Сидоренко И.А. Дистанционные образовательные технологии в школе: курс биологии в Google Classroom

  • Печать

Сидоренко Ирина Александровна,
 учитель биологии

Дистанционные образовательные технологии в школе: курс биологии в Google Classroom

В области общего образования практический интерес к дистанционным образовательным технологиям давно перестал быть академическим, а включение их в учебный процесс - уделом чудаков-энтузиастов. Это связано с тем, что электронное обучение (e-learning) или дистанционные образовательные технологии востребованы сейчас не только в сегментах частного образования, репетиторства и узко специальных учебных курсов. Такие технологии позволяют расширить возможности образования для разных категорий граждан - людей, проживающих по тем или иным причинам вне родной страны, людей с ограниченными возможностями здоровья, спортсменов, людей, деятельность которых сопровождается частыми разъездами и других.

В учебном процессе обычной общеобразовательной государственной школы, базовый учебный процесс которой преимущественно очный, компьютерные, сетевые и облачные технологии как элементы образовательного процесса используются с середины нулевых годов 21 века. В тот период они назывались ИКТ. Дистанционное образование, начинавшееся в мире как заочное с телевидения и физической почты, качественно изменилось с появлением интернета и развития облачных технологий. В высших учебных заведениях получили распространение и развитие платформы для дистанционного обучения (LMS), системы дистанционного обучения (СДО). Приблизительно в этот период эти технологии пришли и в общеобразовательные школы. Дистанционные образовательные технологии не только позволяют организовать учебный процесс в школе в условиях невозможности физического присутствия учителя и учеников в одном помещении, они наполняют традиционное образование новым контентом, расширяя его содержание, делая его более доступным, а также разумно дополняют и даже заменяют очный учебный процесс в кризисных ситуациях.

Весной 2020 года, после закрытия школ, дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) стали единственной альтернативой очному образованию. На 15 апреля 2020 года пандемией СOVID-19 затронуты более полутора миллиардов обучающихся в 191 стране мира, что составляет 91,3% всех учащихся в мире [1].

Сейчас уже невозможно относиться к дистанционному обучению, а точнее к его организации, легкомысленно. Переход на ДОТ показал, как много проблем разного рода нужно осознать и решить. Мы наблюдали неготовность педагогов в большинстве своем к качественному преподаванию школьных предметов с применением ДОТ в силу разных причин - от банального дефицита знаний в области ИКТ до сложностей овладения новыми формами коммуникации, методологией, оцениванием в сжатые сроки. Как правило, на начальном этапе использовались социальные сети, у которых есть свои плюсы и минусы, хотя, на мой взгляд, больше последних. Вроде бы привычные для нас и наших учеников средства коммуникации в сети, на самом деле - источники разнообразных проблем, если рассматривать их как средства обучения: они недостаточно защищены, нет таких инструментов, как оценивание, создание электронных форм, осуществление конструктивной обратной связи.

Впрочем существуют готовые платформы обучения. Но, как показал опыт, не всё однозначно. Многие школы не совпадают по учебникам и программам обучения предметов с курсами платформ. Существует только автоматическое оценивание, нет возможности персонализировать процесс обучения, изменять учебный материал.

Что же такое дистанционное образование для общеобразовательной государственной школы?

В небольшой статье "Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века" авторы - школьные учителя обобщают подходы к дистанционному обучению, значимые для общеобразовательной школы.

Так, дистанционное обучение трактуется

  • как "взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность".
  • как "...синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению".
  • как "образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника" [2].

Таким образом, электронные ресурсы обучения должны соответствовать педагогике в целом, т.е. отражать методы, формы, средства и принципы обучения. Этим принципом и руководствовалась школа в процессе организации "электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий" весной 2020 года.

В нашей школе в 2017 году был зарегистрирован доменный Google аккаунт школы (schule72spb.ru), и началось создание собственной ИОС для всех участников образовательного процесса (учителей, администрации, учеников). Комплекс облачных служб и сервисов Google G-Suite для образования (или Google Workspace) позволяет работать в закрытой среде, используя почту Gmail, Google Календарь, Google Документы, Презентации, Таблицы для совместного редактирования. Особое значение для школы имеет компонент Google Classroom - сетевая платформа, функциональная и легкая в освоении среда для организации дистанционного обучения.

Первые шаги в сетевой платформе Google Classroom для меня, учителя биологии, давались не просто, но сила обстоятельств (условия пандемии) и стремление к саморазвитию сделали своё дело. Могу определённо сказать, что ресурсы и возможности данного компонента на сегодняшний день уверенно вошли в мою профессиональную деятельность как в работе с детьми, находящимися на дистанционном обучении, так и с учениками, обучающимися в очном режиме.

Поэтому хочу поделиться своим опытом по переходу с аудиторного преподавания предмета на учебный процесс и их сочетанием на платформе Google Класс.

Биология как наука и школьный предмет давно расширила свои границы, интегрируясь с математикой, физикой, географией и другими. Эта наука, как никакая другая, включает в себя огромное количество "поднаук" со своей терминологией, особыми методами. Именно в биологии сегодня интенсивно делаются открытия. Особое значение имеют такие учебные действия и когнитивные навыки, как

  • анализ, сравнение, обобщение;
  • установление причинно-следственных связей;
  • поиск достоверной информации;
  • перевод текста в таблицу, диаграмму, схему, рисунок и наоборот.

Это действительно сложный для понимания и самостоятельного или автономного изучения школьниками предмет.

Поэтому грамотный подбор методов, форм и средств на разных этапах обучения: освоение нового материала, контроль знаний, рефлексия, а также персонифицированный подход образования - являются приоритетными задачами при организации обучения биологии с применением ДОТ.

С целью повышения качества образования по предмету биология в дистанционном режиме мною используется LMS (Learning Management System) Google Classroom или Google Класс. Это бесплатный набор инструментов для организации учебного процесса. Можно экономить время, легко и эффективно строить обучение и общение преподавателей с учениками [3].

 image001

Основные вкладки стартового интерфейса

Лента – размещаются объявления и публикуются задания, настраивается график публикаций и их видимость, есть возможность оставлять комментарии. Это живая лента, где публикуются все новости и события по текущему предмету.

image002

Задания - выкладываются домашние задания, которые делают ученики. Причем к каждому заданию можно приложить документ – добавить его с Диска (включая, формы тестов с разным выбором ответа), загрузить видео из внешнего источника или прикрепить фото/файл с компьютера. Любое задание может содержать собственные критерии оценки и сроки сдачи, можно выбирать учеников, которые будут его выполнять.

image003

Пользователи - на этой вкладке ученики, можно приглашать новых или удалять тех, кто не будет проходить обучение вместе с вами, а также возможность приглашать коллег, администрацию.

Оценки - возможность автоматического оценивания по заданным параметрам, а также интеграция автоматической проверки и ручной обеспечивают индивидуализацию обучения и облегчают работу учителю одновременно, можно смотреть прогресс по каждому обучающемуся и проверять оценки за любое задание курса.

Календарь - сервис для организации и планирования работы. Немаловажным является автоматическая синхронизация заданных сроков в Classroom с Календарем, тем самым учителю нет необходимости выполнять дополнительную работу по фиксации сроков сдачи работ, решается вопрос контроля своевременного выполнения заданий и напоминания о них в зависимости от настроек.

Одно из ключевых преимуществ этого сервиса — возможность совместного использования календаря. Его можно показывать избранным пользователям (ученикам), что позволяет планировать общие дела. Например, координация работы над проектом учителя и ученика.

image004

В качестве примера предлагаю собственные разработки по биологии в Google Класс:

1. Технологическая карта урока – опорный конспект с элементами ТРИЗ-педагогики и развивающего обучения, в основе которых лежит проблемно-поисковый метод.

Данная форма применяется на разных этапах: изучение нового материала, закрепление и актуализация, контроль знаний. В зависимости от этапа изменяется инструкция и сопровождающий материал. Например, при изучении нового материала учащимся предлагается изучить текст или учебный фильм, а затем заполнить карту, при контроле - только заполнить карту, используя знания.

Вариант 1. Технологическая карта «Папоротникообразные»

Общая характеристика

1. Папоротникообразные - _________ растения, т.к. имеют ткани, стебли, листья, корни
2. Обитают во ________ и _________ среде
3. Это __________ формы, но ранее существовали древовидные, которые в настоящее время встречаются только в _________________
4. Останки древних папоротникообразных – это залежи _______________ в настоящее время.
5. Произошли _______ млн. лет назад от ____________ - первых растений на суше.

Классификация Папоротникообразных

Вставьте пропущенные слова. Определите по описанию растение и укажите на рисунке

 1. Стебли стелются по почве, густо усажены мелкими __________________. Сильно ветвятся, что порой образуют сплошной ковер. Приподнимающиеся на 10 - 15 см веточки образуют летом на концах бархатистые на ощупь цилиндрические _________________________, которые несут не смачивающиеся водой _________. Они созревают летом в июле - августе. Обычное для Европы растение, предпочитает горные луга и _______________ леса.
Это ___________________.

image005

 

   image006
  2. Многолетнее травянистое споровое растение с ползучим буровато-черным корневищем. Стебли двух типов: спороносные, появляющиеся весной, и летние, остающиеся до осени. Светло-бурые спороносные побеги заканчиваются ____________________. Летние побеги прямостоячие, _______________, тонкие, жесткие с многочисленными безлистными ветвями. Обычно растут на участках с влажной ____________ почвой.
Это ___________________.
 image007

Дети стараются. Стараются по-разному. Так, на сайте "Знания" пользователь запросил помощь по выполнению задания и получил её. Тем самым, кто-то из учеников выполнил задание не самостоятельно, поэтому при составлении заданий и их оценивании такую возможность необходимо учитывать.

 image008

image009

Учителю нужно как минимум знать, что такие действия учеников возможны. Обнаружить такой цифровой след несложно, воспользовавшись самым простым поиском Google или Яндекс.

Вариант 2. Технологическая карта Отдел Мхи

1. Общая характеристика

  1. Произошли __________ лет назад от первых наземных растений - ____________
  2. По количеству видов занимают __ место после _________, включают ____ тыс. видов.
  3. Наука о мхах - _________________
  4. Размеры от ___________ до ______________
  5. В отличие от водорослей, имеют __________, ___________, поэтому относятся к ______________ растениям.
  6. К субстрату прикрепляются с помощью ____________.
  7. Мхи обитают во ______________ местах.
  8. Различают ______________________ и ________________________ мхи.


2. Классификация мхов

  1. Какое растение из отдела Мхи описано в тексте?
  2. Какие признаки позволили вам сделать вывод? (нужное подчеркнуть)
  3. Какую роль играют эти растения в природе и жизни человека? (нужное подчеркнуть)

 image010

______________________

image011

________________________

image012

________________________

А. Растение произрастает в водной среде - в стоячих водоемах или реках со слабым течением, относится к печеночным мхам. Из-за формы, напоминающей рельефную зеленую массу, собирается в небольшие островки, которые не погружаются на дно благодаря наличию воздушных полостей внутри. Корней нет, организм состоит из плоских элементов ярко-зеленого цвета, которые разрастаются плотной массой на поверхности водоема. Структурные части называются слоевищем и имеют форму небольших пластинок. Они образуют длинные побеги толщиной не более миллиметра, которые переплетаются внутри, из-за чего мох напоминает зеленый клубок.

Имеет широкое распространение среди аквариумистов из-за необычного внешнего вида и простых условий для содержания и полноценного развития.

Б. Стройные коричневатые стебли растения покрыты небольшими тёмно-зелёными листьями и немного напоминают растение льна в миниатюре. Отсюда происходит часть названия. Коробочки со спорами, появляющиеся на верхушках женских растений, напоминают птицу, сидящую на «шесте». В высоту достигает 30 см. Корни отсутствуют. В нижней части стебля имеются выросты – ризоиды.

Предпочитает влажную почву и селится в еловых лесах, в низинах, на болотах, сырых лугах. Мох не подвержен гниению, характеризуется бактерицидными свойствами. Известно о применении в народной медицине и использовании при возведении деревянных жилых домов в качестве утеплителя.

В. Многолетнее растение обладает уникальной живучестью, благодаря чему хорошо переносит неблагоприятные условия на болотистой местности. Его еще называют «белый мох» от того, что после высыхания он меняет окрас с зеленого на белый. Стебли тонкие и немного ветвистые. Высотой они могут достигать до 20 см. Верхняя часть стеблей в росте неограниченна (она постоянно растет), а вот нижняя со временем отмирает, образуя торфяные отложения. Мох растет плотно, покрывая большие площади ярко-зеленым ковром. Корней и ризоидов нет, всасывание воды происходит всей поверхностью. Название мха переводится как «губка», т.к. способен впитывать в сухом состоянии воду, по массе превосходящую собственный вес в 20 раз.

Благодаря антисептическим, противогрибковым свойствам и способности впитывать большое количество воды, этот представитель флоры активно применялся людьми с древних времён во многих областях их жизни.

3. Значение мхов и их применение

Заполните пустые ячейки, используя предложенные варианты:

  • Строительство (сфагнум, кукушкин лен)
  • Топливо (торф из сфагнума)
  • Перевязочный материал во время ВОВ (сфагнум)
  • В цветоводстве в составе почвосмесей
  • Сельское хозяйство (торф из сфагнума)
СВОЙСТВА МХОВ: ПРИМЕНЕНИЕ человеком:
Неприхотливость и живучесть В аквариумах (риччия)
Антибактериальное и противогрибковое свойство  
Способность удерживать воду  
Образование залежей торфа  

4. В торфяных болотах регулярно обнаруживают необычные находки – мумифицированные тела, возраст которых несколько тысяч лет. Объясните данный факт, почему останки хорошо сохранились, не подверглись разложению?

(Технологическая карта "Отдел Мхи": Фрагмент А подготовлен на основе текста "Риччия плавающая – маленькие островки в аквариуме!" [4], Фрагмент Б - на основе текста "Сфагнум болотный" [5].)

Важно отметить, что описательные тексты берутся из научных статей, учебников, онлайн-уроков, популярно-публицистических книг или электронных ресурсов с целью развития у детей навыков работы с разными информационными источниками. В зависимости от задач тексты корректируются учителем, адаптируются под возраст обучающихся. Разнообразие приёмов в технологических картах (работа с текстом, таблицей, рисунком и др.) развивает функциональную грамотность, когнитивные компетенции в регулярном режиме.

2. Тесты с одиночным, множественным выбором ответа и ответа в свободной форме в электронном формате создаются в Google Классе с помощью компонента Google Формы и выдается как задание с установленным сроком. Тесты применяются на стадии изучения нового материала, закрепления изученного и контроля знаний.

1. Множественный выбор "Установите соответствие"

 image013


2. Ответ в свободной форме по заданному критерию "Обозначьте рисунок" и "Развернутый ответ"(а), "Найдите лишнюю картинку и аргументируйте ответ" (б)

image014 

image015

3. Одиночный выбор (а) или ограниченный выбор (б)

 image016

image017

Выполнение заданий не исключает обращение учеников за готовыми ответами в различные электронные ресурсы, поэтому с помощью настроек: отправить форму только 1 раз, ограничение времени на выполнение позволяют снизить количество таких запросов и сделать контроль объективнее.

3. Совместная (групповая) работа в одном документе. Учитель создаёт шаблон, размещает в нём необходимые сведения, задания и определяет ответственность КАЖДОГО ученика, далее предоставляет доступ классу.В данном случае работа идет в компоненте Google Слайды (презентации). Учащиеся работают и получают готовый групповой продукт по заданной теме. Представление материала в едином документе происходит на уроке. Данный прием охватывает разные стороны обучения - от цифровых компетенций до эффективной коммуникации.

Слайд 1  Слайд 2
image018 image019
Слайд 3 Слайд 4
image020 image021
Слайд 5. Задание  
image022  

Оценки

Критерии автоматического оценивания, сбор оценок и анализ по классу позволяют учителю понять "проблемные" для учеников вопросы, которые необходимо "отработать", чтобы исключить пробелы в знаниях, понимании той или иной темы.

image023
Также можно увидеть сводную ведомость по всем заданиям с оценками, сроками сдачи и не сдачи работ, что актуально при оперировании большими массивами информации и аналитическими данными в случае преподавания предмета во всех классах школы.

image024

Обратная связь

Сетевая платформа даёт возможность получить обратную связь с учащимися после проверки работ: они видят свои ошибки и комментарии учителя к ним, что очень важно! Более того, учащиеся могут оставлять свои комментарии (вопросы, уточнения), выстраивая диалоговое обучение, не формальное, не авторитарное.

image025

Подводя итоги, хочется отметить, что большинство учащихся достаточно быстро и легко осваивают работу и коммуникацию в данном ресурсе. Основные сложности заключаются в основном в недисциплинированности, в нарушении сроков выполнения заданий. Но благодаря напоминаниям Календаря, коррекции оценивания и эти проблемы нивелируются.

Для себя четко понимаю, что расширение базы заданий дистанционного обучения с разнообразными методическими приёмами и средствами является приоритетной задачей и вектором развития в обучении биологии современной школы.

Литература и источники

[1] Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР. // РАНХиГС. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.03.2021. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza#_Toc37929856
[2] Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века / О. В. Алешкина, М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 63-65. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.03.2021. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7082/
[3] Что такое Google Classroom: начинаем использование. // Фан-сайт googleclass.ru. Электронный ресурс]. Дата доступа 26.03.2021. URL: https://googleclass.ru/chto-takoe-google-classroom/
[4] Риччия плавающая – маленькие островки в аквариуме! Аквариум и его обитатели // Животный мир. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.03.2021. URL: https://aquatech-spb.ru/rasteniya/richchiya-akvariumnoe-rastenie.html
[5] Сфагнум болотный // Все цветы. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.03.2021. URL: https://vsecveti.life/komnatnye-tsvety/sfagnum-bolotnyj.html


Ссылка для цитирования:

Сидоренко И.А. Дистанционные образовательные технологии в школе: курс биологии в Google Classroom // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sidorenko-i-a-distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-v-shkole-kurs-biologii-v-google-classroom