Шарикова Е.А. Цикл внеклассных мероприятий "Мы ВМЕСТЕ" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие к истокам: мы помним, мы гордимся!"

Шарикова Екатерина Андреевна,
учитель немецкого языка и ОРКСЭ,
классный руководитель 6 В (2015-2016)

 

Цикл внеклассных мероприятий  "Мы ВМЕСТЕ" в рамках долгосрочного  проекта "Путешествие к истокам: мы помним, мы гордимся!"

Несмотря на то, что по профессии я учитель немецкого языка, учитель-предметник, мой педагогический опыт складывался и из работы воспитателем ГПД, и учителем начальных классов, и учителя немецкого языка и ОРКСЭ. И конечно, классного руководства, начиная с начальной школы. Я осознавала особую ответственность и в то же время честь - работать классным руководителем начальной школы. Для меня, учителя-предметника, всё было в этой работе новым и необычным. Вскоре я убедилась в том, что очень важно сделать самых разных учеников одной семьёй. Частью нашей большой школьной семьи постепенно стали и родители учащихся, которые всегда поддерживали наши многочисленные внеклассные и внешкольные мероприятия, посещение музеев и театров, выезды, участие класса в различных конкурсах и проектах.

Внешкольные мероприятия в рамках классного проекта "Путешествие к своему Я" в начальных классах для многих учеников стали первой "школой жизни", своеобразным испытанием на социальную зрелость. Таким образом, начиная со 2 класса каждый учебный год, в зимний период, на 1-2 недели учёба ребят совмещалась с активным отдыхом и переносилась в ДОЛ "Дибуны" или санаторий "Ольшаники". Учащиеся 2 класса старательно развивали навыки самообслуживания, 3-го класса – формировали коммуникативные компетенции, умение слушать и слышать, в 4-м классе – учились быть единой командой, сплочённым коллективом, состоящим из ярких индивидуальностей. См. в Визитной карточке 2011-2012 (2"В") - http://schule72spb.ru/klassy/2010w-2011-2012.html. Об этом я также рассказывала на конференции 1 декабря 2016 года, см. в  материалах конференции доклад  "Проектная деятельность с учащимися" (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sharikova-e-a-proektnaya-deyatelnost-s-uchashchimisya).

 

В 2014-2015 учебном году я вместе со своими учащимися перешла в среднюю школу, сейчас я уже классный руководитель 6 класса. Несмотря на активную внеклассную жизнь, праздники, проекты, конкурсы, мои учащиеся по итогам года стали первыми по успеваемости в средней и старшей школе. Такие результаты убедили меня в правильной тенденции работы с классом, вдохновили на новые проекты и перспективы.

Программа воспитания образовательного учреждения состоит из нескольких направлений, одним из которых является "Я и мой мир". В рамках данного направления и классного проекта "Путешествие к истокам: мы помним, мы гордимся!" в 2014-2015 учебном году мною был разработан цикл внеклассных мероприятий на тему "Мы ВМЕСТЕ".

План воспитательной работы раздела "Мы ВМЕСТЕ" реализовывался в течение учебного года с помощью различных внеклассных мероприятий, как в школе, так и на базе ДОЛ "Заря"; классных часов, таких как "Мы ВМЕСТЕ: мы - петербуржцы", "Когда мы ЕДИНЫ", "День толерантности: мы – разные?", "Вместе весело шагать!", "Урок гражданина", "Семейные традиции", "Читаем всей семьёй!", "Праздник со слезами на глазах". Совместные с родителями праздники, посвящённые Дню матери, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, окончанию учебного года, а также посещение спектаклей ("Парень из прошлого" ТЮЗ, "Мама, папа, сестрёнка и я" театра "Суббота"), экскурсионные программы в Петропавловской крепости, Исаакиевском соборе и другие мероприятия также способствовали реализации поставленных задач.

Во время планирования воспитательной работы с учащимися всегда очень важно гармонично сочетать духовно-эстетические и идейно-нравственные принципы, единство доброты и познания. Большую роль необходимо уделить успешной социализации, формированию гражданственности учащихся, развитию чувства патриотизма и сопричастности к будущему страны.

Сценарии внеклассных мероприятий, объединённые под темой "Мы ВМЕСТЕ" предназначены для классных руководителей 5-7-х классов. Целью цикла является развитие духовно-нравственных качеств личности, таких как доброта, отзывчивость, ответственность, трудолюбие, патриотизм, дальнейшее формирование у учащихся коммуникативных навыков, умения работать в команде, а также становление активной гражданской позиции.

Частями проекта являются образовательно-воспитательные события цикла "Мы ВМЕСТЕ":
1. Тренинг-игра на сплочение "Мы – школьная семья!" проводилось в 1 четверти 5 класса на базе ДОЛ "Заря", куда учащиеся по традиции выехали без отрыва от учебного процесса с целью оздоровительного отдыха и дальнейшего развития командного духа. Игры разрабатывались и подбирались мною под руководством психолога, игротерапевта Грабенко Т. М. во время учёбы на курсах повышения квалификации в ИСПиП г. Санкт-Петербурга. (См. Приложение 1. Тренинг-игра на сплочение "Мы – школьная семья!", 5 класс)
2. Классный час "Мы ВМЕСТЕ: мы – петербуржцы!" был проведён во 2 четверти 2014 – 2015 учебного года в рамках городского проекта "Мой Петербург". (См.Приложение 2. Конспект классного часа "Мы ВМЕСТЕ: мы – петербуржцы!", 5 класс)
3. Внеклассное мероприятие "Это НАША Победа!" проводилось в рамках празднования 70-летней годовщины Великой Победы весной 2015 года для параллели 5-х классов. (См. Приложение 3. Сценарий внеклассного мероприятия "Это НАША Победа!", 5 класс)
4. Экскурсия в г. Брест была организована в мае как итоговое мероприятие цикла "Мы ВМЕСТЕ". (См. Приложение 4. Программа экскурсии в город Брест. Итоговое мероприятие цикла "Мы ВМЕСТЕ")

Предлагаемые сценарии могут быть использованы как в системе всего разработанного цикла мероприятий "Мы ВМЕСТЕ" на классных часах, так и по отдельности при организации внеклассной деятельности учащихся 5-7 классов, так как являются полноценными событиями.

Идея "пройти дорогами Победы", разделить память о войне согласно хронологическим событиям 1941-1945 годов нашла большой отклик в сердцах ребят. В 2015-2016 учебном году мы с учащимися в рамках данного проекта отправились в путешествие в Смоленск и Вязьму. Встреча с настоящими патриотами России, историками, поисковиками никого не оставила равнодушным. Посещая мемориалы Вяземского котла, памятники Смоленска, ребята признавались в том, что очень хотят быть достойными этой Победы, достойными россиянами, Людьми. В рамках данного проекта планируются экскурсии в столицу России Москву, города-герои Тулу, Новороссийск, Волгоград, а также посещение старейших городов северо-западного региона.

В перспективе – проект для реализации в 8-9 классах, связанный с организацией языкового обмена со странами изучаемого языка "Диалог культур: путешествуя - учимся". С каждым годом развивается кругозор моих учеников, меняется их мотивация, желание общаться со своими сверстниками часто является главной причиной посещения школы. Обучение в ГБОУ СОШ №72 с углублённым изучением немецкого языка даёт прекрасные возможности открыть мир зарубежной культуры и истории, а также вынести рамки общения с друзьями за пределы России. Организация языкового обмена с Германией, Австрией, Швейцарией может стать логическим продолжением воспитательных проектов класса.

Использование долгосрочных проектов в работе классного руководителя позволяет лучше организовать и спрогнозировать воспитательную работу с классом. Участие в проектах помогает учащимся почувствовать систему и смысл общих дел, и, безусловно, сплачивает как ребят друг с другом, так и со своим учителем. Мне радостно наблюдать то, что несмотря ни на что, мои учащиеся активны, открыты для общения, открыты новым знаниям, им по прежнему важно быть вместе, дружно, всем классом, они неравнодушны к чужому горю и не хотят стоять в своём развитии на месте. Вместе с ними продолжаю учиться и я, и верю – останавливаться нельзя!

Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы

  1. Дубровина И. В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Екатеринбург, 2006.
  2. Заморев С. Игровая терапия. – СПб.: 2002
  3. Креативный супермаркет www.trizland.ru
  4. Материалы для учителей www.infourok.ru
  5. Социальная сеть работников образования www.nsporal.ru
  6. Степанова О. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб.пособие. – М.: 2003
  7. Фестиваль педагогических идей www.festival.1september.ru
  8. Центр обучения креативным технологиям www.edupsy.ru
  9. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. Владос, 2003.
  10. Эльконин Д. Психология игры. – 2-е изд. – М.: 1999

 


Все материалы комплексной публикации

Шарикова Е.А. Цикл внеклассных мероприятий  "Мы ВМЕСТЕ" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие к истокам: мы помним, мы гордимся!"

Приложение 1. Тренинг-игра на сплочение "Мы – школьная семья!", 5 класс
Приложение 2. Конспект классного часа "Мы ВМЕСТЕ: мы – петербуржцы!", 5 класс
Приложение 3. Сценарий внеклассного мероприятия "Это НАША Победа!", 5 класс
Приложение 4. Программа экскурсии в город Брест. Итоговое мероприятие цикла "Мы ВМЕСТЕ"

 

Дополнительная информация