДОД)является структурным подразделением школы, поэтому поставленные цель и задачи коррелируютс воспитательной системой школы в рамках РОП.

Целью работы является формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности в дополнительном образовании, способствующей самореализации личности школьника.  Она достигается за счет популяризации идей добровольчества в среде дополнительного образования, привлечения учащихся к добровольческой деятельности разной направленности, формирования отношения детей к социальному служению как к норме жизни, стимулирования профессиональной ориентации, организацию волонтёрских отрядов.

При этом волонтёрство охватывает разные области, сейчас существует социальное, культурное, экологическое, событийное волонтёрство, волонтёрство в спорте, в сфере здравоохранения, волонтёрство Победы.

Школьный возраст, неоднозначный сложный хрупкий, это сенситивный период для формирования личности Человека, а именно её нравственных качеств. В возрастной периодизации А. В. Петровского выделяются периоды раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (период среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (период старшего школьного возраста) — доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, согласно А. В. Петровскому, детство — это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество — проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в общество [2].

Предполагалось, что включение педагогов и учащихся ОДОД в реализацию волонтёрского движения будет разнообразным как по масштабу, глубине, так и по видам добровольчества: от задач и модулей дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее ДООП) к целевым программам дополнительного образования волонтёрской деятельности, а также их интеграции. 

В результате охвачено несколько направлений волонтёрства: волонтёры в спорте, в образовании, событийное, социальное, экологическое волонтёрство, волонтёры Победы. Сложно обозначить границы направлений, т.к. сама деятельность предполагает взаимосвязь, единство действий.

В ОДОД реализуется ДООП социально-гуманитарной направленности “Открытые сердца”, основным видом деятельности которой является волонтёрское движение социальной направленности. Основной потенциал заключается в планировании, разработке и реализации благотворительных акций. Учащиеся обучаются этим навыкам и реализуют их. Об этом в настоящем выпуске пишет в своей статье  Анна Александровна Кубарева  [3]

ДООП “Зов сердца” в сотрудничестве с ЦВР «Академический»  развивает волонтёрство в образовании - «Школа вожатых», где реализуются следующие направления - "Юный педагог" (первые шаги в педагогической деятельности), "Помощник вожатого" (будущий наставник, куратор), "Равный - равному" (работа с трудными подростками), "Делюсь знаниями" (помощь воспитателям ГПД). Помимо обучения основам вожатства, ребята проходят практику в рамках летней, осенней и весенней оздоровительной кампании в детских оздоровительных лагерях Ленинградской области и республики Крым. В настоящем выпуске об этом можно прочитать в статье Е.Н.Пархомчук [4]

Одним из вариантов вовлечения учащихся и педагогов программ дополнительного образования является расширение воспитательных и развивающих задач, предполагаемых личностных результатов ДООП с вектором волонтёрской деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

ДООП «От роликов до коньков» - Событийное волонтёрство в спорте - помощь в организации мероприятий, соревнований, походов.  О специфике такого волонтёрства рассказывает в своей статье “Быть волонтёром - это личный нравственный выбор”  М.Б. Силантьева [5]

ДООП “Юные туристы” и “Зарница” - Экологическое волонтёрство - акции по уборке мусора в многодневных и краткосрочных походах.  В настоящем выпуске см. статью Р.С. Бежик  “Туризм: забота о природе - забота об общем благе”  [6]

ДООП “Тимур и его команда: брейк-данс” - Волонтёры в образовании  - помощь опытных старших учащихся в проведении занятий для младших возрастов; cобытийное волонтёрство – подготовка номеров для мероприятий школы.

ДООП “Театральная студия “Чародеи” - Волонтёры культуры - подготовка и показ тематических постановок старших младшим, ветеранам и др.

ДООП Мини-футбол, Баскетбол  ШСК “ЮНИОР” – Волонтёры в спорте – обучение младших старшими, помощь в проведении соревнований, организации любительских матчей на общественных мероприятиях. Педагогом разработан модуль в ДООП, благодаря которому вся работа по достижению результатов программы пронизана духом добровольчества. 

Среди педагогов ОДОД, реализующих воспитание своих подопечных в ракурсе добровольчества, на мой взгляд, истинные волонтёры. Анализируя мотивацию самих педагогов к такой работе при условиях высокой педагогической нагрузки, эмоционального выгорания, приходим к выводу, что воспитывать доброе и бескорыстное поколение может только человек, сам обладающий такими качествами, имеющий собственную жизненную позицию добровольческого духа.  Некоторые из педагогов не ограничиваются таким воспитанием детей, а сами становятся волонтёрами. 

Так, Кирилл Валерьевич Андреев (педагог ОДОД, программа “Мир робототехники”) реализует проект «Мудрые сказки» для детей и их родителей как нашей школы так и для всех желающих города. В основе проекта две основные задачи: воспитание и развитие важных качеств личности - доброты, сопереживания и педагогическая помощь семье, родителям в общении с детьми. См. в настоящем выпуске статью “Зачем детям и взрослым мудрые сказки?”   [7]

Рада Сергеевна Бежик (педагог ОДОД - “Юные туристы”, “Зарница”) является действующим волонтёром-судьёй соревнований туристско-краеведческой направленности разного уровня от района до страны, а также волонтёром-экологом природных охраняемых территорий в рамках работы Фонда “Гранты России” (Печоро-Илычский заповедник). 

Сегодня количество волонтёрских организаций увеличивается, уровень качества работы волонтёров меняется, становится более профессиональным. Популярность добровольчества среди молодёжи растет как в России, так и во всём мире. Поэтому понимая важность такого воспитания молодого поколения, имея опыт, мы планируем развивать данное направление и дальше посредством расширения направлений, интеграции с процессом обучения, вовлечения всё большего количества учащихся.


Литература и источники

[1] Развитие волонтерского движения в образовательных организациях Кировской области [Текст]: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. С.А. Исаева. - Киров, 2020. - 129 с. https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2020/07/razvitie-volonterskogo-dvizheniya-v-obrazovatelnyh-organizacziyah-kirovskoj-oblasti.pdf

[2] Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. С. 402-403 

[3]  Кубарева А.А. Открытые сердца делают мир добрее // // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? . [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL:  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/andreev-k-v-belyugova-a-v-zachem-detyam-i-vzroslym-mudrye-skazki

[4] Пархомчук Е.Н.  Мы здесь по зову сердца. Волонтёрские вожатские практики  // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? . [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL:  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/parkhomchuk-e-n-my-zdes-po-zovu-serdtsa-volontjorskie-vozhatskie-praktiki

[5] Силантьева М.Б.  Быть волонтёром - это личный нравственный выбор // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? . [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL:  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/silanteva-m-b-kogda-pedagog-deti-i-roditeli-rabotayut-vmeste-ob-obshchej-polze-sobytijnogo-volontjorstva

[6] Бежик Р.С.  Туризм: забота о природе - забота об общем благе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/bezhik-r-s-turizm-zabota-o-prirode-zabota-ob-obshchem-blage

[7] Андреев К.В.  Зачем детям и взрослым мудрые сказки? // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? . [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL:  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/andreev-k-v-belyugova-a-v-zachem-detyam-i-vzroslym-mudrye-skazki


Ссылка для цитирования:

Сидоренко И.А. Дополнительное образование детей и волонтёрская деятельность // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sidorenko-i-a-dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-i-volontjorskaya-deyatelnost