Рожкова Ирина Викторовна. Внеклассные мероприятия как средство развития коммуникативных навыков

Рожкова Ирина Викторовна

Внеклассные мероприятия как средство развития коммуникативных навыков

"Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню.
Дай мне сделать это,  и это станет моим навсегда"
 (Китайская пословица)

image049Я часто задаю себе вопрос: как построить урок так, чтобы мы с детьми обогащали друг друга? Как побудить учеников к реализации своих способностей, заинтересовать? Ответ очевиден: каждый наш урок должен нести новизну, быть увлекательным, чтобы поддерживать у школьников внимание, познавательный интерес. Все это позволяют воплотить в жизнь нетрадиционные формы урока, среди которых урок-праздник.

Урок-праздник сочетает в себе разноплановые задачи: с одной стороны - сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения знаний; с другой стороны – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся.

 Таким образом, подобная форма организации урока имеет ряд плюсов:

  • Занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка,
  • У детей появляется возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы,
  • Реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом,
  • Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу.

 

Подготовка урока, проводимого в форме праздника, имеет следующие этапы:

  • Подготовительный, который включает в себя: планирование учителем проекта в рамках темы программы, выдвижение идеи на уроке, обсуждение идеи учащимися и выдвижение ими своих идей.
  • Организация работы: формирование микрогрупп, распределение заданий в микрогруппах, практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
  • Завершающий: промежуточный контроль, презентация результатов проекта, подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок.
  • Практическое использование результатов проекта (в качестве докладов, в том числе и на других уроках, выставки и т.д.)

Внедряя в практику работы уроки-праздники, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать эту форму организации урока, то эффективность будет очень высокой, например, совершенствуются навыки устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора, развитии памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика.

Празднование Пасхи (OSTERN)

Одним из самых долгожданных праздников, проводимых на наших уроках, безусловно, является Пасха. Дети всегда с нетерпением ждут этого праздника. Урок, посвященный празднованию Пасхи, как никакой другой дает возможность в полной мере проявить свои творческие способности, реализовать свои фантазии на эту тему: дети с удовольствием мастерят пасхальные гнезда, венки,  разрисовывают яйца, пекут пасхальные куличи и фигурки из теста с пасхальной тематикой.

image051

На этой фотографии поделки, которые дети сделали дома. Каждый получил свое индивидуальное задание: изучить более углубленно информацию о том, что такое пасхальное дерево или пасхальное гнездо, каким образом украшаются в Германии пасхальные яйца и т.д. Рассказывая об особенностях празднования Пасхи в Германии, дети наглядно демонстрировали нам тот или иной пасхальный атрибут. Кроме того очень интересно было сравнивать чем празднование Пасхи в России отличается от празднования этого праздника в Германии, например половина группы украшала яйца так, как это принято у нас, вторая делала это "по-немецки", пекли русский и немецкий куличи.

image053

Дети  работают над теоретическим материалом: подбирают подписи к фотографиям с изображениями пасхальных атрибутов, разгадывают загадки на пасхальную тему, придумывают поздравительные тексты.

См. также статью О.Н.Колобовой во втором выпуске Ежегодного научно-методического альманаха ГБОУ СОШ №72 об играх на уроках немецкого языка, посвященных Пасхе: Колобова Ольга Николаевна. Урок к празднику - учимся и играем  [1].

День Святого Мартина (Martinstag)

Еще один праздник, который успешно празднуется у нас в школе 11 ноября - это День Святого Мартина (Martinstag).

image055

Подготовка к этому празднику у нас традиционно начинается с разучивания песен, посвященных этому дню и с изготовления самодельных фонариков, которые позже примут участие в праздничном шествии – Laternenumzug. За несколько недель до праздника дети получают задание - смастерить свой фонарик, на уроках мы разучиваем тексты песен для шествия.

Дети поют разученные песни, в руках у них самодельные фонарики.

Далее мы знакомим детей с историей возникновения праздника Martinstag, легендами и традициями, связанными с этим днем. Используем слайдовые презентации, дети получают индивидуальные задания по поиску дополнительной информации об этом празднике в интернете, подготавливаются совместные проекты, презентации. Далее на фотографиях  представлены фрагменты презентации на тему "Martinstag" моих коллег Е.И. Карнауховой и П.В.Зиминой, которые доступны для скачивания на странице школьного сайта “Методическая работа” [2].

 image057 image059

И наконец само шествие с песнями и фонариками, к которому дети так тщательно готовились. Мои коллеги проводили данное мероприятие не только в школе, но и в районной библиотеке для детей других школ.

image061 image063

Заключительным этапом проведения данного мероприятия является рефлексивный момент. Вместе с учениками мы подводим итог проделанной работы: основной акцент ставится, конечно же,  на те моменты, которые особенно хорошо удались, награждаются победители конкурса на самый оригинальный фонарик, дети анализируют проделанную работу, выявляются недочеты, которые будут учтены при проведении данного мероприятия в следующем году.


Литература и источники

[1] Колобова Ольга Николаевна. Урок к празднику - учимся и играем / Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 2/2014. Урок как основной элемент учебного процесса в общеобразовательной школе - http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kolobova-olga-nikolaevna-urok-k-prazdniku-uchimsya-i-igraem.
[2] Карнаухова Е.И., Зимина П.В. Martinstag. Дидактический материал. / Живая школа. Методические материалы - http://schule72spb.ru/ucheba/uch-met/karnauchova-martin.ppt

 

 

Дополнительная информация