Исакова Марина Тельмановна, учитель немецкого и английского языка ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Медиация в деятельности классного руководителя

Исакова Марина Тельмановна,
учитель немецкого и английского языка 
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга.

Медиация в деятельности классного руководителя

2019-01-25-17В современной системе школьного образования классным руководителем является педагог, в должностные обязанности которого входит не только организация учебно-воспитательной работы, но и создание комфортных морально-психологических условий индивидуально для каждого учащегося и благоприятной микросреды для всего класса в целом.

Конфликт в школе явление естественное и задача классного руководителя свести негативные последствия конфликтов к минимуму, а в идеале вынести пользу для дальнейшего развития учащихся как личностей, то есть разрешить ситуацию конструктивным способом. Здесь на помощь классному руководителю приходят медиативные технологии.

Классный руководитель, в процессе воспитания своих подопечных, часто выбирает тактику выражения неодобрения, то есть считает наиболее эффективным способом стимуляции критику. Учащиеся в процессе общения со сверстниками также чаще ругают друг друга нежели хвалят. На практике нам удалось выявить тот факт, что медиативные техники развивают участников конфликта в психологическом плане и способствует процессу становления личности. За основу был принят эксперимент, основанный на упражнении «Бумажный человечек» [1] (автор – психолог Татьяна Ошмянская), который был порекомендован школьным педагогом-психологом Ульяновской С.Н. [2]

Данное упражнение демонстрирует к чему приводит критика и самокритика.

Результатом выполнения данного упражнения является осознание того факта, что одобрять, поддерживать и хвалить сложнее, чем ругать и критиковать. И как следствие мы критикуем себя и других, потому что нам так привычнее и проще. Перейдем к самому упражнению. Участники эксперимента получают чистый лист бумаги формата А4. Ведущий эксперимента просит без помощи подручных средств оборвать лист бумаги так, чтобы получилась фигура человека.

2019-01-25-15

Далее следует сконцентрироваться на изъянах получившегося человечка и начать его «ругать»: «Какие кривые ноги!», «Страшный-то какой!» и т.п...

После каждого выражения неодобрения следует заворачивать край бумаги, начиная с головы «человечка» при этом нужно "заутюживать" каждый сгиб ногтем.

2019-01-25-16

После того как будут выражены все ругательства, следует оценить, до какого состояния был скручен «человечек». Теперь нужно представить на какие действия способен человек в таком скрученном состоянии. Чаще всего дети отвечают, что в таком состоянии человек ни на что не способен.

На этом эксперимент не заканчивается. Нужно начать хвалить «человечка», выразить ему слова поддержки, при этом с каждой фразой следует разворачивать «человечка» обратно.

2019-01-25-17

Далее нужно проанализировать свои ощущения и ответить на следующие вопросы:

- Что легче: хвалить или ругать?

- Получилось ли полностью развернуть «человечка» или же слов поддержки оказалось недостаточно?

- Какого «человечка» мы получили в результате всех манипуляций?

- Что теперь может «человечек»?

Учащиеся чаще всего давали следующие ответы:

-        Хороших слов оказалось недостаточно, я слишком много его ругал…

-        Ругать и находить недостатки было намного легче…

-        Я испортил «человечка» своими словами…

-        Обратно все исправить очень сложно…

В результате эксперимента учащиеся сами сделали вывод, пропустив ситуацию через себя. Упражнение помогло ребятам проанализировать свое поведение и свои поступки. Возможно, в силу возраста, они не смогли осознать всю суть данного упражнения, но именно благодаря такому нестандартному способу у учащихся получилось взглянуть на себя по-другому.


 

[1] Ошмянская Татьяна. Публикации. Url: http://www.b17.ru/oshmyanskaya/#article  

[2] Ульяновская С.Н. Портфолио. Url: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/2015-06-23-15-48-08

 


 

Эпизоды мастер-класса

2019-01-25-77

2019-01-25-78

 

2019-01-25-80

2019-01-25-82

 

Гусейнова Зарема Ахмедхановна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Медиация в практике учителя начальной школы: работа с негативными эмоциями и сопротивлением

Гусейнова Зарема Ахмедхановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга.

Медиация в практике учителя начальной школы: работа с негативными эмоциями и сопротивлением

Сценарий урока «Медиация в практике учителя начальной школы» 

                                                                           

2019-01-24-041. Приветствие

2. Вводное слово учителя о том,

А. как обучились в международном проекте, закончили курсы повышения квалификации «Медиация в работе классного руководителя» (посмотрите свой сертификат),

Б. что такое кинетический песок.

3. Кинетический песок одно из лучших средство для успокоения психики детей, снятия психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя и улучшения взаимоотношений с родителями и сверстниками

4. «Техника работы с сопротивлением или отказом» как особая форма обратной связи. Под «сопротивлением» понимаются различные по характеру действия, направленные на задержку в решении проблемы или отказ от ее решения. О сопротвлении говорится когда, останавливается поиск взаимоприемлемого решения, снижается динамика переговоров, обсуждение приемлемого решения заходит в тупик. Например: разговор с родителем о том, что ребенок постоянно опаздывает на первый урок. Просьба скорректировать опаздание и ответ родителя.. «а мы не опаздываем… иногда бывает…я ее вовремя к школе привожу и т.д.»  

5. Возможные причины сопротивления:

А. Сопротивление родителя адресованное учителю – « я не подчинюсь», возможно у родителя есть какой-то свой образ учителя и реальный человек-учитель не соответствует этому образу,

Б. Родитель не верит, в возможность «собрать ребенка вовремя», это, кстати актуально для современных родителей, которые не могут добиться от ребенка соблюдения правил и сами не умеют соблюдать правила ( например – не опаздывать), надеются на «взмах волшебной палочки»,

В. Неприятие проблемы – родитель считает, что школа это услуга, которая гарантирована государством и должна быть ему предоставлена, не беря во внимание, что опоздания ребенка ухудшают условия получения знаний для других детей в классе…,

Г. Коммуникативные трудности и барьеры – коммуникативная некомпетентность – проявляется как перебивание, мелкие придирки, сарказме , отговорках, вместо аргументации своей точки зрения.

6. Что можно сделать? Поиграть вместе с мамой, или попросить маму поиграть с ребенком в вашем присутствии. Например, если причина в «несобранности ребенка», можно попросить ребенка побыть мамой, которая его торопит утром, а маму – ребенком. Или поиграть с ребенком в песок, попросив его построить там класс, посадить «учеников», а потом проиграть вариант – идет урок, а некая игрушка опаздывает… и в игре его обучить, как надо заходить в класс при опоздании, чтобы не срывать урок. Игра подбирается под проблему.

7. Игры и упражнения с кинетическим песком на снятие эмоционального напряжения, релаксацию:

Упражнение «Песочный дождик». Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер. Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Для участников мастер–класса инструкция: разбиться на пары и сыпать песок поочереди на ладони друг друга (1 минута). Запомнить свои ощущения и состояние.

Упражнение «Необыкновенные следы». Цель: развитие тактильной чувствительности. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»). Это упражнение можно провести с двумя «врагами» (часто дерущимися друг с другом), с целью снижения агрессивности, санации эмоций после конфликта.

Для участников мастер–класса инструкция: «зайцы» играют в пятнашки, «мишки» танцуют (включить музыку), «жучки» здороваются.  Время 3 минуты.

Упражнение «Готовим еду». Кинетический песок - идеально подходит для ролевых игр в кухню. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам, «разливать» по чашкам, нарезать игрушечным ножичком тортики, созданные за пару минут из кинетического песка, кормить гостей.

Для участников мастер–класса инструкция: сделать торт для дня рождения (работа в команде) и сфотографировать торт на смартфон (2 минуты).

Упражнение «Забавные рожицы». Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать лица, мордочки животных.

Для участников мастер–класса инструкция: выполните портрет учителя ЗОЖ… обсудите результаты… какие качества вы отразили в портрете?

8. Рефлексия


 2019-01-24-05

Дополнительные игры

Игра «Учимся считать». Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету. Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза. Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. Постепенно увеличиваем количество кучек. 

Игра  «Карта сокровищ». Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения. Для игры понадобится песочница с кинетическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка. Сначала учитель совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту. Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослый их ищет. 

Игра  «Отгадай загадку». Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления. Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и маленькие игрушечки. Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.

Игра  «Веселая ферма». Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти. Для игры вам понадобится песочница с кинетическим песком и маленькие игрушечки. Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.

Игра «Необыкновенные следы». Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

Игра «Найди отличие». Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.


 

Эпизоды мастер-класса

2019-01-25-91

2019-01-25-92

2019-01-25-93

2019-01-25-94

2019-01-25-95

2019-01-25-96

2019-01-25-97

 

2019-01-25-99

2019-01-25-100

2019-01-25-101

2019-01-25-102

2019-01-25-103

2019-01-25-105

Романова Ксения Алексеевна, социальный педагог ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Технологии медиации в работе с родителями: профилактика девиантного поведения подростков

Романова Ксения Алексеевна,
социальный педагог ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Технологии медиации в работе с родителями: профилактика девиантного поведения подростков

2019-01-30-51Рост числа различных девиаций среди несовершеннолетних свидетельствует о необходимости изменении подходов в работе не только с детьми, но и с их родителями.

Причины роста – недостаточность позитивного взаимодействия подростка с семьей (родителями или иными законными представителями) и своим ближайшим окружением.

Применение медиативных техник в работе с родителями позволило определить круг основных проблем, которые являются следствием поведенческих девиаций среди подростков:

- из-за преобладающего авторитарного стиля воспитания, используемого родителями и нежелания родителей принять и понять своего ребенка;

- из-за негативного эмоционального настроя родителей, когда родители свои отрицательные эмоции, полученные на работе, в других сферах (материальные, бытовые проблемы), перекладывают на своих детей;

- из-за проблем в школе, в которых родители занимают роль стороннего наблюдателя (начиная с начальной школы), что в итоге приводит к нежеланию подростка учиться;


- из-за недостатка внимания со стороны родителей («Она все время только разговаривает по телефону и орет на меня!»);

- перекладывание «родительских» обязанностей на бабушек и дедушек, что создает условия комфортности и для родителей, и для детей, и для бабушек, дедушек до тех пор, пока ребенок не становится подростком, в подростковом возрасте ребенок не принимает такую позицию родителя, и начинает выражать протесты и в отношении родителей, и в отношении бабушек, дедушек.

Несмотря на то, что данные проблемные ситуации протекают за пределами стен школы, их последствия могут оказывать воздействие на отношения в образовательном процессе и провоцировать новые конфликты: срывы или пропуски уроков, грубость учителям, вовлечение в неблагополучную компанию, уходы из дома, употребление психоактивных веществ. В таких случаях даже компетентный и владеющий коммуникативными навыками педагог, склонный к рефлексии, оказывается  в затруднительном положении, так как с его стороны объективных причин для такого поведения учащегося нет.

Вызов родителей в школу для разговора о неподобающем поведении подростка может только усугубить положение и спровоцировать эскалацию конфликта. В такой ситуации рационально применение медиативных технологий. Родители приобретают навыки эффективного общения, а дети стараются лучше понимать своих родителей.

Пример №1: подросток, 15 лет, дисгармоничные отношения в семье, завышенные требования, как следствие побеги из дома и бродяжничество.

Пример №2: группа подростков 12-ти лет, покупали вейпы и курили их.

Пример №3: подросток, 13 лет, манипулировал своими родителями, подстроил самовольный уход из дома с целью добиться желаемого.

В работе с родителями используются различные медиативные техники с целью профилактики девиантного поведения несовершеннолетних:

  • «Коучинг» - чаще проходит индивидуально в форме консультирования и потому идеально подходит к подготовительной стадии медиации;
  • «Петля понимания» - уточнение правильности понимания того, что сказал собеседник через использование фраз: «Если я Вас понимаю, то…», «Правильно ли я Вас понимаю, имеется в виду…». Раскрывая детально то, что Вам сказали, используйте слова-синонимы;
  • «Активное слушание» - способ ведения беседы, при котором слушающий показывает, что он слышит, понимая чувства собеседника;
  • «Я - сообщение» - проговаривание своих эмоций и чувств, которые Вы испытываете в связи с конкретным поступком человека или событием с использованием местоимений «Я», «Мне», «Меня»;
  • Анкетирования и опросы;
  • Семейная конференция – активизации ресурсов семьи и ближайшего социального окружения. Методы: портфолио семейного успеха, контрольные для родителей, семейные проекты.

Таким образом, применение медиативных техник в работе с родителями направлены на достижение консенсуса в решении проблем, связанных с внутрисемейными и межличностными конфликтами, влияющими на отклонения от общепринятых норм поведения подростков, что является неотъемлемым фактором здоровьесозидания, формирования здорового образа жизни и психологического благополучия как родителей, так и подростков.

Орлов Антон Александрович, Скворцова Маргарита Олеговна, специалисты Службы медиации СПб ГБУ "ГЦСП "КОНТАКТ" Профилактика нездорового образа жизни подростков: применение процедуры медиации с участием несовершеннолетних

Орлов Антон Александрович,
Скворцова Маргарита Олеговна,
специалисты Службы медиации СПб ГБУ "ГЦСП "КОНТАКТ"

Профилактика нездорового образа жизни подростков: применение процедуры медиации с участием несовершеннолетних

kontaktСоциальное, психическое и соматическое здоровье не могут существовать одно без другого. Сбалансированное сочетание этих составляющих является залогом здоровой личности.

Направленность на здоровьесозидание и здоровый образ жизни в целом становится одной из актуальных тенденций в жизни современной молодежи.

Конфликтные ситуации как между взрослыми и детьми, так и между сверстниками, часто возникают на фоне обстоятельств, требующих педагогического внимания и психологической помощи, однако многие из них возможно урегулировать с помощью переговоров.

Поведение подростка в конфликте может принимать различные формы, в том числе избегающего и девиантного поведения. Результатом такого отклоняющегося поведения может стать выработка определенных нездоровых привычек и зависимостей.

Технология медиации используется для выявления причин конфликта и урегулирования конфликтных ситуаций, а также может выступать в качестве эффективного инструмента профилактики и как превентивная мера по предотвращению отклоняющегося поведения.

Процедура медиации основывается на четырех основных принципах:

Добровольность – добровольное участие всех сторон в процедуре, а также добровольный выход из нее. Данный принцип в полной мере распространяется и на медиатора.

Равноправие – стороны обладают равными правами высказываться, выдвигать предложения, задавать вопросы в процессе медиации.

Нейтральность – данный принцип относится к медиатору и подразумевает под собой отсутствие оценок высказываний или действий сторон. Медиатор не может давать советы или присоединяться к точке зрения одной из сторон.

Конфиденциальность – вся информация, полученная медиатором от сторон в рамках процедуры, является конфиденциальной и не разглашается. Разглашение конфиденциальной информации самими сторонами может быть обсуждено ими в рамках процедуры.

Категории случаев в работе с несовершеннолетними в практике Службы медиации:

- конфликты, связанные с нарушением детско-родительских отношений;

- между родителями при разводе и определении порядка общения с детьми;

- между опекунами и опекаемыми.

- школьные (конфликты между учащимися, конфликт с педагогом, администрацией школы);

- административные и уголовные дела с участием несовершеннолетних (кража, грабеж и др. с возможным примирением);

В каких случаях медиация невозможна?

1. Если нет возможности соблюсти 4 принципа медиации

2. Наличие психиатрических заболеваний

3. Наличие хотя бы у одной стороны игровой, наркотической, алкогольной или иной зависимости

Данная процедура позволяет проводить профилактику асоциального поведения несовершеннолетних. В большинстве случаев употребление алкоголя, ПАВ, табачной продукции и иные проявления асоциального поведения подростков связаны с внутренним напряжением, которое может быть вызвано конфликтами в семье, школе и в ближайшем окружении. Процедура медиации помогает в разрешении данных конфликтов.

Медиативные технологии могут стать одной из здоровьесозидающих функций образовательного процесса.


Подробнее о работе центра и медиации:

на официальном сайте СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ»: https://profcenter.spb.ru/медиация/
и в группе ВКонтакте: https://vk.com/mediationkontakt

Ульяновская Светлана Николаевна, педагог-психолог. Здоровьесберегающий потенциал медиации в школе

Ульяновская Светлана Николаевна,
педагог-психолог ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающий потенциал  медиации в школе

2019-01-30-33Нет однозначного объяснения, почему насилие передается из поколения в поколение. Один из возможных механизмов этого – воспроизводство ролевых моделей родителей, которым научается ребенок в детстве, а взрослея их использует сам.   Подтвержденный факт, что взрослые проявляющие жестокость к своим детям, в своем детстве пережили жестокость по отношению к себе. Усугубляет ситуацию трансляция средствами массовой информации убеждения, что насилие – это инструмент взаимодействия, насилие - это нормально! Интенсивность переживаний транслируемое СМИ стала столь высока, что у населения страны возникает психологический эффект усталости от сочувствия, сенсорной перегрузки при столкновении с менее удачными соотечественниками, неудачливыми или больными…

И школа   может выступать как источник насилия. Школьная жизнь связана с ситуацией оценивания, способность регуляции эмоциональных проявлений у детей еще недостаточно развита, педагоги также испытывают высокий уровень психоэмоционального напряжения, вот в такой эмоционально перегруженной среде дети и взрослые проводят по 6 и более часов в день.

Еще одна сторона проблемы связана с физическим здоровьем. К сожалению, в школу с каждым годом приходят все менее здоровые дети. В этом году из 100 человек первоклассников , здоровы (1 группа здоровья) менее 15 человек, в старших классах I группы здоровья нет!!

В России продвижение медиации – разновидности примирительной процедуры, началось в 90-х годах, первая попытка внедрить «не нашу» технологию была неудачна, то, что хорошо работало в Америке, в России разочаровывало, возможно из-за невнятного названия, слово «медиация» не создает никакого запоминающегося образа. Легче сказать психологические техники, конфликтологический подход и т.д.

Но медиация идеально подходит для разрешения спорных ситуаций предполагающих продолжение взаимоотношений сторон, она способна создать модель взаимодействия, пригодную для разрешения будущих конфликтов. А вот это очень подходит для школьной среды, в которой дети проводят вместе годы. Важно, что медиативные процедуры в большей степени интерактивный процесс, а не обычное межличностное взаимодействие. Можно эффективно работать с ситуацией не углубляясь в психологические особенности участников конфликта. Медиация концентрируется на том, как стороны разрешат конфликт и составят план своих действий, чем на углублении в их личные проблемы и истории.

Следующая попытка внедрить технологии по разрешению конфликтов относится в 2010 году, когда был принят федеральный закон №193 « Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника», одновременно с эти законом приказом Министерства образования РФ была принята Федеральная программа подготовки медиаторов и в образовательных учреждениях стали создаваться Службы медиации.

В 2016 году у школы появилась возможность в сотрудничестве с Институт международных инновационных социально-образовательных проектов (Москва) обучить педагогов основам медиации. 11 человек стали участниками международного дистанционного образовательного проекта «Медиация в образовании», успешно закончили курсы повышения квалификации по теме «Медиация в работе классного руководителя»и получили дипломы.

Что изучалось? Понятийный аппарат медиации, медиабельность конфликта и ее диагностика, процедура медиации, техники и приемы в классической медиации. Школьная медиация направлена на предупреждение и урегулирование конфликтов, возникающих в школьной среде: между учениками, между взрослыми и учениками, между взрослыми в коллективе, направлена на перспективу, сохранение отношений, менее затратным по ресурсам и времени способом, чем административное или судебное разбирательство. Предметом конфликта являются отношения, возникающие и развивающиеся в рамках образовательного процесса. Медиация

Я закончила курсы повышения квалификации по восстановительной медиации. Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений. Основная задача не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они сами смогут прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключения договора.

Два года в рамках ОДОД в школе работал кружок «Вместе к согласию» по обучению детей с 6 по 10 класс основам конфликтологии и медиации. Ребята участвовали в тренингах, межшкольных переговорных играх, стали призерами и победителями городского конкурса «медиаторов-ровесников».

В культуре древнего Китая к вопросам здоровья и жизни подходили системно, в «Трактате желтого императора» - медицинского канона Китая, о критериях здоровья человека сказано так: тело и дух должны пребывать в гармонии. Здоров, если есть «5 радостей и 3 фактора добра». Пять радостей, описывают физическую часть здоровья - сон, питание, работа выделительной системы тела, движение и речь, плюс к этому 3 фактора – хороший характер, позитивное состояние духа позволяющее хорошо коммуницировать с людьми и способность социальной адаптации. Еще в далекой древности люди обратили внимание на то, что без способности эффективно общаться, без навыков социальной адаптации достижение состояния здоровье невозможно.

К теме здоровья в образовательной среде надо подходить системно, работая над созданием условий для правильного питания, хорошего сна, физической культуры, здорового образа жизни, навыков эффективного общения и разрешения конфликтов, навыков социальной адаптации. Здоровьесозидающая, психологически безопасная среда в образовательном учреждении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, с необходимостью должна создаваться с использованием медиативных технологии, построенных на обучении сотрудничеству и отказе от насилия   во взаимодействии.

См. также

Турнир школьных команд медиаторов
Школа - участник международного информационно-образовательного проекта "Медиация в образовании"

Дополнительная информация