Шарикова Екатерина Андреевна. Педагогические технологии в преподавании «Основ религиозных культур и светской этики»

  • Печать

Шарикова Екатерина Андреевна

Педагогические технологии в преподавании «Основ религиозных культур и светской этики»

(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013)

Проблема воспитания толерантности и нравственности подрастающего поколения сегодня волнует общественность  во всём мире и в нашей стране в частности. Стало очевидным, что воспитание духовно-нравственной личности учащегося невозможно оставить вне рамок школьной программы.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 21 июля 2009 года «Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения … с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур   и основы светской этики - для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)» в общеобразовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации прошло введение комплексного учебного курса. (1) (слайд  1)

В связи с этим по приказу Министерства образования и науки с 1 сентября 2012 года в 4-ых классах общеобразовательной школы для обязательного изучения вводится новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Этот курс имеет  комплексный характер и знакомит школьников с основами различных мировоззрений и опирается на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Целью комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. (2)  (слайд  2)

Несмотря на то, что учебный курс имеет культурологическую направленность и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», он является единой по целям, задачам, требованиям воспитательной системой и ориентирован на воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.  (слайд  3)

К каждому модулю предложен учебно-методический комплект, состоящий из учебного пособия и электронного приложения. В помощь учителю разработана книга для учителя и книга для родителей. (слайд  4)

В отличие от других учебных предметов спецификой программы курса ОРКСЭ становится его направленность в первую очередь на достижение личностных результатов освоения содержания курса: формирование активной гражданской позиции, чувства гордости за свою страну, развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, воспитание доброжелательности и эмпатии.

Технологии, позволяющие реализовать как личностные, так и метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса ОРКСЭ, активно используются учителями в рамках обучения по новым ФГОС: (слайд  5)

·        Проектная деятельность
·        Исследовательская деятельность
·        Интерактивная игра
·        Информационно-коммуникативные технологии

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Кроме того, учащиеся пользуются презентациями и при подготовке небольших сообщений по заданным темам в течение года. Проводя свои исследования-опросы по различным проблемным вопросам, ученикам предлагается оформлять результаты в виде таблиц и графиков. Ролевые игры помогают разнообразить учебную деятельность на уроке, приблизить проблемную ситуацию к жизни, дают дополнительную возможность социализации для ребёнка.

К каждому модулю курса ОРКСЭ авторами УМК были созданы электронные пособия, которые выступают на уроке в качестве обучающих, информационно-поисковых и демонстрационных средств ИКТ. Они позволяют использовать современные интерактивные методики, которые в свою очередь повышают эффективность внедрения курса в учебный процесс и его результативность(7). (слайды  6,7)

Электронное пособие содержит информацию к каждому уроку из конкретного модуля. (слайды  8,9)

 Разработка урока состоит из нескольких рубрик, обязательными из которых являются: биографии, иллюстрации, золотое слово, хрестоматия, это интересно, интерактивные модели, святые имена, атлас, словарь, исторический факт, аудио-, видеоматериалы, обыкновенное чудо, анимации. Материал подобран таким образом, что содержит как необходимую, так и дополнительную информацию по предмету. (слайды  10, 11, 12)

Кроме того, в данных пособиях разработаны тренажёр по закреплению пройденного материала и контрольные задания по теме. Тренажёр содержит различные варианты тестовых заданий по темам: вставить пропущенное слово, найти правильный вариант ответа, соотнести понятия и примеры, тесты на соответствия. Он составлен так, что позволяет работать в классе как индивидуально каждому учащемуся, так и целому коллективу под руководством учителя. (слайды  13, 14)

Нельзя не сказать и помощи для учителя информационных электронных ресурсов по ОРКСЭ в интернете. Дополнительные материалы по вопросам преподавания ОРКСЭ можно найти на тематических интернет-сайтах, в электронных библиотеках и на форумах, посвящённых апробации нового учебного курса.

Литература и источники

(1) Комплексный учебный курс ОРКСЭ // На сайте Министерства образования Московской области -   http://mo.mosreg.ru/orkse/

(2) Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики, М., Просвещение, 2010

(3) Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, учебник, М., Просвещение, 2013

(4) ОРКСЭ на сайте издательства “Просвещение” - http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=31396

(5) Основы мировых религиозных культур и светской этики. Пояснительная записка. // На сайте Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 -  http://www.school8sever3.edu.ru/view_dokymentu.php?id=26

(6) Рабочая программа по учебному курсу «ОРКСЭ»  (МОДУЛЬ - СВЕТСКАЯ  ЭТИКА) // На сайте гимназии № 1597 - https://docs.google.com/viewer?url=http%3A%2F%2Fgymuv1597.mskobr.ru%2Fimages%2Fcms%2Fdata%2Fsve.doc

(7) Методическое сопровождение тьюторов по курсу ОРКСЭ на сайте НИРО http://www.nachobr@bk.ru

 


 

 

Презентация к докладу

 


Видеозапись доклада