Рыкова Дарья Владимировна. Современные сетевые ресурсы и сервисы на уроках иностранных языков
- Подробности
- Категория: Выпуск 3
- Опубликовано 02.01.2015 13:23
- Автор: Рыкова Дарья Владимировна
- Просмотров: 3726
Рыкова Дарья Владимировна
Современные сетевые ресурсы и сервисы на уроках иностранных языков
Согласно новой концепции образования современная школа реализует системно-деятельностный подход в обучении. Деятельность рассматривается не только как способ усвоения знаний, но и конечный результат, предусматривающий овладение учащимися способами усвоения новых знаний, а именно формирование у них способности к самообновлению и саморазвитию. Современное общество предъявляет и новые социальные требования к человеку. Личность ученика, его самоопределение, его социальная роль становятся отправной точкой его развития. Личностные и метапредметные результаты освоения учениками образовательной программы объединены в „универсальные учебные действия“, которые являются неотъемлемой частью формирования предметной компетенции [1].
В преподавании иностранного языка к предметными умениям относится умение учащихся осуществлять коммуникацию в условной и реальной иноязычной среде: овладение языковыми, речевыми и социокультурными компетенциями. Как реализовать все вышеперечисленные требования в обучении иностранному языку в школе? Новые стандарты в обучении требуют использования инновационных технологий, в первую очередь информационно-коммуникационных технологий [2]. К средствам ИКТ относятся: мультимедийные средства, интерактивные доски; электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, интерактивные карты и атласы, интерактивные конференции и конкурсы, материалы для дистанционного обучения, образовательные порталы и сайты, обучающие платформы, сервисы web 2.0. (Web 2.0 - принятое обозначение для краудсорсирговых проектов, контент которых создается пользователями. Определение Тима О’Рейлли, автора термина: методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала) [3].
Современный урок иностранного языка немыслим без использования ИКТ: само понятие содержит ключевые слова "информация" и "коммуникация", непосредственно отражающие цели обучения иностранному языку в школе. Как одно из наиболее проверенных, освоенных и эффективных средств ИКТ мы рассматриваем использование мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка. Мультимедийная презентация это комбинация аудио, видео, рисунка, фотографии, текста и анимации. Достоинством мультимедийной презентации является поступление информации к ученику по разным каналам восприятия.
Интернет-пространство предлагает широкие возможности для создания мультимедийных презентаций. Образовательный ресурс Glogster EDU (http://edu.glogster.com) представляет собой программную оболочку для создания мультимедийных плакатов в сети - глогов.
Сервис платный для организованной работы, бесплатный для индивидуального использования, регистрироваться можно через аккаунт Google. Глог содержит текст, графику, мультимедиа (звук, видео), гиперссылки. Пользователь может взаимодействовать с содержимым, переходя по гиперссылкам. Интерактивный плакат может использоваться как способ предъявления нового материала и его актуализации в различных видах речевой деятельности, может быть систематизацией языковых и речевых умений учащихся по изученной теме или быть творческим продуктом самих учащихся, результатом их проектной деятельности.
Другой мультимедийный интернет-ресурс Popplet (www.popplet.com) позволяет составлять структурные схемы совместными усилиями всех участников. Учащиеся, имеющие доступ к ресурсу под своим собственным аккаунтом, могут редактировать содержание презентации, активно взаимодействуют друг с другом, получая возможность отразить свои собственные, важные лично для себя факты.
Мой Popplet:
Другие примеры:
http://www.popplet.com/app/#/946681 - Среда обитания:
http://popplet.com/app/#/159352 - Земля:
С помощью аналогичного ресурса LINOIT (http://linoit.com) также при участии учащихся можно создавать интересный наглядный информационный материал и использовать его в качестве импульса к говорению на предложенную тему. В реальности речь возникает как реакция на раздражитель, поступающий извне и в первую очередь по визуальному каналу. Наглядные презентации великолепно имитируют естественные раздражители и способствуют формированию и развитию самого сложного умения – говорения.
Диапазон применения ИКТ не ограничивается рамками урока. ИКТ могут использоваться дистантно, работать на результат и за пределами школы. Сейчас в сети интернет существуют сервисы, позволяющие разрабатывать учителю собственные задания для учащихся.
На портале Examtime.com можно создать, например, интерактивные карточки, которые можно использовать для запоминания слов, выражений и структур изучаемого языка. Учащиеся могут воспользоваться таким виртуальным красочным словарем для самопроверки.
(Ссылка на карточки - https://www.examtime.com/en/p/410191).
Наиболее популярный из учебных сервисов web2.0 - LearningApps (www.learningapps.org). (См. также в материалах конференции “Педагогическая конференция "ИКТ в работе учителя начальных классов” доклад Сотниковой А.Л. Инновационные сетевые технологии как педагогический инструментарий [4].)
Учитель может создавать на основе данной образовательной платформы задания различного типа и направленности: тесты со множественным выбором ответов, тексты с пропусками, задания на нахождение соответствий, кроссворды, головоломки, викторины, схемы для мозгового штурма, задания на интерпретацию информации из текста. Задания могут быть и в мультимедийном формате, то есть содержать аудио и видео файлы. Учитель создает свой виртуальный класс, регистрируя учеников на сайте, и подбирает упражнения. В выборе заданий учитель может учитывать разный уровень подготовки учащихся, то есть подобрать для каждой группы учащихся соответствующие их уровню упражнения. Достоинство данного ресурса в его обучающей функции. Программа не пускает ученика дальше, пока задание не будет выполнено правильно. Учитель осуществляет удаленный контроль, насколько продвинулся ученик в выполнении заданий. В случае успешного завершения учитель видит в своем аккаунте в классной комнате отчет, сколько учеников справилось с заданием.
Посмотреть, как работает - http://learningapps.org/display?v=p7ii5yse5&preview=1.
В прошлом году я познакомила с сервисом учеников 9 класса, изучающих английский язык. Мною были созданы онлайн-упражнения для закрепления грамматических навыков по теме "Косвенная речь" и предложены для выполнения учащимся.
В этом году я привлекла к дистанционной работе учеников 3 класса, изучающих немецкий язык. Задания были игровые: отгадай слово, соотнеси картинки с словами, реши кроссворд. Целью упражнений было закрепить лексический материал по теме "Времена года". Такая форма работы была для детей необычна, они отреагировали с интересом. Дети справились со всеми заданиями и были заинтересованы в продолжении. Этот сервис привлекателен еще и тем, что учащиеся сами могут создавать упражнения по образцу и предлагать их своим одноклассникам. Наличие возможности дистанционного контроля учителем играет важную роль на результативность такой формы работы. Для учащихся важно получить оценку своему труду.
Примеры заданий на LearningsApps:
- Задание на соотнесение картинок с текстом: http://learningapps.org/display?v=pn19gkbuc01
- Игра “виселица” http://learningapps.org/display?v=pjex037i301
- Задание на соотнесение картинок с текстом: http://learningapps.org/display?v=pi6902j1t01
- Текст с пропусками:http://learningapps.org/display?v=p4j32wbrj01
- Игра виселица: http://learningapps.org/display?v=pv8gef7v201
- Классификация: http://learningapps.org/display?v=pxv873vtt01
- Кроссворд: http://learningapps.org/display?v=p5m6hn7bn01
- Текст с пропусками: http://learningapps.org/display?v=ppcquq69301
Таким образом, можно дистанционно управлять обучением.
Если до этого мы описывали ИКТ скорее с точки зрения использования их для подкрепления развиваемых навыков и умений, то такие форматы сетевых активностей как видеоконференция или блог непосредственно представляют собой само общение. Видеоконференция - телекоммуникационная технология, обеспечивающая общение между участниками в режиме реального времени. При помощи программы Skype можно установить видеосвязь с классами и учителями из других стран. Подробно об опыте использования Skype на уроке иностранного языка можно прочитать в статье Елены Ивановны Карнауховой.
Блог — “веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке.” [5]. Блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут участвовать в обсуждении темы и комментировать записи. Создать свой блог можно на сервисе Google Blogger (https://www.blogger.com/home) .
Блог в обучении иностранному языку - это показатель того, на сколько ученик понимает коммуникативную задачу и способен решить ее языковыми средствами изучаемого языка. Учитель может использовать свой блог для публикации в нём заданий с постановкой проблемы, по которой учащиеся должны высказать свое мнение в форме комментария. В качестве поста может выступать не только текст, но и картинка, и видеосюжет. Например, новые задания ЕГЭ в устной части требуют от учащихся умения комментировать предложенный визуальный ряд (фотография), а задания типа С2 письменной части проверяют умение учащихся высказывать свою точку зрения. В данном случае блог будет наилучшим образом соответствовать поставленным задачам. Важно в блоге то, что учащиеся не просто осуществляют собственное речевое действие, но реагируют на речевые действия своих одноклассников, взаимооценивают друг друга с точки зрения выбора языковых и речевых средств и содержания, учатся у друг друга, осуществляют рефлексию.
В моем блоге „Deutsch lernen“ я создала пост с заданием для ЕГЭ типа С1 с инструкцией по выполнению.http://darnik78.blogspot.ru/. Учащиеся могут размещать свои ответы и сравнивать их.
В рамках пройденной темы "Образование" в блоге “Learn English” учащимся 10 класса было предложено прокомментировать, как будет выглядеть школа будущего: http://darwlad.blogspot.ru
ИКТ это не только возможность для совершенствования навыков и умений учащихся, но и способ собственного профессионального роста учителя и источник вдохновения: в интернет сообществах учителей иностранного языка разных стран можно обмениваться опытом, идеями и разработками к уроку.
Подводя итоги вышесказанному, какие преимущества дает нам применение ИКТ на уроках иностранного языка? Сегодня ИКТ являются атрибутом современной жизни и образования. ИКТ
- способствуют заинтересованности учащихся в учебном процессе;
- повышают мотивацию в обучении;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения: учитывать уровень подготовки учащегося и его психологические характеристики;
- расширяют временные рамки одного школьного урока и позволяют вместить больший объем информации и оптимизировать способы ее актуализации;
- пролонгируют обучение за рамками урока;
- способствуют не только достижению предметных результатов обучения иностранному языку, но и развивают творческий потенциал, учащихся, учат добывать и использовать знания - формируют универсальные учебные действия.
Литература и источники
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" от 10 декабря 2010 г. № 1897).
[2] Информационно-коммуникационнаятехнология (information and communication technology; ICT) / Глоссарий e-learning. Web-адрес статьи - http://www.e-college.ru/glossary/
[3] Тим О.Рейли.Web 2.0. Цит. по материала Википедии. Web-адрес статьи - https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CB4QFjAA&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2592%25D0%25B5%25D0%25B1_2.0&ei=b9ZRVICEA8LjywPGpIDgBg&usg=AFQjCNF907BTzY6jRb69z5AfT7M2OHsgGQ&sig2=DJrcVPgc8O9eqQbWyJwHLQ&bvm=bv.78597519,d.bGQ
[4] Сотникова А.Л. Инновационные сетевые технологии как педагогический инструментарий. Материалы конференции "Педагогическая конференция "ИКТ в работе учителя начальных классов”. Web-адрес статьи - http://www.schule72spb.ru/admin/oer2012-2015/oerkonf20131212-sotnikova.html)
[5] Блог // Статья из Википедии. Web-адрес статьи - https://ru.wikipedia.org/wiki/Блог
[6] Корчажкина О. М. Проблемы подготовки конкурентоспособных педагогов в условиях информатизации общеобразовательной школы. Web-адрес статьи - http://flmoscow1678.ucoz.ru/publ/2-1-0-10
Сетевые сервисы и ресурсы
- http://edu.glogster.com
- http://www.popplet.com
- http://linoit.com
- http://examtime.com
- http://www.learningapps.org
- https://www.blogger.com/home
“Технологии не заменят преподавателей, их заменят другие преподаватели, которые используют ИКТ” - сказал Рэй Клиффорд, декан гуманитарного колледжа университета Бриджхем, США
А что Вы думаете об этом?
Попробуйте высказать своё мнение в пробном голосовании на Linоit - http://linoit.com/users/allasotnikova/canvases/А%20Вы%20как%20думаете?%20Учитель%20%20ИКТ
или в комментариях.