Образовательный процесс на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся

Образовательный процесс на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся

Сидоренко Ирина Александровна,
педагог ГБОУ СОШ 72

2016-09-29 120959

Требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к реализации программы развития универсальных учебных действий (далее, УУД) школьников предусматривают следующие направления работы: формирование компетенций и компетентностей учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности; навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской деятельности, кроме того способствуют овладению учащимися приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также формированию и развитию компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

По оценкам преподавателей, учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно доказывают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки. Портрет выпускника раскрывает перед нами гармоничную личность, обладающую навыками самоорганизации, здорового образа жизни, ответственности, с уважительным отношением к окружающим, к иной точке зрения.

В связи с этим в ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга  в 2015-2016 учебном году была создана творческая группа учителей-предметников для работы с обучающимися в области проектно-исследовательской деятельности. Педагоги вместе с учащимися осуществляли проекты экологической направленности.

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая следующие операции:

  • определение целей и задач исследования;
  • выделение принципов отбора методик;
  • планирование хода исследования;
  • определение ожидаемых результатов;
  • оценка реализуемости исследования;
  • определение необходимых ресурсов. 

2016-09-29 120858

В школе проектно-исследовательская деятельность приобретает характер учебно-исследовательской. В отличие от подлинного научного исследования, главной   целью учебно-исследовательской деятельности является не объективно новое знание, а изменения, которые происходят в самом обучающемся. По мнению И.Я. Лернера, учебный характер исследованию придает учитель, который сознательно выдвигает перед учениками ту или иную задачу или ставит их перед необходимостью определить возникающую проблему. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность – это педагогическая технология, позволяющая достигать личностных и метапредметных результатов.

Особенно актуальна проектно-исследовательская работа на занятиях внеурочной деятельности. Поскольку эти занятия организуются по интересам, то высока степень мотивированности детей, что помогает в реализации тех или иных проектов. Таким образом, ведущие стимулы учебно-исследовательской деятельности –  новизна и интерес  - лежат в основе познавательной инициативы обучающихся.

По сути, любой учебно-исследовательский проект имеет четкую структуру этапов:

  1. Проблема  -  Цель
  2. Осознание значимости
  3. Планирование  -  Задачи
  4. Сбор материала
  5. Анализ и обобщение
  6. Продукт  -   рефлексия
  7. Защита проекта

Фундаментом для учебно-исследовательской деятельности группы педагогов и учащихся послужил проект Балтийской экологической экспедицией (далее, БЭЭ), с которой школа заключила договор. Курс БЭЭ «Знай и люби свой край», включал в себя дистанционное обучение, выезды на исследуемые территории, участие в конференциях с защитой свой проектов. Задачи и формы исследовательской деятельности формировались с учетом возрастных особенностей развития, возрастной специфики познавательной мотивации учащихся – участников проекта. В частности, выбором одним из проектов стала тема по исследованию особо охраняемой природной территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области  (далее, ООПТ): «Весенний учет амфибий ООПТ «Петровский пруд». В основу организации учебно-исследовательскойдеятельности была взята структурная модель, задающая алгоритм исследования. Помощь в подборе методики оказал партнер БЭЭ - Дирекция ООПТ Санкт-Петербурга.

 

Этапы учебно-проектной деятельности по теме

«Весенний учет амфибий ООПТ «Петровский пруд»:

Этап исследования

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Цель (постановка проблемы)

Озвучивает тему исследования

Формулируют цель: количественный учет амфибий на ООПТ «Петровский пруд» в весенний период.

  • Осознание значимости исследования

(изучение теории)

Значение амфибий в природе.
Задание: изучить особенности строения и жизнедеятельности амфибий, их размножения

Готовят материал для обсуждения.
Делают выводы: Знание внешнего строения позволят определить видовую принадлежность особей, короткий период размножения, его признаки позволит определить приближенное к реальному количеству особей на конкретной территории.

  • Задачи
  • Знакомит с методикой весеннего учета амфибий, предоставленной Дирекцией ООПТ Санкт-Петербурга.
  • Обучает работе с определителем.
  • Формулируют задачи исследования:
  • Разработать учетный маршрут, согласно методики;
  • Провести подсчет всех амфибий учетного маршрута;
  • Определить виды амфибий;
  • Отметить наличие признаков вступления амфибий в половое размножение;
  • Результаты фиксировать в карточке маршрута и учетном бланке.
  • Практикуются узнавать виды по определителю на примере основных представителей амфибий региона (Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

 

  • Сбор собственного материала
  • Подготовка к организации выезда на исследуемую территорию:
  • Инвентарь (измерительная лента, блокноты, ручки, определитель, фотоаппарат)
  • Карточки маршрута, учетные бланки
  • Одежда (резиновые сапоги, головные уборы, перчатки)
  • Инструктаж по ТБ поведения на природе, особенно в весенний период (клещи, влажность и пр.)
  • Выезд на ООПТ    (п. Ольгино, Приморский район)
  • Знакомство с территорией, измерение длины береговой линии с помощью измерительной ленты.
  • Распределение учетной полосы на всех участников исследования.
  • Подсчет всех встречающихся амфибий в пределах учетной полосы - 1 м от уреза воды.
  • Выдвижение гипотез о принадлежности обнаруженных  особей  амфибий к конкретным видам (цвет, покровы, перепонки, зрачки и пр.) по определителю.
  • Фиксация всех признаков полового размножения (изменение окраски, икра, звуки сближение самцов и самок  и пр.)
  • Фиксация наблюдений и подсчета в карточке маршрута и учетном бланке.
  • Сведение результатов в единый учетный бланк.
  • Анализ и обобщение материала

Курирует детальное изучение видов, обитающих на данной территории*

Работают с определителем, сравнивают полученные в ходе сбора материалы (внешние признаки, особенности амфибий в период их размножения, фотоотчеты), обобщают.

  • Собственные выводы

Обращает внимание обучающихся на задачи исследования, подводит, таким образом, к формулированию выводов.

Делают выводы в корреляции с задачами:

  • Зафиксированы предположительно 4 вида амфибий (обыкновенный тритон, остромордая лягушка, травяная лягушка, серая жаба);
  • Численность особей: 1 тритон обыкновенный, 92 лягушки, из них 1 детеныш, 14 спаривающихся пар, 4 мертвые;
  • Выявлены признаки активного полового размножения (окраска от бурой у самок и сизой у самцов, сближение особей в пары, икра в виде шнуров);
  • Отмечена скученность особей в открытых прогреваемых солнцем местах.

 

*Помощь в установлении видов оказывали батрахологии - специалисты партнера БЭЭ Дирекции ООПТ Санкт-Петербурга.

Любой исследовательский проект невозможен без оценки собственного исследования. В нашем случае оценка производилась в форме публичной защиты стендового доклада по теме исследования. Команда БЭЭ организовывает конференции для защиты таких проектов, помимо этого оказывает методическую помощь в подготовке стендовых докладов, а именно предоставляет единую форму и образцы. Считаю такую работу с учащимися ещё как возможность рефлексии, помощи обучающимся в осознании своего личностного, интеллектуального, коммуникативного продвижения в процессе исследовательского проекта. На занятиях внеурочной деятельности учитель вернул обучающихся к началу исследования. Через ряд вопросов (Каким образом решалась каждая задача? Что показалось самым трудным, что – самым интересным? и др.) создал им условия для осознания проведённых действий, которые они совершали на каждом этапе, для оценки личных усилий, для определения перспектив в развитии изучаемой проблемы и практического применения. Рефлексивное занятие способствовало активизации коллективной работы по самостоятельному созданию стендового плаката. Обучающиеся распределили элементы плаката в группе, глубже изучили материал элемента и подготовили устную презентацию. Непосредственно на конференции, проводимой БЭЭ, участники  проекта, безусловно, приобрели опыт защиты работ перед профессиональной аудиторией, грамотного ответа на вопросы участников конференции, а также получили ценные советы специалистов БЭЭ как по самому исследованию, так и по специфике стендовых докладов и их защите.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует не только развитию УУД учащегося, формированию личности  с качествами, соответствующими требованиям сегодняшнего времени, но и для учителя, проект - это

• уникальный Метод обучения, который обладает высочайшей мотивированностью.
• Форма организации учебного процесса.
• Философия образования: ценности образовательных усилий; место происходящего процесса в «фундаментальном порядке вещей»; понимание высшей цели собственной образовательной работы;
• Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.

Безусловно, проектно-исследовательская деятельность – одна из эффективных педагогических технологий для решения многих задач развития и воспитания современных школьников.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.Утвержденприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897.
  2. 2.Московская городская сеть «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» / автор-составитель А.В. Леонтович; под ред. А.С. Обухова // Исследовательская работа школьников, 2006.
  3. Дистанционный курс БЭЭ «Знай и люби свой край» // http://main.baltecolog.ru/
  4. Материалы Дирекции ООПТ Санкт-Петербурга. // http://oopt.spb.ru/

 

Дополнительная информация