Шарикова Екатерина Андреевна. От повышения квалификации к практике преподавания

Шарикова Екатерина Андреевна

От повышения квалификации  к практике преподавания

2015-01-02 193316В сентябре 2014 года я принимала участие в программе обмена педагогическими кадрами для учителей немецкого языка и обучалась на курсах повышения квалификации в городе  Гейдельберге (Германия). Занятия были организованы таким образом, что в течение двух недель я ближе познакомилась как с системой школьного образования в Германии в целом, так и с отдельными направлениями и формами работы немецких учителей. В данной статье я попробую проанализировать и сравнить формы и методы обучения иностранным языкам в России и Германии.

Наши коллеги, преподаватели немецкого языка как родного и как иностранного  в Германии, главной целью обучения иностранному языку считают формирование основных коммуникативных компетенций учащихся. На это направлены используемые ими проектные технологии, методики, связанные с ИКТ и технологией сотрудничества.

Преподавание иностранного языка в России осуществляется сейчас в условиях перехода на новый ФГОС. Новый образовательный стандарт приоритетно предусматривает реализацию личностных, метапредметных и предметных требований и направлен на формирование универсальных учебных действий учащихся [1]. Применяемые в России и Германии формы и методы обучения иностранному языку могут стать хорошим дополнением к традиции преподавания иностранных языков в общеобразовательной школе. Методическая работа направлена не только на овладение языком, но и на воспитание личности ребёнка, на его осмысление своей деятельности на уроке.

В школах Германии, как и в России, можно наблюдать  тенденции использования тех педагогических приёмов, которые помогают ученикам самостоятельно ставить цели на уроках и анализировать свою деятельность. Так, например, для постановки цели и формулирования темы урока широко используются наглядные средства (картинки, фото), новостные информационные программы, видеофрагменты передач и фильмов, оригинальные песни. Для их наилучшего использования происходит дидактизация данных материалов, то есть их методическая обработка в соответствии с целями учителя. На уроках иностранного языка эти приёмы побуждают учащихся к спонтанному говорению, хорошо актуализируют тему урока, повышают мотивацию обучения. Многие материалы могут иметь страноведческий характер и способствовать повышению общей культуры ребят, стимулировать их интерес к стране изучаемого языка.

Так, на курсах мы подробно рассматривали, как можно использовать видеоматериал. В качестве примера оригинального, но доступного для понимания уже на начальной ступени обучения может послужить видеоролик на песню “Das kleine Küken piept” ("Маленький цыплёнок пищит"). Этот мультфильм может помочь учащимся сформулировать тему урока, повторить лексику и грамматику, а также стать музыкальным фоном для физкультурной разминки.

В УМК "Мозаика", по которому обучаются ребята в нашей школе, тоже широко используются оригинальные немецкие песни, которые я применяю для реализации самых разнообразных дидактических задач, например: "Schuleistmehr"/"Школа – это больше, чем…", "EinFerienlied"/"Песенка про каникулы", "DerKartoffel-Boogie"/"Картофельное буги", "O, Tannenbaum"/"Ёлочка", "InderWeihnachtsbäckerei"/"В рождественской пекарне" и др. [2]

Кроме того мне особенно интересным показалось использование нашими немецкими коллегами сервиса Voicethread (www.voicethread.com), с помощью которого можно самостоятельно создавать видеозагадки для учащихся на различные темы и использовать их на любых этапах урока. Это сетевой сервис, для его использования  требуется регистрация пользователя,   а также микрофон для записи голосового сообщения/текста, который будет комментарием к выбранному слайду.Слайды подбираются таким образом, чтобы раскрывать определённую тему или понятие, например, страноведческого характера. Просмотр интересных слайдов с параллельным аудированием хорошо активизирует и стимулирует мыслительную и коммуникативную деятельность учащихся. По похожему принципу построены некоторые упражнения по аудированию в УМК "Мозаика": например, в теме "Делаем покупки" (5 класс) по содержанию диалогов учащиеся должны отгадать, в каком магазине происходит беседа (булочная, аптека, книжный магазин, рынок и т.д.). [3]

Большое значение при обучении иностранному языку в настоящее время отводится информационно-коммуникационным технологиям, которые позволяют существенно модернизировать учебный процесс и способствуют формированию учебных универсальных действий у учащихся. Для преподавания немецкого языка как иностранного  разработан целый ряд различных компьютерных учебных программ  (ПО, software) для любой ступени обучения,   в свободном доступе есть также сетевые решения. Теперь с помощью соответствующего ПО и учебных сетевых сервисов у учителя есть хорошая возможность работать с учеником дистанционно, использовать фрагменты упражнений на уроке, соблюдать индивидуальный темп работы каждого учащегося при закреплении грамматики, лексики, знакомства со страноведческим материалом, подготовки к языковым олимпиадам.

Большую ценность представляют для современного учителя немецкого языка и электронные словари, такие как, например, DWDS (Digitales Wőrterbuch der deutschen Sprache - цифровой толковый словарь немецкого языка http://dwds.de) или грамматический словарь - Grammis (http://hypermedia.ids-mannheim.de).

2015-01-02 183306

Работа со словарями не требует регистрации на сайте, имеют понятную и подробную навигацию и содержит актуальный языковой материал. Так, например, в теме "Я люблю свой город" в 5 классе я использую словарные статьи для лучшего понимания ребятами самих страноведческих понятий, таких как "Marktplatz" ("рыночная площадь"), "Rathaus" ("ратуша"), "Fachwerkhaus" ("фахверковый дом"). В словаре DWDS они объясняются с помощью синонимических рядов, подбора словосочетаний, дефиниций. Учащимся очень нравится работать со словарями дома или использовать сделанные заранее учителем скриншоты с необходимым материалом. Ассоциации, используемые в словарных статьях, помогают учителю расширять страноведческий кругозор учащихся: например, изучая значение слова "Markt" ("рынок"), дети узнают о таком явлении как "Flohmarkt", и могут даже сравнить значение данных понятий в немецком языке.

2015-01-02 171802

Для учителя и учеников есть хорошие справочные и тренировочные ресурсы с ними я познакомилась на курсах:

С 2014-2015 учебного года я стала использовать с учащимися такую форму работы на этапе рефлексии, как Lerntagebuch (учебный дневник). На курсах в Германии наши референты рассказали о своём опыте использования различных форм и методов для проведения рефлексии учащимися и прогнозирования дальнейшей деятельности учителей. Хорошо организованный этап рефлексии на уроке иностранного языка даёт учителю возможность понять уровень обученности учащихся по данной теме, заинтересованность в ней, актуальность. Для самих ребят появляется возможность сделать книгу-портфолио своих учебных достижений или книжку-шпаргалку по изученным темам. Роль учителя на этапе самоанализа учащимися своей деятельности состоит в правильной организации данного этапа и при необходимости сопровождения, если эта форма работы является новой для детей. Оцениваться учителем данные рабочие листы не должны. Нам были предложены различные варианты оформления учениками своего самоанализа, на основании которых я составила свою страничку для самообследования ребят. Данный вариант подходит уже для использования в 4-5 классах, на мой взгляд, это удобно выполнять в завершении каждой лексической темы.

См. "Учебный дневник" в приложенном файле Word.

Безусловно, обучение на курсах в Германии дало мне возможность преподавать немецкий язык с новыми силами и идеями. Посещение уроков в немецких школах, профессиональное общение с коллегами со всего мира, представление своего собственного опыта убедило меня в продуктивности актуальных сегодня педагогических технологий, применяемых в обучении иностранному языку как в Германии так и на углублённом уровне в Российских школах.


Литература и источники

[1] Рабочие программы. Немецкий язык. 2-9 классы: учебно-методическое пособие/составитель Е.Ю. Шмакова

[2] Гальскова Н. Д., Артемова Н. А., Гаврилова Т. А. Немецкий язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением немецкого языка.

[3] Гальскова Н. Д., Артемова Н. А., Гаврилова Т. А. Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением немецкого языка.

Ссылки

  1. Das kleine Küken piept - http://www.youtube.com/watch?v=tjBCjfB3Hq8;  вариант “Месть”- http://www.youtube.com/watch?v=5DkED8fjLr8&index=4&list=PLwTvoHojCx3tVN01wIo29EEqai1pKzTJm
  2. Voicethread - http://www.voicethread.com/
  3. Digitales Wőrterbuch der deutschen Sprache - цифровойтолковыйсловарьнемецкогоязыка - http://dwds.de
  4. Грамматический словарь - Grammis  - http://hypermedia.ids-mannheim.de
  5. Deutsch Interaktiv - http://deutsch-interaktiv.eu/moodle/
  6. Lehrwerk Deutsch als Fremdsprache für Jugendliche und Erwachsene von Klett Edition Deutsch -  http://www.stufen.de/
  7. Passwort Deutsch.  Ernst Klett Sprachen GmbH - http://www.passwort-deutsch.de/
  8. Online-Aufgaben Deutsch als Fremdsprache. SCHUBERT-Verlag. Verlag für Fachliteratur. Inh.: Dr. Harald Schubert e.K. - http://www.schubert-verlag.de/aufgaben/

Вложения:
Скачать этот файл (sharikova-lerntagebuch.doc)sharikova-lerntagebuch.doc[ ]34 kB

Дополнительная информация