Шарикова Екатерина Андреевна. Конспект урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе "Мир не без добрых людей"

Шарикова Екатерина Андреевна

Конспект урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе "Мир не без добрых людей"

Тема урока:  "Мир не без добрых людей"

Класс: 4

Тип урока: комбинированный

Цель урока:  формирование у обучающихся опыта понимания и сопереживания чувствам других людей.

Задачи:

1. Знакомство с фактами милосердного служения на примерах жизни святых Православной церкви, с содержанием и толкованием "Притчи о добром самарянине", с примерами милосердного служения людей своим близким.

2. Расширение словарного запаса, введение в речевую практику обучающихся понятийного ряда родственных  слов:  "милостыня", "милосердие", "благотворительность", "ближний", "притча".

3. Совершенствование навыков смыслового чтения и работы с толковыми словарями.

4. Формирование умения рассуждать на морально-этическую тему с привлечением личного опыта, аргументировать свою точку зрения.

5. Воспитание потребности совершать добрые дела, поступки, проявлять сострадание к близким.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  •  Воспитание чувств сострадания и милосердия, доброжелательного и отзывчивого отношения к людям.
  •  Формирования желания совершать добрые дела и поступки.

2. Предметные:

  •  Осознание ценности понятий  "милосердие", "милостыня", "притча", христианского значения "ближний".
  •  Понимание содержания и смысла  "Притчи о добром самарянине".
  •  Знакомство с описанием жизни святых Православной церкви.

3. Метапредметные:

  •  Развитие  навыков целеполагания и рефлексии.
  •  Развитие  умений извлекать информацию из текста, анализировать, рассуждать, работать в группе.
  •  Формирование навыков работы с опорным конспектом и словарями.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, колонки для воспроизведения звука.

Методическое обеспечение:

  • учебник "Основы православной культуры" А.В. Кураева;
  • дидактический материал: презентация "Мир не без добрых людей", видеоролик на песню С.Копыловой "окно".

Раздаточный материал:

  •  опорный конспект по теме (для индивидуальной работы);
  •  биографические тексты (для групповой работы);
  •  толковый словарь, философский словарь, большой энциклопедический словарь.

Использование электронных образовательных ресурсов:

Педагогические технологии, используемые на уроке:

  • Технология продуктивного чтения
  • Технология проблемного диалога
  • Технология сотрудничества
  • Технология проектной деятельности
  • Информационно-коммуникационные технологии 

 


1. Этап урока - Организационный

Задачи этапа - Создание положительного настроя на урок, доброжелательной и рабочей атмосферы.

Содержание этапа - Организация  первых этапов работы по развитию познавательной активности учащихся и созданию комфортных условий для обучения.

Деятельность учителя

Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на наших необычных уроках — уроках изучения основ православной культуры, где общаясь с вами, мы получаем знания о православной культуре, истории и традициях нашей страны, обсуждаем нравственные проблемы человеческой жизни и ищем пути их решения, используя опыт поколений.

Надеюсь, что и сегодня на уроке наше общение будет интересным и полезным для вас и не оставит вас равнодушными.

Для работы на уроке проверьте наличие на партах учебников и пеналов.

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя, проверяют готовность  к уроку.

Время этапа - 1 мин.


 2. Этап урока - Постановка учебной задачи. Мотивация

Содержание этапа - Самостоятельная формулировка темы и задач урока.

Мотивация учащихся на активную работу на уроке.

Деятельность учителя

1. Предлагает учащимся посмотреть ролик по теме на песню С. Копыловой "Окно" с целью формулирования темы урока.

Ребята, сформулируйте тему нашего урока после просмотра следующих слайдов.

2. Слушает ответы учеников, помогает сформулировать название. На экране появляется слайд с темой урока "Мир не без добрых людей".

sharikova-ppt-01

Спрашивает ребят об актуальности данной темы.

Как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему, почему мы сегодня будем об этом говорить?

Давайте в ходе урока попробуем найти ответ на вопрос: что же нужно сделать, чтобы стать милосердным, как научиться быть таким? У кого-то уже есть предположения? Поделитесь ими, а к концу урока мы все вместе сформулируем ответ.

3. Предлагает учащимся взять в руки опорные конспекты и ознакомиться с их содержанием.

Для ответа на наш вопрос нам поможет опорный конспект.

4. Обращает внимание учащихся на то, что конспект станет им настоящим помощником только тогда, когда они внимательно на каждом этапе будут выполнять задания в нём.

Деятельность учащихся

1. Смотрят необходимые слайды в презентации.

sharikova-ppt-02 sharikova-ppt-03 sharikova-ppt-04

sharikova-ppt-05 sharikova-ppt-06

Мы будем говорить о добре, сочувствии, помощи, милосердии к людям и животным.

2. Отвечают на вопрос учителя.

Делать добрые дела очень важно. Это было всегда и особенно необходимо в наше время.

Делятся своими ответами.

3. Знакомятся с опорными конспектами. Зачитывают план урока.

Нам необходимо уточнить такие понятия как "милосердие", "сострадание", "милостыня".

Нужно узнать, как об этом говорится в Библии.

Полезно будет узнать биографии людей, проявивших особое милосердие в своей жизни.

Время этапа - 4 мин.

ЭОР: Ролик по теме на песню С. Копыловой "Окно" 

 


3. Этап урока - Актуализация опорных знаний

Задачи этапа - Актуализация опыта и знаний учащихся.

Содержание этапа - Подготовка к работе с понятиями темы, снятие трудностей. Работа с опорным конспектом.

Деятельность учителя

Предлагает написать ассоциативный ряд к понятиям "милосердие" и "сострадание".

Ребята, подумайте и напишите свои ассоциации к  понятию "милосердие".

Это могут быть синонимы, однокоренные слова и ваши мысли по теме.

Деятельность учащихся

1. Слушают задание и пишут слова-ассоциации. Некоторые учащиеся зачитывают свои слова вслух.

2. Комментируют разбор слова по составу с помощью слайда.

Милосердие — сложное имя существительное, состоит из двух корней — мил и серд. Т.е. милость сердца, милый сердцем.

Сострадание — приставка со и корень страд. Страдать, переживать  вместе с человеком, быть неравнодушным.

Время этапа - 3 мин. 

 


4. Этап урока - Введение нового материала

Задачи этапа 

1. Представление содержание учебного материала.

2. Работа с дидактико-методическим материалом.

Деятельность учителя

1. Предлагает учащимся в паре работу со словарём.

У каждой пары учащихся есть на парте словарь. У кого-то это толковый словарь В. Даля, у других философский и большой энциклопедический словари. Найдите определение понятий и допишите его в своих конспектах. Для восполнения всех пропусков необходимо внимательно прослушать статьи из всех словарей и записать ответ со слов других.

2. Предлагает ребятам обратиться к учебнику, чтобы прочитать притчу о добром самарянине из Библии. Предварительно учитель снимает некоторые трудности для понимания с помощью вопросов:

Что такое Библия?

Что такое притча?

Самарянин — чужеземец из области Самарии, гость в этой земле.

Во время чтения притчи делаются остановки для комментариев:

Почему пострадавшему не помогли?

Можно ли торопиться так, чтобы не помочь человеку в беде, как вы считаете?

Предположите, отомстит ли приезжий раненому?

Оправдались ли ваши предположения?

Обращает к работе с конспектом. Дополните текст главной мысли притчи.

Чему же учит эта притча? Что Христос хотел сказать этим?

ФИЗкультурная МИНУТКА

Учитель предлагает учащимся встать и, выполняя несложные движения руками, подарить от сердца частичку своего добра и тепла соседу спереди (протягивая руки в нужном направлении), сзади, слева, справа, учителю, всем окружающим людям. Важно, чтобы учитель сам выполнял данное задание.

Деятельность учащихся 

1. В парах находят объяснение терминов в своих словарях, зачитывают свой ответ, внимательно слушают ответы других, также заполняя пропуски в конспектах.

Словарь В. И. Даля:

Милосердие — сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердность.

Философский словарь

Н. Бердяева:

Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом его богатство и сила.

Большой энциклопедический словарь:

Милосердие — это сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся.

2. Комментированное чтение притчи из учебника. Отвечают на предварительные вопросы:

Библия — священная книга христиан.

Притча — короткий нравоучительный рассказ в прозе с иносказанием.

Не захотели.

Это лишь отговорки, всегда есть время для помощи.

Обращаются к опорным конспектам. Дополняют вывод по притче:

Притча о добром самарянине означает, что нужно быть добрым и отзывчивым ко всем ближним. Она объясняет, кто такой "ближний" - это тот, кто не оставит тебя в беде и тот, кто нуждается в твоей помощи.

Повторяют движения за учителем.

Время этапа  - 10 мин.


 5. Этап урока - Первичное закрепление знаний

Задачи этапа - Систематизация материала. Формулирование выводов.

Деятельность учителя 

По колонкам делит учащихся на три группы, каждой из которой выдается текст — биография людей, показавших своей жизнью пример бескорыстного служения людям.

1. Предлагает группе изучить историю своего героя, подготовить краткое сообщение о нём другим и ответить на вопрос: какие нравственные качества или добродетели помогли этим людям совершать дела милосердия.

Обращает внимание на работу с опорным конспектом

Ребята, вашему вниманию предлагаются биографии людей, известных своей бескорыстной добротой и состраданием к близким. Прочитайте в группе эти истории, подготовьте краткое сообщение об этом человеке, используя ключевые слова. Подумайте и сформулируйте свой ответ на вопрос: какие нравственные качества или добродетели есть у этих людей и помогли им стать милосердными?

2. Рассказывает ребятам об учреждении в России особого праздника – дня милосердия и благотворительности 23 августа.

23 августа в России отмечают день милосердия и благотворительности. К этому дню часто приурочены благотворительные акции, в которых можете принять участие и вы с родителями. Ещё в этот день награждают за особые заслуги в делах милосердия специальными медалями и орденами. Лицам, награжденным орденом, присваивается звание "Кавалер ордена "За милосердие и благотворительность", вручаются диплом и икона Святой Праведной Иулиании Лазаревской работы современных мастеров. Ежегодно вручается не более трех орденов. Орден не может вручаться дважды.На слайде вы можете видеть, как много существует таких наград! Особенно интересно, что один из орденов за милосердие назван в честь Иулиании Лазаревской, а награждён им был, в том числе доктор Леонид Рошаль.

3. С помощью учащихся формулирует понятие милостыни – как одного из примеров выражения сочувствия. Побуждает к дискуссии о роли милостыни по словам святого Дорофея.

Вы читали  о том, что отец Иоанн и святая Иулиания творили много милостыни. Как вы считаете, что это такое?

Деятельность учащихся  

Делятся на группы.

  • Изучают тексты об Иулиании Муромской, Иоанне Кронштадском, Леониде Рошале - см. Текстовый материал к уроку "Мир не без добрых людей".
  • Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания в конспекте.
  • Формулируют ответы на вопрос учителя, готовят краткое сообщение о каждой личности.

Все эти люди относились к чужой беде как к своей и всегда стремились помочь. Они были добры, любили близких людей (именно в христианском понимании этого слова), проявляли щедрость, сочувствие, сострадание и мужество.

Слушают рассказ учителя и рассматривают на слайде ордена и медали.

Высказывают свои предположения о том, что такое милостыня.

Читают со слайда слова святого Дорофея о милостыне.

Выражают своё мнение по этому вопросу, комментируют фразу.

Дополняют определения милостыни в своих опорных конспектах.

Время этапа - 15 мин.


 6. Этап урока - Подведение итогов урока. Рефлексия

Задачи этапа - Систематизация материала. Формулирование ответа на проблемный вопрос.

Объяснение домашнего задания.

Рефлексия.

Самоанализ полученных знаний.

Деятельность учителя 

Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности.

1. Беседа с классом. Помощь в формулировке ответа на проблемный вопрос.

Итак, вернёмся к плану нашего урока. Удалось ли нам разрешить вопросы плана? Посмотрите в опорные конспекты.

Помогло ли это ответить на главный вопрос урока:что же нужно сделать, чтобы стать милосердным, как научиться быть таким?

Организация обмена мнениями – ответами на вопрос урока.

2. Завершающий этап: учитель предлагает запланировать доброе дело, которое ученик хотел бы и мог бы исполнить. Желание необходимо записать на лепестке ромашки и соединив все лепестки получить чудесный белый цветок.

Всем известен такой символ дел милосердия как белый цветок. Я предлагаю вам, ребята, изготовить такой цветок и от всего нашего класса с пожеланиями добра всем близким людям. Пусть он символизирует наше единство и стремление всегда и везде идти дорогой добра и милосердия.

3. Объяснение домашнего задания.

Предлагается на выбор:

- посмотреть мультфильм по теме на песню С. Копыловой "Окно" или "Последний осенний лист" и написать отзыв об этом;

- рассказать о своих семейных традициях помощи окружающим;

- подготовить сообщение о человеке, который посвятил свою жизнь делам милосердия и сострадания (как те люди, о которых мы сегодня читали).

Деятельность учащихся

1. Формулировка ответа на проблемный вопрос.

Мы объяснили все пункты плана урока, выполнили все задания в опорных конспектах.

Быть милосердным важно в любое время.

Для доброго человека не бывает чужой беды. Он поможет всем по своей возможности.

Помощь должна быть бескорыстной и искренней.

Можно в любом возрасте учиться делать добро, начиная с малого, со своей семьи, друзей, соседей.

Можно участвовать в различных благотворительных  акциях с родителями.

Нужно спешить делать добро, видеть беду другого, воспитывать в себе щедрость, сострадание, мужество, волю.

2. Индивидуальная работа с заготовками лепестков для изготовления ромашки.

По очереди у доски собирается цветок ромашки. Учитель пишет своё пожелание на сердцевине последним.

По желанию учащихся можно выслушать некоторые задумки ребят.

3. Записывают домашнее задание на свой выбор.

 Время этапа - 10 мин. 


 Литература и источники:

  1. Бердяев Н. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990 год
  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издательство Московской Патриархии, 1993 год
  3. Большой энциклопедический словарь. АСТ,  Астрель, 2006 год
  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах. Дрофа, 2011 год
  5. Кураев А. В. Основы православной культуры. 4- 5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2012 год
  6. Философский словарь. - М.: Республика, 2002 год
  7. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2368#part_42629
  8. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2368#part_42698
  9. http://englishstory.ru/posledniy-list-variatsii-na-temu-video.html 

Материалы комплексной публикации

 

Дополнительная информация