Шарикова Екатерина Андреевна. Конспект классного часа "Все профессии важны!"

Шарикова Екатерина Андреевна

Конспект классного часа "Все профессии важны!"
(для учащихся 2 класса)

Главная роль в воспитании глубоко нравственной личности ребёнка с богатым внутренним миром принадлежит семье. Именно в семье зарождаются первые детские увлечения, творческая фантазия и добросовестное отношение к труду. Преемственность и семейные традиции также являются неотъемлемой частью внутренней культуры ученика. Современные школьники живут в высоко технологичном цивилизованном мире, в обществе, где всё чаще встаёт вопрос о получении удовольствия любыми средствами и любой ценой. Не секрет, что даже в младшем школьном возрасте они выступают уже в роли "маленьких потребителей", имеющих много прав и минимум обязанностей. 

С первых дней обучения в школе учителя, поддерживая ценности семейного воспитания, стараются прививать у ребят уважение к любому труду, чувство ответственности за свою работу и интерес к разным видам деятельности. Ещё являясь воспитанниками детских садов, ребята знакомятся с миром различных профессий, формируя первые впечатления о людях труда. При этом главным примером самоотверженного труда на любимой работе остаются для ребят их родители. Наблюдения за профессионалами своего дела, знание особенностей той или иной сферы деятельности, а главное, интерес и любовь к труду, станут главными помощниками будущим старшеклассникам при профориентации и выборе такой профессии, где они смогут самореализоваться и послужить на славу Отечества.

Классный час "Все профессии важны!" для учащихся 7-9 лет продолжает цикл внеклассных мероприятий, построенных по принципу взаимодействия всех участников образовательного процесса (родители – учитель - ученик), по воспитанию нравственных качеств и профориентации в рамках начальной школы.


Цель:

формирование уважительного отношения к людям различных профессий и развитие нравственных качеств - трудолюбия, ответственности, добросовестности.

Задачи:

  • формирование представлений о понятии "профессия";
  • развитие познавательного интереса к различным профессиям;
  • развитие когнитивных и речевых способностей учащихся, умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;
  • развитие навыков работы в группах;
  • развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся;
  • создание положительной эмоциональной атмосферы в классе.

Оборудование:

Мультимедийное устройство и ноутбук
Карточки с пословицами
Мешочек с предметами по теме (мягкая игрушка, калькулятор, билет, ножницы, молоток)
Карточки из цветной бумаги для деления учащихся на 4 – 5 групп.
Предварительная подготовка:
Посещение интерактивного детского города профессий "Кидбург" (посещение возможно также после проведения этого классного часа)
Инсценировка стихотворения С. Михалкова "А что у вас?"


Ход классного часа:

Учащиеся проходят и садятся группами, определяя свою группу по цвету выбранной при входе карточки.

Здравствуйте, ребята! Мы снова с вами собрались на классном часе, и сегодня я хотела бы вспомнить вместе с вами самое яркое событие прошлой недели. Вы догадались, о чём идёт речь?
Ответы детей.
Да, совсем недавно мы посещали с вами детский город профессий. Вам понравилось там? Давайте вспомним, как это было!
(Видеоролик классного посещения Кидбурга)
Вы догадались о теме нашего классного часа?
Ответы детей.
Действительно, мы поговорим сегодня о труде и профессиях, о том, есть ли среди них более или менее главные, о том, какие качества необходимы людям различных профессий. Итак, тема классного часа – "Все профессии важны!".

Презентация, слайд 1.

sharikova-presentacija-01

Раз мы заговорили о профессиях, давайте уточним, что же это такое. Как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей.
Да, действительно, профессия – это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь. В толковом словаре дано следующее объяснение:
Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

Презентация, слайд 2.
sharikova-presentacija-02

Как вы думаете, а зачем людям нужно трудиться? Людям каких профессий необходимо трудиться?
Ответы детей.
Правильно, конечно, всех.
А вам известны какие-нибудь пословицы о труде?
Ответы детей, считывание и объяснение пословиц со слайда.

Презентация, слайд 3.
sharikova-presentacija-03

Сейчас мы с вами поиграем: перед вами лежат конверты, внутри которых находятся части пословиц. Ваша задача соединить начало и окончание предложения так, чтобы получилась пословица, и суметь объяснить её смысл одному представителю от команды.

Задание в группах "Собери пословицу".

Зачитываются следующие пословицы:

  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  • Человек без труда, что земля без воды.
  • Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
  • Деревья смотри в плодах, а человека – в делах.
  • Недаром говорится, что дело мастера боится.


Молодцы, ребята! Вы всё сделали правильно.

А теперь угадайте мои видеозагадки о некоторых самых известных профессиях.

Презентация, слайд 4.
sharikova-presentacija-04

Ребята отгадывают профессию учителя и рассказывают стихотворение про него:

Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучёными
До старости росли.

Презентация, слайд 5
sharikova-presentacija-05

Ребята отгадывают профессию повара и рассказывают стихотворение про него:
Он – повар, кто так вкусно
Готовит щи капустные.
Пахучие котлеты.
Салаты, винегреты.
Все завтраки, обеды.

Презентация, слайд 6
sharikova-presentacija-06

Ребята отгадывают профессию врача и рассказывают стихотворение про него:
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.

Презентация, слайд 7
sharikova-presentacija-07

Ребята отгадывают профессию строителя и рассказывают стихотворение про него:
На улице Садовой
Дом построен новый.
В доме десять этажей,
В доме тысячи людей.
Строитель строил этот дом,
Дом, в котором мы живём!

Презентация, слайд 8
sharikova-presentacija-08

Ребята отгадывают профессию продавца и рассказывают стихотворение про него:
В магазине, на базаре,
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы не бывали,
Вас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую – девчушке
И ватрушку – толстяку.

Презентация, слайд 
sharikova-presentacija-09

Ребята отгадывают профессию милиционера и рассказывают стихотворение про него:
Чтя покой страны родной
В будний день и в выходной
Он вдоль улицы глядит:
Не идёт ли где бандит?
Он стоит и на дороге,
Чтоб был порядок строгий.

Молодцы, ребята! Уверена, вы знаете ещё очень много профессий. А ну-ка отгадайте мои следующие загадки без видеоподсказок!
Отвечают хором те команды, где быстрее поднимают руки для ответа.

Встаём мы рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водители)
С огнём бороться мы должны –
Мы – смелые и храбрые!
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (пожарные)

Ставят ловких 2 руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (сапожник)

Он рассказывает внятно,
Он экскурсию ведёт.
Нам становится понятно
То, что он (экскурсовод).

Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он –(артист).

Почерком быстрым исписан весь лист –
Очерк в газету строчит (журналист).

А эти загадки для самых внимательных:
Раньше рифма помогала, а теперь коварной стала.
Вы теперь не торопитесь, на крючок не попадитесь!
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет (трубочист).

На заводах по три смены
У станков стоят (рабочие).

Булки нам и калачи
Каждый день пекут (пекари).

Подметает чисто двор
В 6 утра, конечно (дворник).

Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно же, (пастух).

А ещё, ребята, у меня для вас есть скороговорка о человеке очень важной профессии. Давайте вы прочитайте её группами, а я послушаю, у кого лучше получится!

Презентация, слайд 10
sharikova-presentacija-10

Швея шилом шила шубу из шиншиллы.

Дети читают на скорость скороговорку своими группами.

Хорошо мы с вами поиграли, пришло время и отдохнуть. Вставайте, ребята, на весёлый танец. Повторяйте все движения и повторяющиеся слова за мной.

Физкультминутка "Если нравится тебе, то делай так!"

Учитель исполняет песню под музыку и показывает движения, которые дети должны повторить.

Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…
Хочешь стать ты маляром, то делай так…
Хочешь поваром ты быть, то делай так…
Если нравится тебе, то и других ты научи,
Если нравится тебе, то делай так…
Если хочешь стать спортсменом, делай так…
Если хочешь стать артистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…

А теперь, я приглашаю ко мне по очереди представителей от каждой группы, чтобы покопаться в волшебном мешочке, достать интересный предмет и угадать какой профессии он принадлежит. Кроме профессии, назовите, пожалуйста, члены команды, качества души или черты характера, которые нужны человеку для этой деятельности.

Игра "Волшебный мешочек"

Представители от команды подходят к мешочку, вытягивают предмет, называют профессию, которая связана с ним (ассоциации могут быть разными), и качества или характеристику человека.
Мягкая игрушка-животное – ветеринар (добрый), портной (внимательный), рабочий (аккуратный).
Калькулятор – кассир (честный), бухгалтер (требовательный), экономист (справедливый).
Билет – кондуктор (грамотный), контролёр (вежливый), проводник (терпеливый)
Ножницы – парикмахер (творческий), рабочий (аккуратный).
Молоток – столяр (чистоплотный), плотник (добросовестный), мебельщик (трудолюбивый).

А ещё у меня для вас сюрприз сегодня, ребята! К нам в гости пришли самые замечательные люди – ваши родители. Догадайтесь, какая же у них профессия? Они расскажут вам, почему выбрали эту профессию, чем она удивительна и интересна. Сегодня у вас будет уникальная возможность задать вопрос об интересующей вас профессии.

Приглашаются мамы, которые кратко говорят о своей профессии и отвечают на вопросы, если они есть.

Дети слушают рассказы мамы – врача, повара, милиционера - и задают вопросы мамам.

А кем работают ваши родители? Они любят свою работу? За что?
Опрашиваются некоторые дети по желанию.
Сейчас ребята с гордостью расскажут о своих мамах в стихах С. Михалкова "А что у вас?"

Инсценировка стихотворения "А что у вас?"

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Лёня пел,
Егор молчал,
А Андрей ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Лёша
Просто так:
А у меня в кармане гвоздь. А у вас?
А у нас сегодня гость. А у вас?
А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят.
А у нас на кухне газ. А у вас?
А у нас водопровод. Вот.
А из нашего окна
Школа со двором видна.
А из вашего окошка
Только улица немножко.

Мы гуляли по Дворцовой,
Заходили на бульвар.
Там купили синий – синий,
Презелёный красный шар.
А у нас огонь погас – это раз.
И растёт моя сестра – это два.
А в-четвёртых, моя мама
Лечит деток до утра,
И за это мою маму
Уважают доктора.
С лесенки ответил Лёня:
Мама – доктор?
Что ж такого?

Вот у Насти, например,
Мама – милиционер.
А у Лёши и у Веры
Обе мамы – менеджеры.

А у Даши мама – повар.
Мама – повар?
Что ж такого?

Всех важней, - сказал Серёжа под конец, -
Моя мама – старший продавец.
Колбасу, конфеты, рыбку
Мама продаёт с улыбкой.

И сказала Вика тихо –
Экономист вам не портниха!
Кто зарплату раздаёт?
Ну, конечно, не пилот.

Милиционер хранит порядок –
Это очень хорошо!
Повар делает компоты.
Это тоже хорошо!
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.

Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Сейчас мы загадаем им загадки с помощью пантомимы, а они попробуют их разгадать. Представители подходят ко мне за заданием, вслух название профессии не говорите, обдумайте в группе, кто и как покажет профессию.
Парикмахер
Ветеринар
Кондуктор
Плотник
Кассир и т.д
Ребята и родители разгадывают пантомимы.
Ребята, вы сказали замечательные слова в заключении своего стихотворения: Все профессии нужны, все профессии важны.

  • Как вы думаете, действительно ли это так? Почему?
  • Изменилось ли ваше мнение в ходе классного часа?
  • Знаете ли вы, кем хотите стать, когда вырастете и выучитесь?
  • Нужны ли для этого вам школьные знания? Что показалось интересным на классном часе?
  • Что понравилось?


Выслушивается рефлексия детей.

Подводя итоги, я хочу сказать:

Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!

Я желаю вам выучиться, вырасти и остаться такими же добрыми, сильными, честными, трудолюбивыми людьми, как сейчас, и выбрать такую профессию, которая позволила бы вам работать, не покладая рук, с гордостью и любовью.

 


 

Список литературы

1. Михалков С. А что у вас?
2. Ожегов С. Толковый словарь русского языка.
3. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителей 2 класса. М.: Баласс, 2011

Интернет-источники

1. festival.1september.ru
2. nsportal.ru

 

Дополнительная информация