Шарикова Е.А. Школьный обмен: Как подготовить школьника к проживанию в иностранной семье

  • Печать

Шарикова Екатерина Андреевна,
учитель немецкого языка

  

Школьный обмен: Как подготовить школьника к проживанию в иностранной семье

 

В жизни каждой семьи, где есть дети, однажды наступает новый и достаточно продолжительный период - школьное обучение, и мало что может сравниться по важности с этим этапом в становлении подрастающей личности и по возможностям участия в нем  семьи ребёнка, его родителей. Именно родители выбирают образовательный маршрут для школьника, они приводят его за ручку "первый раз в первый класс", день за днём они проживают с ним все неприятности и разделяют успехи. С другой стороны, всё это время школа, коллектив учителей передаёт школьнику систему знаний, формирует ценностно-смысловые установки и воспитывает гармоничную личность через уроки и внеурочную деятельность. Особенно успешным вырастает выпускник, если школа и семья создают продуктивный тандем, целью которого становится воспитание уверенного в себе человека, обладающего высокой нравственной культурой и широким кругозором. 

Уже в первом классе нашей школы ребята начинают слышать от учителей или классных руководителей о том, чем программа углублённого изучения иностранного языка отличается от обычной, какие возможности у них будут, если начинать учить немецкий язык сразу, прилежно и с удовольствием. На родительских собраниях об этом говорится и родителям, помощь которых всегда необходима как педагогам, так и самим школьникам, особенно на начальном этапе  для становления учебной и познавательной мотивации учащихся, их чувства сопричастности к содержанию интересного и нового школьного предмета, развитию коммуникативных компетенций и формированию навыков межкультурной коммуникации на среднем и старшем этапах обучения. 

Международный школьный обмен с ровесниками - носителями немецкого языка является уникальной возможностью осознать, для чего изучается иностранный язык, не только самому учащемуся, но и его родителями, которые когда-то выбрали для своего ребёнка образовательный маршрут именно в такой школе, школе с углублённым изучением немецкого языка. Участие в школьном обмене часто становится целью и мечтой всей семьи.

В процессе обучения на всех ступенях ребята благодаря содержанию УМК, страноведческому компоненту на внеурочных занятиях, внеклассных мероприятиях по предмету знакомятся с «портретом» жителя Германии или Австрии, особенностями культурной и бытовой жизни. В ходе уроков  учитель приводит примеры, иллюстрирующие характерные особенности стран изучаемого языка, особенно подчеркивая те реальности и ситуации, которые отличаются от русского понимания или менталитета.  См. об опыте адаптации  здоровьесберегающей  деятельности учителей Германии  на уроках иностранных языков в российской школе в статье 2019 года Ольги Николаевны Фролкиной [1]

Так, например, сквозной во многих классах является тема “Schulen in Deutschland”, в ходе изучения которой в 7 классе ребята узнают о различии в сроках начала учебного года в России и Германии, разнице каникулярного времени, видах немецких школ и длительности обучения в них [2]. В 8 классе в разделе “Schulparty” учащиеся могут познакомиться с традициями организации школьных вечеринок, сравнить свои школьные праздники с немецкими [3]. В 10 классе в рамках темы “Schule und Schulleben” уже более подробно ребята изучают типы немецких школ, образовательные маршруты ровесников в Германии на старшем этапе обучения и после окончания школы, узнают о возможностях обучения в немецких ВУЗах для русских студентов [4]. Вся полученная информация является основой для понимания устройства школьного быта и жизни зарубежного ровесника, необходимым фундаментом для создания дружеских партнерских отношений во время ученического обмена.

К восьмому классу, когда у ребят появляется первая возможность стать участником  школьного обмена, они уже очень хорошо представляют себе национальные черты немцев, их гастрономические привычки, образ жизни, культурные традиции. Более того, учебное пособие Wunderkinder Plus для учащихся 8 класса построено на сюжете истории школьного обмена российского ученика Димы Лебедева из города Сочи, который приезжает в рамках программы в Мюнхен и останавливается у немецкой семьи Краузе [5]. Вместе с главным героем школьники узнают из учебника о самой программе ученического обмена и её основных преимуществах, а также о роли семьи участника для комфортного пребывания в стране изучаемого языка - семья должна быть очень гостеприимна и доброжелательна, должна заранее знать особенности менталитета своего гостя. 

sharikova-08  sharikova-07

Большую роль играет общение с участниками прошлых проектов, которые всегда рады поделиться своими впечатлениями, состоявшимися или неоправданными ожиданиями от поездки. Ребята искренне и с большим удовольствием рассказывают о своём опыте общения с семьёй партнёра по обмену. Они отмечают, что равнодушие и отстраненность гостевых родителей способствует неуверенности в себе и повышенной тревожности, в то время как участие и проявление интереса к ним  как к почетным гостям, смягчает тоску по родной семье, создаёт чувство защищенности и психологического комфорта.

sharikova-01  sharikova-04

Как сами участники школьного обмена, так и их родители отметили, насколько важна в данной программе самоорганизация и дисциплинированность ребят. Неловкие ситуации возникали, когда школьники-гости вынуждали опаздывать своих хозяев на общие мероприятия, или наоборот, очень сильно нервничали и тревожились, когда принимающие семьи нарушали установленные по времени сроки или вмешивались своими несогласованными планами в ход программы пребывания в городе партнёра. Учёт индивидуальных личных особенностей языкового партнёра позволяет лучше спланировать быт в семье. Это касается таких бытовых аспектов, как, например, организация раннего подъёма с утра при долгих сборах или своевременный ночной сон, помощь в более частой стирке и химчистке одежды, чем принято дома, постоянное наличие бутилированной питьевой воды в помещении, определённые гастрономические привычки (например, веганство или отказ от употребления свинины по религиозным убеждениям).

Особенно интересной и полезной может быть встреча родителей прошедшего и запланированного обмена –  то, как готовы к участию в этом проекте учащиеся, во многом зависит от домашней ситуации, внутрисемейной атмосферы, способности к эмпатии, толерантности, душевной щедрости и неравнодушия. Так, в сентябре в нашей школе состоялось собрание для родителей участников обмена 2019-2020 учебного года, на которое была приглашена мама участника предыдущего этапа программы, которая сообщила о своих впечатлениях и выводах на основании полученного опыта. Наталья Александровна рассказала о том, как важны для юного гостя были её внимание и забота, а партнёрские отношения ребят переросли после программы обмена в прочную и крепкую дружбу. Спустя год после поездки сына с ответным визитом в Дрезден  они посетили этот город уже всей семьёй, чему была очень рада семья немецкого школьника, которая организовала не только отдых своих гостей, но и  по своей инициативе познакомила их поближе со страной изучаемого языка.

С одной стороны, более волнительно и тревожно приходится тем участникам, которые первыми принимают иностранного партнёра в свою семью или образуют межкультурную рабочую минигруппу в рамках проекта, то есть на определённое время становятся самыми близкими людьми не только для общения, но и для решения учебных задач. С другой стороны, ответный визит в страну изучаемого языка для них не будет уже являться стрессом потому, что ребята будут понимать, кто их партнёр, какие особенности характера или поведения он имеет, его склонности или хобби. Если в первую встречу у участников возникает дружба, как правило, их семьи уже начинают своё знакомство и общение дистанционно, что так же хорошо подготавливает к поездке, более близкому знакомству с немецкоговорящим сверстником и его родителями, снижает страх и языковой барьер, мотивирует. Наглядный пример этому - семьи участников программ школьных обменов с гимназией города Гамбурга 2018-2019 уч.года, со школой г. Дрездена 2017-2018 учебного года.

Для формирования правильных установок и профилактики конфликтов школьникам и родителям следует знать основные особенности организации жизни и быта партнёра, режимные моменты, возможные привычки своего ровесника, обусловленные другой культурой. Речь идёт, например, о привычках жителей Германии сортировать любой мусор, даже домашний, или не начинать приём пищи до тех пор, пока все не сядут за стол. Безусловно, некоторую информацию можно получить при подготовке к обмену в дополнении к урокам немецкого языка в школе, при заочном знакомстве или подборе конкретного партнёра по программе с учётом интересов школьника, обозначенных в анкете. 

Но не всё можно предусмотреть заранее. Возможно, что школьнику, единственному ребенку в своей семье, будет некомфортно проживать в многодетной семье, где постоянно шумно и весело, а учащемуся, привыкшему к условиям жизни в большом частном доме для отдельной семьи, понадобится дополнительное время, чтобы освоиться в стандартной квартире своего русского друга. В данных случаях поможет доброжелательная атмосфера и терпение со стороны принимающей стороны, желание сделать визит гостя в страну изучаемого языка ярким и позитивным. 

sharikova-02  sharikova-03

Один из действенных способов познакомиться ближе, понять, а значит, и быстрее принять национально-культурное своеобразие другой страны - разделить со своим гостем какую-либо семейную или общенародную традицию, связанную, например с кухней своей родной страны. Все школьники, принимающие участие в разного рода мастер-классах по приготовлению национальных блюд в России или в Германии, вспоминают этот опыт  как одно из самых ярких впечатлений в своей поездке. Особенно колоритно это происходит с использованием традиционной атрибутики.

sharikova-05 

sharikova-06

Участие в программе международного школьного обмена может стать одним из самых запоминающихся событий школьного периода жизни ребёнка, которое он разделяет со школой и своей семьёй. 

Обмен - это не только возможность использовать в качестве средства общения изучаемый иностранный язык, но и обрести новых друзей-ровесников, понаблюдать их родителей и жизнь в семье, расширить  горизонт культурологических представлений, почувствовать веру в себя. Обретя опыт межкультурной коммуникации и взаимодействия с людьми иного уклада, ученик  проще и естественнее формирует установку на принятие другого/других в своем обычном кругу общения, на участие в продуктивной бесконфликтной коммуникации. Принимая правила “другого дома” и “другой школы”, ребенок делает шаг к взрослению и сознательному движению к согласию с окружающими,  а этот результат не менее значим, чем академическая успешность в изучении иностранных языков. 

 

Литература и источники

[1] Фролкина О.Н. Адаптация опыта здоровьесберегающей  деятельности учителей Германии  на уроках иностранных языков в российской школе //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/frolkina-olga-nikolaevna-adaptatsiya-opyta-zdorovesberegayushchej-deyatelnosti-uchitelej-germanii-na-urokakh-inostrannykh-yazykov-v-rossijskoj-shkole

[2] Гальскова Н.Д. Мозаика. Немецкий язык. VII класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением немецкого языка с приложением на электронном носителе. - М.: Просвещение, 2014.

[3] Радченко О.А. Вундеркинды Плюс. Немецкий язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением немецкого языка. - М.: Просвещение, 2019.

[4] Радченко О.А. Вундеркинды Плюс. Немецкий язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углублённый уровни. - М.: Просвещение, 2018.

[5] Радченко О.А. Вундеркинды Плюс. Немецкий язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением немецкого языка. - М.: Просвещение, 2019.

 


Ссылка для цитирования:

Шарикова Е.А.Школьный обмен: Как подготовить школьника к проживанию в иностранной семье//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга.Выпуск 8/2020. Семья и Школа: жизнь в согласии. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sharikova-e-a-shkolnyj-obmen-kak-podgotovit-shkolnika-k-prozhivaniyu-v-inostrannoj-seme