Рыкова Дарья Владимировна. Дополнительные знания и новые социальные навыки. Оратор

Рыкова Дарья Владимировна,
учитель немецкого языка

Дополнительные знания и новые социальные навыки. Оратор


Современное общество ставит перед системой образования цель адаптировать подрастающее поколение к жизни в социуме, а именно сформировать у молодежи личностные качества и компетенции, которые помогли бы им реализовать себя в ситуации динамичных изменений. Достижение цели становится возможным при использовании современных эффективных педагогических технологий, к которым в числе многих других относятся дебаты.

В основе дебатов лежит дискуссия – «обсуждение некоторого спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели» [1]. В более узкой трактовке «дебаты — это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.)» [2].

Дебаты как разновидность дискуссии активно используются в учебной деятельности, политической жизни, в предвыборных мероприятиях, в юриспруденции, в научной деятельности, в бизнесе, в семейной жизни. Как образовательная технология дебаты были разработаны и внедрены в 1993г Международным институтом «Открытое общество». Она представляет собой интеллектуальную игру, ведущейся по определенным правилам. Суть игры состоит в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по актуальной теме, организуя их в определенную систему. Например, на сегодняшний день обсуждаемый в обществе вопрос: «Следует ли в России ввести налог на тунеядство?» Команды готовят кейсы утверждения и отрицания по данной теме и представляют их в форме структурной дискуссии перед публикой.

Дебаты могут быть не только интересной интеллектуальной игрой, эффективным образовательным методом на занятии, но и способом организации и проведения исследовательской деятельности, проектной деятельности, формой педагогических советов, методических объединений, классного часа.

Существует много форматов дебатов. Самый популярный в мире – Всемирный школьный формат. В России наиболее распространен классический формат дебатов - дебаты Карла Поппера, названные по имени влиятельного английского и австрийского философа и социолога 20 века. В классическом формате две стороны – утверждающая и отрицающая, по три участника в каждой, – ведут дебаты, соответственно утверждая или отрицая заявленную тему в течение нескольких раундов, один из которых включает перекрестные вопросы.

В данной статье мы рассмотрим формат дебатов, который активно используется как образовательная технология в немецких школах и является проектом федерального значения в ФРГ. Ежегодно в Германии проводятся соревнования по дебатам среди школьников двух возрастных групп: 8-9 классов и 10-13. Учащиеся дебатируют на актуальные темы общественно-политической жизни страны. Этот проект получил распространение как «Международные молодежные дебаты» и в странах Центральной и Восточной Европы. В Санкт-Петербурге институт им. Гете проводит соревнования среди школ, где изучается немецкий язык. Суть и элементы дебатов по формату международных молодежных дебатов не отличаются от других известных в Европе и Америке форматов, а имеют лишь свои структурные особенности.

В дебатах в рамках проекта «Международные молодежные дебаты» участвуют четверо ораторов – двое участников представляют позицию «за», а двое других участников выступают «против». Тема сформулирована в виде общего вопроса: «Следует ли ввести налог на тунеядство?» При выборе темы дебатов необходимо руководствоваться определенными критериями. Тема дебатов должна быть актуальной, аргументы «за» и «против» должны быть сбалансированы, заявленный вопрос должен иметь практическое решение и должен означать изменение существующего на данный момент порядка. Примерные темы для дебатов на занятиях: «Следует ли отменить домашние задания?», «Следует ли сделать учебную неделю пятидневной?», «Следует ли заменить учебники планшетами?» (Sollen Hausaufgaben abgeschafft werden? Soll der Unterricht am Samstag abgeschafft werden? Sollen Lehrbücher durch Tablets ersetzt werden?)

Дебаты состоят из трех частей: вступительной части, основной и заключительной. Все части строго регламентированы по времени и по порядку выступлений ораторов. Во вступительной части каждый оратор выступает с двухминутной речью в порядке строгой очередности, обозначая свою позицию по предложенной теме дебатов. Первый спикер утверждающей стороны открывает дебаты, его задача предложить план действий и обосновать его. Остальные участники внимательно слушают и реагируют на предложение первого спикера, подвергают сомнению или поддерживают его в зависимости от своей роли. Предложение, внесенное первым спикером, будет являться предметом дебатов. Роль каждого оратора в школьных дебатах строго прописана. Основная часть дебатов представляет собой обмен аргументами между утверждающей и отрицающей стороной, которая длится 12 минут. В заключительной части каждый оратор в порядке строгой очередности подводит итоги дебатов и еще раз обозначает свою позицию в течение 1 минуты, но новые аргументы не называет. В общей сложности по времени дебаты длятся 24 минуты. За соблюдением времени следит таймкипер (Zeitwächter), который при помощи колокольчика или гонга начинает и заканчивает дебаты, также напоминает ораторам о приближении истечения лимита времени их выступлений.

На начальной ступени обучения проводятся тренировочные дебаты – минидебаты, когда структура всех компонентов сведена к минимуму. Учащиеся, освоив эти структуры, переходят на повышенный уровень сложности. В основе вступительной и заключительной речей лежит определенная модель, в рамках которой оратор строит свою речь. В помощь учащимся даются определенные речевые средства разного уровня сложности.

Резолюция – Аргумент – Резюме (Frage – Grund - Antwort) [3]

Тема: Следует ли запретить использование мобильных телефонов в школе?

Вступительная речь

Frage: Wir stellen uns heute die Frage

 Резолюция: Сегодня мы обсуждаем вопрос

Grund: Dafür/dagegen spricht

 Аргумент: В качестве аргументов «за»/«против» можно привести

Antwort: Deshalb bin ich dafür/dagegen

 Резюме: Поэтому я высказываюсь «за»/ «против»


Заключительная речь


Frage: Wir haben uns heute gefragt

Резолюция: Сегодня мы говорили о...
Grund: Der wichtigste Grund war für mich
Аргумент: Основным аргументом «за»/«против» для меня остается
Antwort: Deshalb bin ich dafür/dagegen Резюме: Поэтому я высказываюсь «за»/ «против»

Основная часть дебатов – это обмен аргументами “за” и “против”. Модель для построения аргумента выглядит следующим образом: Заявление – Объяснение – Иллюстрация (Behauptung – Begründung - Beispiel).


Оратор высказывает мысль, потом объясняет ее. Это два главных навыка, которыми должен овладеть оратор. Аргумент обогащают примеры, связывают его с повседневным опытом, делают его живым. К примерам относятся цитаты, статистические данные, факты.

 

Аргумент


Заявление: Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.

Объяснение: Школьная форма, как и любая другая униформа, дисциплинирует, сплачивает, способствует выработке в учениках ощущения общего дела и наличия общих целей. Школьная форма приучает детей к мысли, что в школу ходят не себя демонстрировать, а учиться. Одинаково строго одетые ученики меньше отвлекаются друг на друга, больше времени и внимания уделяют своей основной обязанности.

Иллюстрация: По мнению специалистов, строгая форма одежды дисциплинирует и помогает сосредоточиться на учебном процессе, школьная форма способна улучшить дисциплину и успеваемость в классе, прививает вкус к деловому костюму в будущем. Также психологи считают, что в строгой и в тоже время элегантной одежде люди чувствуют себя намного уверенней.

В дебатах, как в командной игре, важно умение слушать собеседника и реагировать на его суждения, связывать свой аргумент с аргументом собеседника (Anknüpfung). Тренинги дебатов проводят, используя мяч. Игра в мяч наглядно показывает, что взаимодействие будет интересным, если участники ловят мяч, то есть реагируют на своих партнеров по игре. Модель с тремя стульями отражает смысл этой идеи. Учащиеся садятся на первый стул озвучивают аргумент собеседника, на втором стуле формулируют свое отношение – согласен/не согласен, а затем приводят контраргумент уже на третьем стуле и далее выстраивают свое дальнейшую речь по вышеописанной модели: заявление-объяснение-резюме.


Anknüpfung
Du sagst /Du meinst/Du fragst
Ссылка
Ты считаешь, что…
Reaktion
Das sehe ich anders.
Dem kann ich zustimmen, aber…
Ich bin der anderen Meinung.
Реакция
Я смотрю на это по-другому.
Я другого мнения.
Eigene Sicht
Ich meine
Точка зрения
Я полагаю, что…

Эти основные структурные компоненты представляют оболочку дебатов, следование которой является одним из критериев оценивания выступления ораторов судьями. На дальнейшем этапе работы роли участников усложняются, добавляются другие структурные компоненты, но остаются в рамках вышеописанных моделей.

Дебаты являются продуктом длительной подготовки и работы с учащимися. Как происходит сам процесс подготовки к дебатам? Согласно правилам классической риторики путь к речи проходит через 5 ступеней: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция [4].

На первой ступени (инвенция) с учащимися разрабатывается замысел, намерения, идеи будущего выступления. Формулировка темы для дебатов содержит понятия, которым учащиеся должны дать определение. Например: « Следует ли ввести раздельное обучение девочек и мальчиков. Что значит раздельное обучение? Это подразумевает, что мальчики и девочки учатся в одной школе, но делятся на группы или посещают разные школы?

Учащиеся интерпретируют тему дебатов, то есть дают определения. Тема дебатов раскладывается на отдельные вопросы: 

Кто? Что? Где? Когда? Каким образом? Зачем?

Далее учащиеся ищут аргументы и контраргументы и доказательства – разрабатывают так называемые кейсы утверждения и отрицания: читают статьи в интернете, беседуют с компетентными людьми.

На следующей ступени (диспозиция) к аргументам подбираются конкретные контраргументы по разным аспектам. Аспект – точка зрения, угол, под которым рассматривается тема. Например, в историческом, экономическом, социальном, образовательном, этическом. Участники разрабатывают стратегию утверждения и отрицания. Отрицание строится в соответствии со стратегией утверждения. Оппонент может не согласиться с тем, как первый оратор интерпретировал понятия темы, не согласиться с приведенными аргументами, то есть с заявлением или объяснением или же с иллюстрацией аргумента. В сильной позиции всегда находится опровержение самого аргумента.

Тема: Следует ли легализовать допинг в спорте?

Аспект: финансовый

Аргумент

Государство тратит огромные средства на антидопинговые контроль. Каждый год список запрещенных препаратов увеличивается. Допинг-тесты становятся дороже. Уже сегодня многие крупные турниры по составной допинг-контроля обходятся дороже, чем сами соревнования. Эти огромные финансовые и человеческие ресурсы должны идти на развитие медицины.

Контаргумент

Антидопинговые комитеты созданы для того, чтобы спасать жизни и помогать тем, кто в этом нуждается, ведь увлечение допингом смертельно опасно. Одной из первых жертв допинга в велоспорте стал британский велогонщик Том Симпсон. Если бы гонщика поймали на применении допинга, возможно, его жизнь удалось бы спасти. Таким образом, финансовые и человеческие ресурсы используются не зря, а для борьбы с насущной проблемой.

Далее на третьей ступени (элокуция) происходит языковое выражение. С учащимися отрабатываются определенные клише, с помощью которых они выражают свои мысли. Для каждой части дебатов разработан определенный набор речевых структур, используя которые учащиеся упорядочивают свои суждения. Так как учащиеся ведут дебаты на немецком языке, этой ступени уделяется особое внимание. Структуры заучиваются и должны воспроизводиться автоматически. Следует учить находить для важных аргументов разные формулировки, учащиеся должны уметь выражать одну и ту же мысль разными словами, потому что важная информация должна быть проговорена несколько раз.

На четвертой ступени (мемория) происходит запоминание информации. На пятой (акция) – воспроизведение. Здесь роль играет дикция, жесты, самоконтроль оратора, его уверенность в себе. На пути подготовки каждая ступень прорабатывается неоднократно.

На занятиях со своими учащимися мы учимся выделять проблемы, искать аргументы, структурировать их и правильно формулировать. Некоторые примеры упражнений из моей практики: Учащиеся работают в парах или группах с карточками:

Worüber ärgerst du dich? Die 6-Tage-Woche ist sehr anstrengend.
Что тебя беспокоит?Шестидневная рабочая неделя - утомительна.

Wie kann man das Problem lösen? Den Unterricht am Samstag abschaffen.
Как можно решить эту проблему? Отменить занятия по субботам.

Учащиеся формулируют высказывания по образцу: проблема - предложение - резолюция. Все эти компоненты входят в структуру вступительной речи первого оратора.

Problem: Ich ärgere mich darüber, dass…
Vorschlag: Ich schlage vor………
Frage: Meine Frage ist: Soll… ?


В этом упражнении отрабатываются структурные компоненты речи и грамматические конструкции.

Учащиеся получают карточки с двумя аргументами за и двумя аргументами «против» по определенной теме и по модели резолюция-аргумент-резюме тренируют структурные компоненты вступительной и заключительной речей, а также по модели ссылка на аргумент собеседника-возражение-собственный аргумент - основную часть дебатов.


Тема: Sollen Lehrbücher durch Tablets ersetzt werden? (Следует ли заменить учебники планшетами?)


Pro 1: Die Schüler brauchen nicht, schwere Lehrbücher in die Schule mitzubringen. (Школьникам не нужно нести с собой в школу тяжелые учебники)
Contra 1: Das Starren auf ein Display ist nicht augenfreundlich. (Смотреть постоянно на дисплей вредно для глаз)
Pro 2: Die Lehrer können den Unterricht interaktiv gestalten und besser visualisieren.(Учителя могут добавить интерактивности и визуализации в урок. )
Contra 2: Die Schüler lenken sich ab und hören dem Lehrer nicht zu.(Учащиеся отвлекаются и не слушают учителя)


Основная модель вступительной речи:

1.Wir stellen uns heute die Frage, ob Lehrbücher durch Tablets ersetzt werden sollen?
(Мы спрашиваем, следует ли заменить учебники планшетами?)

2.Dafür spricht, dass die Schüler schwere Lehrbücher in die Schule nicht mitzubringen brauchen.
(В защиту этого говорит то, что ученикам не нужно носить с собой в школу тяжелые учебники)

3.Deshalb bin ich dafür; dass Lehrbücher durch Tablets ersetzt werden sollen.
(Поэтому я высказываюсь за то, что учебники должны быть заменены планшетами)


Основная часть дебатов


1. Du sagst, dass die Schüler schwere Lehrbücher in die Schule nicht mitzubringen brauchen.
(Ты говоришь, что ученикам не нужно будет носить в школу тяжелые учебники)

2. Das stimmt.
( Это верно)

3. Aber ich meine , dass das Starren auf das Display noch schädlicher für die Gesundheit ist.
(Но я считаю, что постоянно смотреть на экран планшета намного вреднее для здоровья)

Учащиеся читают короткие статьи на занятии, сами заполняют карточки с аргументами «за» и «против», а затем устно проводят минидебаты.

На образовательной онлайн-платформе www.learningapps.org мною были созданы упражнения для работы с учащимися в дистанционном режиме. Учащиеся выполняют интерактивные упражнения - распределяют аргументы «за» и «против».

image2

http://learningapps.org/index.php?category=11


Или соотносят аргумент с контраргументом:

image1

http://learningapps.org/myapps.php


Для тренировки вступительных речей учащиеся могут произносить неподготовленные речи в игровой форме. Например, «Почему профессия «N» необходима?», «Мой кумир – это…».

В прошлом году учащиеся 10 и 11 классов посетили дебаты в школе № 605 на тему «Следует ли ограничить освещение на улицах городов?», а в феврале стали участниками дебатов с школой № 111 Калининского района на тему «Следует ли мальчикам и девочкам учиться раздельно?». Дебаты были проведены в форме состязания и определены победители.

image4

В апреле двое учеников нашей школы приняли участие в городском туре дебатов в рамках проекта «Международные молодежные дебаты», организованном институтом им. Гёте. Темы дебатов были оглашены до соревнования «Следует ли метро в Санкт-Петербурге сделать круглосуточным?» и «Следует ли пожизненно дисквалифицировать спортсменов, замеченных в употреблении допинга?». При подготовке к городскому конкурсу были прочитаны материалы по теме дебатов из интернет-источников на русском и немецком языках, разработаны пакеты аргументов и контраргументов, составлены вступительные и заключительные речи «за» и «против» по каждой теме.

Таким образом:

Дебаты как развивающая технология направлены на расширение общекультурного кругозора учащихся: учащиеся приобретают новые знания, у них формируется интерес к чтению научно-популярной и художественной литературы.

Дебаты развивают интеллектуальные способности: у учащихся формируется критическое мышление, они устанавливают логические связи между явлениями, анализируют различные идеи и события, концентрируются на сути проблемы.

Дебаты развивают исследовательские и организационные навыки: учащиеся собирают материал из различных источников и учатся его грамотно организовывать.

Дебаты развивают коммуникативные навыки: учащиеся учатся правильно выражать свои мысли, слушать собеседника, быть терпимыми к другим точкам зрения, работать в команде.

Дебаты направлены на развитие ораторских способностей: учащиеся выступают перед публикой, учатся четко выражать свои мысли, воспитывают уверенность в себе.

Дебаты приобщают школьников к нормам и ценностям гражданского общества; воспитывают гражданскую активность: интерес к событиям в общественно-политической жизни родной страны и в мире, способность формулировать и отстаивать собственные взгляды, понимание важности гражданской позиции.

 

Литература и источники

[1] Словарь по общественным наукам, М., 2002
[2] Дебаты / Википедия // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дебаты
[3] Официальный русскоязычный сайт Международной образовательной ассоциации дебатов (IDEA) // URL: http://ru.idebate.org.
[4] Jugend debattiert international. Informationen fьr Lehrer. Goethe-Institut // URL: www.jugend-debattiert.eu

 

Дополнительная литература

  1. Турик Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология.: учебное пособие. М.: Феникс, 2012
  2. Светенко Т. В. Путеводитель по дебатам // Дебаты. Учебно-методический комплект. М.: БОНФИ, 2001. 167 с.
  3. Харви-Смит Н. Методическое пособие по ведению дебатов в Британском/Всемирном парламентском формате. Перевод с английского. IDEA, 2012
  4. Frank Hielscher, Ansgar Kemmann, Tim Wagner. Debattieren unterrichten Klett, 2010, 5. Auflage 2016, 96 S.

Дополнительная информация