Шарикова Е.А. Лингвистический лагерь как среда развития социокультурной и языковой компетенций подростков

  • Печать

Шарикова Екатерина Андреевна,
учитель немецкого языка

Лингвистический лагерь как средство развития социокультурной и языковой компетенций подростков

В настоящее время стали возрождаться многие заброшенные ранее детские лагеря для оздоровления и отдыха учащихся, а также строиться новые загородные клубы, туристические базы, пансионаты для организации и проведения досуга ребят. Всё больше детских общественных организаций выносят свою работу за пределы учреждения, строят учебно-воспитательный процесс независимо от времени года и каникулярного времени на базе таких учреждений, создают свои учебные программы для таких выездов.

И это неслучайно: неформальные условия обучения, выход за рамки школьной систематики образования, возможность совместить общение, развитие софт-скиллов и овладение содержанием того или иного учебного предмета предоставляют учителям и воспитателям замечательные возможности. Языковая программа в детском оздоровительном лагере, так называемый “лингвистический лагерь”, также является продуктивным средством повышения мотивации обучающихся иностранному языку, развития их социокультурных компетенций, языковых и речевых навыков.

Языковые программы для смены в лагере можно разделить на два вида: на основе некой легенды и без неё. Смена, построенная на легенде, имеет определённый сюжет, главного героя/персонажа, связующего всю историю и объясняющего те или иные действия школьников в рамках существующего или созданного на основе известного аутентичного произведения сценария. Например, вести занятия по немецкому языку младшим школьникам могут учителя/вожатые в образе персонажей известной немецкой сказки Гензель и Гретель, которые с помощью детей к концу смены должны пройти квест по поиску дороги домой. А все задания для ребят, их содержание построены таким образом, что помогают им окунуться в атмосферу сказки. Или ведущими персонажами всей лингвистической смены могут быть сами известные немецкие сказочники братья Якоб и Вильгельм Гримм, а вся программа стать путешествием по миру сказок писателей, по “сказочной дороге”, маршруту, построенному по географии и мотивам этих произведений.

Лингвистический лагерь может иметь языковые смены и без основы на легенде. В таком случае интерактивные занятия иностранным языком с учащимися являются частью режима в лагере, изучаемый язык максимально используется в обиходе с воспитателями/учителями иностранного языка, любые мероприятия смены так или иначе связаны с обучением языку. Самым успешным такое обучение может быть в наращивании таких компетенций, как “Аудирование” и “Говорение”, а также в тематическом аспекте “Страноведение”. Сам формат пребывания в лагере позволяет учителю реализовывать цели иноязычного образования на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и воплощать их в личностных, метапредметных / общеучебных / универсальных и предметных результатах обучения, формируя выше названные компетенции учащихся.

В 2022-2023 учебном году группа учащихся 5 класса выезжала в ДОЛ «Голубое озеро» на смену с языковой программой. Программа не была построена на легенде, но являлась частью режима и общей воспитательной программы лагеря и предполагала максимальное «погружение детей в язык». Главной темой смены было страноведение – знакомство со странами изучаемого языка, их географией, политическим и административным устройством, историей, культурным наследием. За опору были взяты фрагменты иностранных учебников по немецкому языку для учащихся 1 образовательной ступени, такие как Wunderbar. Deutsch für Kinder 2,3. ELI-Verlag; Das Zauberbuch 2,3. ELI-Verlag; Planetino; Der grüne Max [1], [2], [3], [4]. Данные учебные пособия содержат современный аутентичный материал, подобранный с учётом возрастных особенностей и уровня владения иностранным языком учащихся.

Образовательный процесс строился от большого к малому: начиная с масштабов страны, её соседей, карты Европы, ребята переходили к изучению земель, а затем и городов Германии. Каждая комната носила имя немецкого города, культурное наследие которого показалось детям особенно интересным. В отрядном уголке, который имел вид карты Германии, ребята обозначали немецкие земли, свои города, чтобы впоследствии использовать в качестве опоры в своих рассказах.

Смена проходила по следующему плану:

1 день

- Заезд и заселение группы в лагерь.
- Постановка целей и задач программы, погружение учащихся в тематику смены.
- Мозговой штурм команд (учащиеся в каждой комнате), выбор немецкого города с аргументацией, оформление названия на входной двери, подготовка к публичному выступлению про свой выбор.
- Выбор журналистов для ведения блога на немецком и русском языках о жизни в лагере.

image1 image2 image6

Первые записи в блоге школы ВК появились уже вечером первого дня  [5], а затем публиковались ежедневно. См. Приложение 1. Юные блогеры и их репортажи с ДОЛ "Голубое озеро".

2 день

- Оформление отрядных стенгазет, составление коротких анкет на иностранном языке о себе, распорядка дня.
- Публичное выступление с представлением немецкого города.
- Мозговой штурм для выбора названия отряда, отрядной песни, репетиции.
- Работа с картой Европы, географией Германии.

image4

 

image8 image12 

3 день

- Работа с картой Германии, знакомство с землями, их географией, историческими и культурными особенностями.
- Музыкальные минутки, зарядка под песни на немецком языке.
- Рассказ о друге на основе заполненных анкет.
- Репетиции творческих выступлений.

4 день

- Круглый стол, посвященный культурным традициям немецкоязычных стран.
- Загадки о немецких изобретателях и изобретениях.
- Репетиции творческих номеров, представление стран, диалог про стереотипы.

image11 image13

5 день

- Мозговой штурм и подготовка к заключительному мероприятию смены.

-Оформление необходимых материалов и подготовка реквизита для публичного представления страны.
- Репетиции творческих номеров на немецком языке.

image14 image3

6 день

- Репетиции творческих выступлений;
- Тематические мастер-классы по изобразительному искусству;
- Беседа о гастрономических особенностях немецкоязычных стран;
- Фонетический мастер-класс по немецкому языку.

image9 image5

Видеозапись фрагмента репетиции https://youtu.be/_Lzm0dav4cY [6].
 
7 день

- Организация и проведение итогового праздника смены на русском и немецком языках, посвящённого дружбе всех народов на земле для всех отрядов заезда;
- Праздничное чаепитие;
- Подведение итогов и рефлексия по работе лингвистической смены в ДОЛ.

image15 image7

На итоговом мероприятии по жребию ребята представляли всей аудитории лагеря разные страны и их вклад в развитие всего современного мира, но представление Германии постарались сделать на немецком языке. Даже отрядной песней, о том, что люди всего мира должны дружить несмотря на то, что все разные, стала аутентичная немецкая песенка «Ob groß oder klein, dick oder schlank» (см. Приложение 2.)

Название отряда «Вeste Freunde 2.0» полностью оправдало себя: по окончании смены все ребята вернулись домой, прожив настоящую маленькую общую жизнь друг с другом, настоящими друзьями. Их отношение к немецкому языку, безусловно, было разным – от любимого предмета до ненужной обузы. Но опыт лингвистического лагеря на осенних каникулах показал, что иностранный язык тоже может служить прекрасным инструментом для достижения различных воспитательных задач – сплочения коллектива, коммуникативных компетенций, умения дружить, развития личностных качеств и творческих способностей детей. Главным наблюдением стало то, что изменилось отношение учащихся к немецкому языку, появилось больше интереса к страноведению, языковой барьер при говорении и публичном выступлении стал меньше, были дополнительно диагностированы трудности и наметились положительные тенденции в дальнейшем изучении иностранного языка.


Литература и источники

[1] Wunderbar. Deutsch für Kinder 2,3. ELI-Verlag. M. A. Apicella, D. Guillemant, S. Brusati, K. Salvador. 2020
[2] Das Zauberbuch 2,3. ELI-Verlag. M. Bertarini, A. Hallier, P. Iotti, S. Peri Steubing. 2015
[3] Planetino 2,3. Hueber Verlag. Kopp, Alberti, Buttner. 2021
[4] Der grüne Max. Klett Verlag. Endt Ernst, Krulak-Kempisty Elzbieta, Reitzig Lidia. 2023
[5] Юные блогеры и их репортаж из ДОЛ "Голубое озеро" / Паблик ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербург // vk.com. [Электронный ресурс]. Дата обращения 30.03.2023. URL: https://vk.com/wall-1036048_3195
[6] Фрагмент репетиции итогового выступления. [Электронный ресурс]. Дата обращения 30.03.2023. URL: https://youtu.be/_Lzm0dav4cY

 


 

Приложение 1. Юные блогеры и их репортажи с ДОЛ "Голубое озеро"


Der 1. Tag

27 Schüler unserer Schule kamen ins Ferienlager „Der Blaue See“ am 29. Oktober an. Unsere Mannschaft besteht aus 16 Jungen und 27 Mädchen. Wir wohnen im Gebäude №4.
Die Kinder haben gute Betreuer: das sind die Deutschlehrerin Ekaterina Andreewna und die Biologielehrerin Natalia Wjatscheslawowna. Außerdem helfen uns 8 Neun- und Zehnklässler, die Volontäre der Schule sind.
Wir sind freundlich, lustig und humorvoll. Am Mittag haben wir leckeres Mittagessen gegessen. Die Schüler haben ihre Zimmer wie deutsche Städte genannt: Bremen, Stuttgart, Bebra, Frankfurt am Main, München, Berlin, Köln, Dresden und Hamburg.
Viele Kinder haben heute neue Freunde kennengelernt. Alle warten auf unvergessliche Erlebnisse.
Unsere Journalisten - Filitschewa Nadja und Wischar Wika.


День первый

Утром мы сели в автобус и поехали от школы в лагерь «Голубое озеро». Когда мы приехали, нас расселили по комнатам. Дальше мы ходили в столовую – у нас был обед. Мы ели: борщ, макароны с котлетой и чай. После того как мы покушали, у нас было свободное время. Мы поспали и поиграли, сходили на полдник. Нам дали булочку и банан. Потом у нас было собрание. Там мы обсуждали, чем мы будем заниматься на смене. После ужина мы назвали наши комнаты в честь немецких городов: Бремен, Штутгарт, Бебра, Франкфурт на Майне, Мюнхен, Берлин, Кёльн, Дрезден и Гамбург. Ещё мы праздновали день рождения Лизы. Сходили на дискотеку, а перед отбоем была «свечка». Потом мы пошли спать. День прошёл отлично. Наши журналисты – Силкин Макар, Мигулина Милана, Мунтиева Полина.

Юные блогеры и их репортаж с ДОЛ "Голубое озеро".
Der 1. Tag - https://vk.com/wall-1036048_3195



Der 2. Tag

Wir sind um 8 erwacht und haben Morgengymnastik gemacht. Nach dem Frühstück sind wir spazieren gegangen, um die Natur des Ferienlagers zu genießen. Danach haben die Schüler ihre Plakate gemalt und über deutsche Städte einander erzählt. Um 20.00 gab es ein Konzert. Unsere Mannschaft "Beste Freunde 2.0" hat auf der Bühne getanzt und ein kleines Theaterstück vorgespielt. Wir hatten Erfolg. Vor dem Schlafengehen haben die Kinder einen neuen Betreuer kennengelernt. Er heißt Maksim Aleksejewitsch.

Der Bericht von Filitschewa Nadja

День второй

Мы проснулись в 8 утра, почистили зубы, умылись и пошли на музыкальную зарядку. Когда закончился завтрак, у ребят состоялась обзорная прогулка по лагерю, мы смотрели, где что находится и любовались окружающей природой. После этого мы репетировали выступление и представляли друг другу немецкие города на кружке немецкого языка, который вела Шарикова Екатерина Андреевна. Затем ребята репетировали флешмоб, потому что мы скоро уже должны были выступать на концерте. Наш номер - визитка отряда - всем очень понравился. Когда вернулись в наш корпус - познакомились с вожатым Максимом Алексеевичем. С ним провели "свечку" и пошли спать.
Репортаж Мигулиной Миланы и Силкина Макара.

Юные блогеры и их репортаж с ДОЛ "Голубое озеро".
Der 2. Tag - https://vk.com/wall-1036048_3205



Der 3. Tag


Nachdem wir um 8 Uhr erwacht waren und gefrühstückt hatten, ging eine Gruppe zur Deutscharbeitsgemeinschaft und eine andere Gruppe hat im Gebäude mit Maksim gespielt. Danach hatten die Kinder ein Stationenspiel draußen – das war eine Quest mit vielen Aufgaben. Die Ergebnisse des Spieles wissen wir noch nicht und erfahren sie erst heute. Danach haben alle im Freien gespielt und sehr lustig Freizeit verbracht. Ich habe die Fläche des Stadions mit meinen Schritten gemessen – das sind 200 Schritte! Nach dem Abendessen hatten wir ein Brettspielfestival. Der ganze Tag hat uns viel Spaß gemacht.
Der Bericht von Filitschewa Nadja

День третий

Утром, когда мы проснулись, все пошли на стадион делать зарядку. После того как мы поели, у нас было собрание, на котором нам рассказывали, что такое игра по станциям. Затем у групп «Бремен», «Франкфурт на Майне», «Дрезден» было занятие по немецкому языку. На игре по станциям мы собрали очень много баллов!

Во время тихого часа сегодня все играли, ходили по комнатам со словами «сладость или гадость», так как в этот день многие празднуют праздник Хэллоуин. После этого состоялось занятие по немецкому языку для второй группы, а остальные играли в холле в интересные игры. На совместной прогулке, которая состоялась на спортивной площадке, ребята играли в «вышибалы» с Екатериной Андреевной и Ваней, с Яном в футбол. Максим Алексеевич предложил поиграть в «мушкетёров».

Перед ужином началась игра «Тайный Санта», а также мы спланировали фестиваль настольных игр на вечер. После еды у нас состоялся этот фестиваль: было 2 «Монополии», «Уно», «Имаджинариум», «Добль», шахматы.

Вечерняя «свечка» прошла по командам. Мы говорили о своих впечатлениях за день, что мы хотели бы изменить в лагере. На втором кругу мы благодарили друг друга за что-то хорошее. Пожелав всем спокойной ночи, ребята пошли готовиться ко сну.

Репортаж Цветкова Александра, Мигулиной Миланы, Мунтиевой Полины, Силкина Макара.

Юные блогеры и их репортаж с ДОЛ "Голубое озеро".
Der 3. Tag - https://vk.com/wall-1036048_3208



Der 4. Tag

Heute hatten wir einen Fotowettbewerb: die Kinder sollten zu bestimmten Themen Fotos machen. Alle haben sich in 7 Gruppen verteilt und sind durch das ganze Lager gelaufen, um zu fotografieren. Danach haben wir zu Mittag gegessen, unsere Handys bekommen und ein Mittagsschläfchen gehabt. Die zweite Gruppe hatte dann ihre Deutsch-AG. In der Deutsch-AG haben alle Schüler ein Lied über Freundschaft gesungen. Nach der Zwischenmahlzeit sind wir spazieren gegangen, einige haben im Freien gespielt, die Anderen – Sport gemacht. Ich habe noch einmal meine Schritte gezählt: die Fläche des Stadions ist viel größer – 354 Schritte! Am Abend haben die Kinder einen Film gesehen, Brettspiele gespielt und faulenzt. Um 22.30 sind wir ins Bett gegangen.

Der Bericht von Filitschewa Nadja

День четвёртый

Сегодня после подъёма была музыкальная зарядка, на которой мы станцевали несколько флешмобов. После этого на утреннем собрании нам рассказали о событиях дня, одна часть группы пошла на немецкий язык, а другая – на кружки «Яркий мир» и «Лепка». Затем начался фотокросс, где ребята должны были сделать фотографии на различные темы – на улице или в помещении. После обеда нам рассказали о том, чем бы будем заниматься до конца дня, и ребята отправились отдыхать. Когда закончился полдник, мы играли на свежем воздухе, а потом, по желанию, смотрели фильм или учились танцевать. После ужина дети никуда не уходили, потому что ждали результатов фотокросса. В 20.00 мы зашли в зал и сели на отведенные для нас ряды, дожидаясь итогов. Ребята заняли 7 первых мест из 10 возможных! После этого мы вернулись в корпус, поели «сонник» и пошли на «свечку». Там мы по-новому вытянули имя для новой игры в «Тайного Санту», а также поблагодарили одного человека из нашего отряда.

Репортаж вели Цветков Саша, Мигулина Милана, Мунтиева Полина.

Юные блогеры и их репортаж с ДОЛ "Голубое озеро".
Der 4. Tag - https://vk.com/wall-1036048_3220

 


Пятый день

Мы проснулись под музыку на немецком языке. После завтрака у нас было собрание, на котором мы обсудили распорядок текущего дня. Первая группа отправилась на занятие по немецкому языку, а другая часть ребят играли с вожатым Максимом Алексеевичем. После этого состоялся товарищеский матч по футболу с участниками другого отряда, победили противники. Потом был тихий час, по окончанию которого мы все вместе репетировали песню на немецком языке для праздничного выступления на сцене. Вечером состоялась игра «Самый, самый». День закончился посещением дискотеки и орлятским кругом.
Репортаж Силкина Макара

Юные блогеры и их репортаж с ДОЛ "Голубое озеро".
Der 5. Tag - https://vk.com/wall-1036048_3227


 

Фоторепортажи

День 1. Реализация профессиональных проб учащихся. Фоторепортаж https://vk.com/wall-1036048_3192
День 2. ДОЛ "Голубое озеро". Реализация профессиональных проб учащихся. Фоторепортаж https://vk.com/wall-1036048_3201
День 3. ДОЛ "Голубое озеро". Реализация профессиональных проб учащихся. Фоторепортаж https://vk.com/wall-1036048_3204
День 4. ДОЛ "Голубое озеро". Реализация профессиональных проб учащихся. Фоторепортаж https://vk.com/wall-1036048_3211
День 5. ДОЛ "Голубое озеро". Реализация профессиональных проб учащихся. Фоторепортаж https://vk.com/wall-1036048_3221
День 6. ДОЛ "Голубое озеро". Реализация профессиональных проб учащихся. Фоторепортаж https://vk.com/wall-10_3223 36048
День 7. ДОЛ "Голубое озеро". Реализация профессиональных проб учащихся. Фоторепортаж https://vk.com/wall-1036048_3233


Ссылка для цитирования:

Шарикова Е.А.  Лингвистический лагерь как среда развития социокультурной и языковой компетенций подростков // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 11/2023. Учим иностранным языкам, наставляем, развиваем, воспитываем: лучшие практики школы [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.05.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sharikova-e-a-lingvisticheskij-lager-kak-sreda-razvitiya-sotsiokulturnoj-i-yazykovoj-kompetentsij-podrostkov