Шмакова С.В. Урок физической культуры с применением дистанционных образовательных технологий

Шмакова Светлана Владимировна,
 учитель физической культуры

Урок физической культуры с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ)

В связи с возникшей эпидемиологической ситуацией в нашей стране, вынужденной мерой в системе образования стал переход на дистанционное обучение. Вот и наша школа не стала исключением. В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга были выпущены приказы директора школы:

1. №187 от 24 марта 2020 года "О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий".
2. №203 от 03 апреля 2020 года "Об организации образовательной деятельности в ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на период с 06.04.2020 по 30.04.2020".
3. №362 "Об особом режиме работы ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга в период с 07.09.2020 по 31.12.2020 03 сентября 2020 года".

С марта по май 2020 года школа работала в особом режиме и все уроки проводились дистанционно, а с сентября по май 2020–2021 учебного года 1 урок физической культуры проводился в режиме дистанционного обучения, а два урока - в помещении школы.

При обучении любому предмету, в том числе физической культуре, очень важно учитывать специфику предмета для качественного преподавания. В особенности затруднительным стало проведение урока ДО физической культуре, так как это требует специального подхода. Как отметил Н.И. Смагин:  "В отличие от других учебных предметов, здесь невозможно ограничиться заочным выполнением тестовых заданий" [1]. Но появилась возможность дать теоретический материал, наглядно проиллюстрировав и продемонстрировав правильное выполнение ряда упражнений.

В условиях самоизоляции ограничена физическая активность, что отрицательно влияет на растущий организм обучающихся. Мною было предложено выполнение утреннего комплекса упражнений, состоящего из зарядки, общеразвивающих упражнений (ОРУ), гимнастики и других упражнений, используемых в программе обучения. Дистанционное обучение проводилось в форме видео-уроков, уроков-презентаций, тестирования.

В качестве методического обеспечения использовались следующие ресурсы:

  • российская электронная школа;
  • образовательные каналы YouTube;
  • учебники по физической культуре, электронные версии; 
  • учебник физической культуры, выданный в школе.

Реализация уроков физической культуры с помощью групп в ВК

В конце учебного 2020 года никто не ожидал, что весь учебный процесс полностью перейдет на ДО. И всем абсолютно в экстренном порядке нужно осваивать дистанционно обучающие технологии, как учителям, так и родителям с детьми.

Основным стрессом для всех стала сама изоляция. Большинство населения было не готово к таким серьезным изменениям в жизни. Они столкнулись не только с психологическими, но и с финансовыми, бытовыми проблемами. Когда очень много народа лишились работы, не хватало денег ни на съем жилья, ни на жизнь. Многим пришлось сменить место проживания. Кто-то переехал к родственникам, а кто-то в другой город. Также не у всех были комфортные условия проживания, не было личного пространства для отдыха и самореализации.

Так как большинство родителей перешли на дистанционную форму работы, не хватало технического оборудования на всех членов семьи, а у кого-то оно вообще отсутствовало. Не было времени на изучение платформы Google Classroom, поэтому возникла проблема передачи информации. Из-за этого была создана группа в ВК.

ВК удобен для предоставления информации как учителям, так и родителям. Также ребенок самостоятельно может посмотреть, выполнить и отправить готовые задания. Но были и минусы:

  1. Приходилось очень много переходить по разным ссылкам, из чатов в чат.
  2. Некоторые видеоотчеты были не доступны для просмотра.
  3. Приходилось прочитывать много комментариев.
  4. Много времени уходило на переписку.
  5. Если сразу в бумажном или электронном журнале не выставить отметку, то либо она теряется, либо приходится еще раз просмотреть все сообщения, что занимало огромное количество времени.

В четвертой четверти были скорректированы требования к прохождению учебной программы, что позволило сформировать алгоритм обучения и преподавания физической культуры. Основными задачами были сохранить и не навредить здоровью ребенка. Огромное количество времени, проведенное за компьютером и малоподвижный образ жизни негативно влияли на здоровье ребенка, поэтому была составлена абсолютно новая программа. Она включала в себя утреннюю гимнастику, гимнастику для глаз, ОРУ, прыжковые и силовые упражнения, упражнения на профилактику плоскостопия и заболеваний позвоночника. Также был предложен вариант поделиться своими увлечениями и успехами в спорте. Многие дети занимаются тренировками в домашних условиях, катались на велосипедах, роликах (те дети кто уехали на дачу или жили в частных домах) и есть дети, у которых есть свой спортзал, тренажеры и они делились своими упражнениями.

Реализация учебного процесса на платформе Google Classroom

Основной платформой реализации учебного процесса с применением ЭО и ДОТ стала платформа Google Classroom с использованием видеоконференцсвязи (Meet, Zoom). ИОС (информационно-образовательная среда) школы 72 построена на пакете G Suite для образования [2]. Публичной точкой доступа для родителей и учеников стал сайт “Электронное обучение и ДОТ в школе 72” [3].

Платформа Google Classroom – объединяет полезные сервисы Google, организованные специально для учёбы. На платформе можно:

  • создать свой класс/курс;
  • организовать запись учащихся на курс;
  • делиться с учениками необходимым учебным материалом;
  • предложить задания для учеников;
  • оценивать задания учащихся и следить за их прогрессом;
  • организовать общение учащихся.

Познакомимся с основными элементами Google Classroom необходимыми при сборке учебного курса. Найти Google Classroom достаточно просто, для этого откройте браузер Google Chrome  и далее просмотрите приложения Google [4].

После открытия вы попадете в Google Classroom, где можно начать создавать свой курс или вы найдете учебные курсы, к которым вам дали доступ.

image001 image002

 

image003  image004

При создании и организации курса Вам будут доступны основные вкладки: ЛЕНТА, ЗАДАНИЯ, ПОЛЬЗОВАТЕЛИ, ОЦЕНКИ.

В ЛЕНТЕ собирается и отображается актуальная информация по курсу: учебные материалы, объявления, задания, видны комментарии пользователей.

Вкладка ЗАДАНИЯ позволяет добавить учебные материалы в курс и распределить задания по темам и в необходимой последовательности.

В разделе ПОЛЬЗОВАТЕЛИ будет список обучаемых, присоединившихся к курсу (по коду или добавленных вручную). Код курса можно найти, нажав на изображение.

image005  image006  image007   image008  image009   image010

Преподаватель может проверить задания учащихся, выставить оценки, прокомментировать ответы учеников.

image011

Для работы в я создала:

1. Материал для каждого класса.
2. Создала курсы.
3. Разместила материал в Google Classroom.
4. Пригласила детей.

Было создано 8 курсов:

1. Физическая культура 1А.
2. Физическая культура 1Б.
3. Физическая культура 1В.
4. Физическая культура 2А.
5. Физическая культура 2Б.
6. Физическая культура 2В.
7. Физическая культура 5А.
8. Физическая культура 6А.

В каждом классе 26–33 человек, всем были отправлены приглашения на электронную почту.

У каждого обучающегося есть свой кабинет, где он может прикреплять задания и ответы на вопросы, весь материал сохраняется и всегда можно к нему вернуться, тестовая система сокращает количество времени на проверку, задаются параметры ответов на тест, и программа сама автоматически считает количество баллов.

Если возникали какие-то дополнительные вопросы по ответу ученика, можно оставлять комментарии, также и ребёнок мог уточнять, если было что-то непонятно. Уведомления о выполнении задания сразу приходят на почту. Обратная связь осуществлялась через Google Classroom.

Формы организации, принципы, правила и контроль дистанционного урока

Как же можно совместить компьютер и урок физической культуры? Ведь, по сути, физкультура — это движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.

Проводить занятия в дистанционном формате можно через специальные платформы для проведения онлайн-занятий. Например:

1. Каналы Ютьюб   (https://www.youtube.com/). На этом сайте представлено очень много видеороликов с примерными занятиями. См., например, урок по профилактике плоскостопия:

image012  image013  image014

2. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Этот сайт один из немногих, который предназначен для всех классов.

image015  image016  image017   image018  image019  

image020  

3. Учебник физической культуры. В основном использовался для изучения  теоретического материала. Мной были использованы учебники для 1-4 и 5-7 классов.

image021  image022  image023  

image024  image025

 

Принципы преподавания

Общепедагогические принципы

  • Организация педагогического взаимодействия на основе компетентностного подхода к образованию. Данное позволяет ориентировать целеполагание занятий на формирование и развитие умений и навыков обучающегося.
  • Интеграция учебной и социальной среды позволит влиять на изменения на уровне личности обучаемого. Создание сообществ и консультативный характер общения решают личностные проблемы обучаемого, позволяет самоутвердиться и оказывают педагогическую поддержку.
  • Комплексное использование современных технологий – образовательных, управленческих, коммуникативных, информационных.
  • Доступность и открытость дистанционного образования. Для устранения демотиваторов обучения в дистанционном режиме необходимо разнообразить формы общения, время их проведения, доступность в географическом отношении.
  • Индивидуально-личностный подход к реализации задач физического воспитания. Данный принцип требует учета образовательных потребностей обучаемого, его индивидуальных особенностей, построения индивидуальных траекторий развития.


Специфические принципы

  • Соблюдение возрастных и индивидуальных физических и функциональных особенностей обучаемых.
  • Постепенное увеличение физической нагрузки в течение дистанционного периода обучения.
  • Систематичность в занятиях физическими упражнениями.
  • Разнообразие форм мотивации к занятиям физическими упражнениями и контроля над разными аспектами их выполнения [5].

Правила

Основным правилом является соблюдение техники безопасности. Частные правила: 

  • Обучающие должны быть в спортивной форме и обуви. Снять все украшения, предметы, мешающие безопасному занятию.
  • Форма должна подходить по размеру и быть удобной.
  • Занимающиеся знакомятся с материалом, представленным учителем.
  • Выполнять все упражнения по инструкции и рекомендации учителя.
  • Перед упражнением сделать разминку. По окончании занятия восстановить дыхания.
  • Правильно подобрать место для выполнения упражнений. Обучающий не должен касаться мебели и бытовых приборов. Поверхность – ровная, не скользкая. На полу не должны находиться посторонние предметы.
  • Соблюдать технику выполнения данного упражнения.
  • Если во время занятия ухудшилось самочувствие, прекратить выполнение, сообщить родителям.
  • После выполнения вымыть руки, лицо или принять душ, переодеться в домашнюю одежду.

Контроль

Проверка знаний теории позволит проверить такие  знания, как понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, умение организовывать места занятий и обеспечить их безопасность и прочие.

Для этого используются:

  • тестирование;
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • рефераты;
  • презентации.

Для контроля за развитием практических навыков используются записи результатов выполнения нормативов, таких, как разгибания и сгибания рук, подтягивание, прыжка с места, гибкости, поднимания туловища. Форматы представления выполненных заданий: 

  • видеоотчёт;
  • фотоотчет;
  • дневник самоконтроля.

Минусы и плюсы урока физической культуры в ДО

Плюсы  Минусы 
В предмете физической культуры, как и в других учебных дисциплинах, имеется большой теоретический материал, который эффективно усваивался детьми на ДО. На очном обучении не во всех ОУ имеется возможность использовать ИТ в обучающем процессе. Социальное положение семьи не всегда позволяет иметь отдельное рабочее место обучающему. Не хватало место для практических занятий.
Обучения в индивидуальном темпе. Обучающийся самостоятельно выбирал время и скорость выполнения упражнения.  Обучающимся начальным классам требуется большой помощи родителей. У большинства не хватало времени выполнения упражнений с детьми.
Для написания рефератов и тестов обучающиеся пользуются разными источниками.  Большое количество времени обучающийся проводит за компьютером.
При помощи видеороликов можно наглядно показать правильное выполнения тех или иных упражнений. Несмотря на то, что в видеоуроках было показано правильное выполнения упражнений, дети выполняя допускали ошибки. И указать на них было некому.
Самостоятельное изучения материала, что приучает к дисциплине и самоконтролю.  
Дети ведут себя более раскрепощение дома, чем на уроках.  
Творческий подход. Для большинства упражнений требуется инвентарь, и поэтому приходилось заменять спортивный инвентарь домашними предметами.  

Учитывая специфику своего предмета, я попыталась учесть все нюансы и составила для себя более доступный план работы для эффективного использования ДОТ.

Также нужно было в большей степени, чем при очном обучении, учитывать физиологические признаки, возраст и пол, донести до родителей и обучающихся важность предмета,  показать влияние физической нагрузки на растущий организм, пользу чередования умственной и физической нагрузки.  

Дистанционный урок физической культуры дает возможность полноценно выдавать теоретический материал, наглядно показывать правильное выполнение упражнений. Ученики могут продемонстрировать свои достижения в спорте, раскрыть свой потенциал, расширить кругозор и повысить мотивацию к изучению физкультуры.

Литература и источники

[1] Смагин Н. И. Дистанционное обучение по физической культуре во время эпидемиологического карантина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г. [Электронный ресурс]. Дата доступа 19.11.2020. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15801/
[2] См. об этом Инновационная деятельность школы // Живая школа. Сетевой проект учеников, родителей, учителей и администрации ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 18.11.2020. URL: http://schule72spb.ru/admin/oer-innov.html
[3] Электронное обучение и ДОТ в школе 72. [Электронный ресурс]. Дата доступа 18.11.2020. URL: https://sites.google.com/schule72spb.ru/e-learning-72-spb
[4] Google Classroom: функционал и краткая инструкция по созданию онлайн-курса. [Электронный ресурс]. Дата доступа 19.11.2020. URL:
https://www.eduneo.ru/google-classroom/
[5] Преподавание физической культуры в дистанционном формате [Электронный ресурс]. Дата доступа 19.11.2020. URL: https://videouroki.net/razrabotki/priepodavaniie-fizichieskoi-kul-tury-v-distantsionnom-formatie.html

 


Ссылка для цитирования:

Шмакова С.В. Урок физической культуры с применением дистанционных образовательных технологий //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/shmakova-s-v-urok-fizicheskoj-kultury-s-primeneniem-distantsionnykh-obrazovatelnykh-tekhnologij

 

 

Дополнительная информация