Семья и Школа: практики эффективного взаимодействия. Мастер-классы

  • Печать

«Семья и Школа: практики  эффективного взаимодействия»

Мастер-классы

Авторский коллектив под руководством
Малофеевой Елены Леонидовны, 
заместителя директора по УВР

 

Актуальность

Темп жизни в современном обществе очень высокий. Сейчас происходит втягивание все большего количества людей в среду использования информационных технологий и ресурсов. В силу определенных жизненных обстоятельств, нехватки времени, большой занятости наблюдается замещение живого общения в пользу опосредованного/дистанционного общения. Живое общение минимизируется в современном обществе. В то время как общение является важнейшей человеческой потребностью, условием развития и фактором формирования личности. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

В школе обучаются дети, которые воспитываются в разных семьях и представления о воспитании детей в каждой семье свое. Семья и Школа вместе осуществляют функцию воспитания подрастающего поколения. Воспитание – это всегда диалог! Поэтому так важно выстраивать конструктивный диалог между Семьей и Школой как двумя социальными институтами. Оба института одинаково важны и работают в одном направлении. Это важно для того, чтобы не возникали ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье - другое. Из-за несовпадения понимания, трактовки одних и тех же понятий и принципов могут возникать конфликты между семьей и школой.

Мастер-класс адресован: родителям учащихся 1-11-х классов.

Цель мастер-класса: способствовать формированию навыков позитивного общения между родителями и педагогами, умения понимать себя и других.

Задачи:

  • Содействие формированию представлений родителей о значимости единых принципов и подходов в воспитании подрастающего поколения.
  • Развитие навыков коммуникативного взаимодействия, расширение представлений об общении с ребенком.
  • Создание благоприятных условий для получения положительных эмоций, желания к сотрудничеству и взаимодействию.
  • Рефлексия опыта участниками мастер-класса.

Структура и содержание мастер-класса:

I этап. Организационно-мотивационный: знакомство с участниками мастер-класса, выполнение упражнения на знакомство.

- Так как мы все родители, а когда-то мы были детьми. Поэтому ребенок в нас живет всегда, а взрослыми мы становимся постепенно. Сегодня мы попробуем вернуться к нашему состоянию ребенка и немножко поиграем. А сейчас давайте познакомимся поближе, потому что зрительно мы кого-то знаем, а с кем-то не знакомы пока. Поэтому напишите на бейдже свое имя, т.е. как бы вы хотели, чтобы вас сегодня называли.

Сначала я предлагаю познакомиться: игра «Знакомство-комплимент». Давайте образуем круг. (Образуем круг). 

Знакомиться будем так: кто-то из Вас называет свое имя, а сосед слева называет ваше имя и на первую букву Вашего имени прилагательное, которое, по его мнению, Вам подходит. После называет свое имя, и следующий участник произносит имя соседа и прилагательное на первую букву.

- О чем Вы задумывались, когда придумывали прилагательное на первую букву имени незнакомого Вам человека?

Вывод: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - необходимо для продуктивного общения.

Вторая игра «Волшебное озеро».

У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.) 

- Ответил вам этот человек на вашу улыбку? 

Вывод:Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Поэтому мы должны быть уважительными и внимательными друг к другу.

II этап: Практический. Выполнение практических заданий.

Игра «Где живут мои чувства?» 

Все наши чувства живут внутри нас. В нас живут разные чувства: Радость, Грусть, Интерес, Страх, Злость, Любовь и т.д.  Каждое чувство живет в своем доме. Перед вами силуэт человеческой фигуры. Мы попробуем сейчас определить, в каком именно месте живут ваши чувства. (Участники игры работают с силуэтами).

- Представьте себе, что вы сейчас очень злитесь на кого-нибудь или что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Почувствуйте, где находится ваша злость в вашем теле? Как вы ее ощущаете? Может, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулачки? Закрасьте цветным карандашом место, где вы почувствовали злость. Цвет выберите тот, который вам, кажется, лучше всего подходит для этого чувства.

- Представьте, что вы чего-то испугались. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх?

- А сейчас вспомните, от чего вы грустите? Где находится ваша грусть? Возьмите синий карандаш и закрасьте это место.

- Представьте, что вы сейчас чему-то сильно радуетесь, вам легко, весело. Где живет ваша радость? Закрасьте это место желтым карандашом.

- Вспомните тех, кого вы любите? Что вы чувствуете при этом? Где вы почувствовали любовь, в каком месте она у вас живет. Возьмите зеленый карандаш и закрасьте это место.

Вывод: Все фигурки разные. Почему? Мы все очень разные люди и чувствуем, тоже по-разному, проявляем свои чувства и эмоции мы тоже по-разному. Очень важно, чтобы в момент общения мы контролировали свои эмоции, проявляли их в социально приемлемой форме. Если мы понимаем, что негативные эмоции и чувства нас переполняют и мы не сможем спокойно рассказать, объяснить ситуацию, лучше взять паузы для обдумывания, осознания ситуации. Как правило, практически все ситуации разрешимы конструктивным путем.

Вариант 1

Педагог предлагает нарисовать человека (рисование песком на световых столах).

- Кто это? Как вы догадались, что это именно этот человек? Что его отличает от всех остальных? Покажите это в своем рисунке.

Чтобы ему было не одиноко, нарисуйте еще одного человека. Кто это будет, решать Вам.

- Ему комфортно с этим человеком? Нравится общаться?

Вариант 2

Педагог предлагает слепить из глины / пластилина гнев.

Злость, гнев, любые другие негативные эмоции являются препятствием и барьером в выстраивании конструктивного диалога. Очень важно научиться не только проявлять свои чувства и эмоции, но и управлять ими.

Преобразование объекта в позитивное направление.

Вариант 3

Педагог предлагает разделиться на три подгруппы.

Каждая подгруппа строит в юнгианская песочнице (или с помощью кинетического песка) ШКОЛУ по заданию (1- школу, в которой учились родители, 2- школу, в которой сейчас учатся их дети, 3 – идеальную школу).

По итогам работы каждая группа презентует свой проект школы.

Вариант 4

Педагог предлагает разделиться на 2 группы и на листах ватмана создать коллаж на темы «Класс, в котором я учился», «Класс, в котором учится мой ребенок».

Презентация проектов.

Вариант 5

Игра / Упражнение на коммуникацию (решение проблемной ситуации, связанная с общением)

Я-сообщение. Ты-сообщение

Нужно попробовать выплеснуть свои отрицательные эмоции, не обидев другого человека. Это можно сделать, если правильно построить свое замечание по этому поводу.

Когда вы говорите о своих чувствах нужно говорить от первого лица и сообщить о себе, о своем поведении, а не о другом человеке и о его поведении.

Когда я обращаюсь к человеку и в моей речи звучат местоимения Я, МНЕ – это Я-СООБЩЕНИЕ. Если мы употребляем ТЫ, ТЕБЕ, это ТЫ-СООБЩЕНИЕ

Пример 1. Вы возвращаетесь с работы уставшая. Ваш сын подбегает к вас – рубашка грязная, вылезла из штанишек, пуговица оторвана. Вы огорчены и расстроены . А сын подбежал к вам довольный, что встретил вас.

Пример 2. Ребенок – подросток включил громко музыку. Вы устали. Она естественно вам мешает.

… + примеры общения родителя и учителя / родителей между собой

Как не нужно говорить: Опять ты грязный! Что у тебя за вид? И что ты так громко включил музыку?

Как нужно сказать: Я не люблю, когда дети ходят неопрятные, мне стыдно за тебя. Меня очень утомляет громкая музыка.

На первый взгляд, казалось бы, разницы нет, но разница большая. Когда мы говорим, используя Я-СООБЩЕНИЕ, мы человека не обижаем, не оскорбляем его чувства. А если мы используем ТЫ-СООБЩЕНИЕ, то у собеседника идет защитная реакция, он может нам просто нагрубить.

Вывод:

Человек имеет право проявлять любые эмоции и чувства. Подавлять эмоции не правильно. Важно научиться правильно выражать. Если человек часто проявляет негативные эмоции, то ему необходимо научиться регулировать их, контролировать. Когда вы говорите о своих чувствах нужно говорить от первого лица и сообщить о себе, о своем поведении, а не о другом человеке и о его поведении.

Человеку необходимо общение с родными, близкими, друзьями, приятелями. Человек не может существовать в этом мире один. Ребенка необходимо научить выстраивать коммуникацию со сверстниками, со значимыми взрослыми, с незнакомыми людьми. Особое внимание надо обратить на тех деток, которые испытывают трудности в этом процессе. Как правило, это дети, которые имеют поведенческие проблемы, различные речевые проблемы, проблемы, связанные с социализацией. Такому ребенку нужна помощь и поддержка родителей, педагогов, других специалистов. Решение любой проблемы, сложности всегда проходит только через взаимодействие семьи и школы. Если же кто-то из сторон не видит проблемы, отрицает ее наличие, ищет оправдание проблемы, то такой путь не является конструктивным и, как правило, не приводит к решению ситуации. Любое изменение в поведении или проявлении эмоционально-волевой сфере – это кропотливый совместный труд.

III этап. Рефлексия. Отражение чувств, эмоций участников мастер-класса, дискуссия по результатам совместной деятельности, заключительное слово, выводы.

Заполнение анкет по итогам мероприятия.

Чтение китайской притчи «Ладная семья».

Жила была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье, и стало быть на селе.

Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась. Кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка.

Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго. Видно не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке.

Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова было начертано на бумаге: Любовь, Прощение, Терпение. И в конце листа: сто раз Любовь, сто раз Прощение, сто раз Терпение.

Прочел владыка, почесал как водится за ухом, и спросил: и все?

Да – ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

- И подумав, добавил: и мира тоже.

Вывод: Учителя, дети, родители – мы все одна большая семья. Очень важно, чтобы мы в нашем общем доме научились жить в ладу друг с другом!


 

Авторы

Ульяновская Светлана Николаевна, педагог-психолог
Пархомчук Елена Николаевна, педагог-организатор
Фролкина Ольга Николаевна, учитель немецкого языка
Попугаева Любовь Николаевна, учитель начальных классов
Иванова Елена Викторовна, учитель начальных классов
Гусейнова Зарема Ахмедхановна, учитель начальных классов
Малофеева Елена Леонидовна, заместитель директора по УВР

 

konf-02

konf-03

konf-04

konf-05

konf-06

konf-07

konf-08

 

 


Ваши отзывы, пожелания, критику Вы можете оставить здесь,  в комментариях к этому материалу (требуется регистрация на портале).