Романова Ксения Алексеевна, социальный педагог ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Технологии медиации в работе с родителями: профилактика девиантного поведения подростков

  • Печать

Романова Ксения Алексеевна,
социальный педагог ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Технологии медиации в работе с родителями: профилактика девиантного поведения подростков

2019-01-30-51Рост числа различных девиаций среди несовершеннолетних свидетельствует о необходимости изменении подходов в работе не только с детьми, но и с их родителями.

Причины роста – недостаточность позитивного взаимодействия подростка с семьей (родителями или иными законными представителями) и своим ближайшим окружением.

Применение медиативных техник в работе с родителями позволило определить круг основных проблем, которые являются следствием поведенческих девиаций среди подростков:

- из-за преобладающего авторитарного стиля воспитания, используемого родителями и нежелания родителей принять и понять своего ребенка;

- из-за негативного эмоционального настроя родителей, когда родители свои отрицательные эмоции, полученные на работе, в других сферах (материальные, бытовые проблемы), перекладывают на своих детей;

- из-за проблем в школе, в которых родители занимают роль стороннего наблюдателя (начиная с начальной школы), что в итоге приводит к нежеланию подростка учиться;


- из-за недостатка внимания со стороны родителей («Она все время только разговаривает по телефону и орет на меня!»);

- перекладывание «родительских» обязанностей на бабушек и дедушек, что создает условия комфортности и для родителей, и для детей, и для бабушек, дедушек до тех пор, пока ребенок не становится подростком, в подростковом возрасте ребенок не принимает такую позицию родителя, и начинает выражать протесты и в отношении родителей, и в отношении бабушек, дедушек.

Несмотря на то, что данные проблемные ситуации протекают за пределами стен школы, их последствия могут оказывать воздействие на отношения в образовательном процессе и провоцировать новые конфликты: срывы или пропуски уроков, грубость учителям, вовлечение в неблагополучную компанию, уходы из дома, употребление психоактивных веществ. В таких случаях даже компетентный и владеющий коммуникативными навыками педагог, склонный к рефлексии, оказывается  в затруднительном положении, так как с его стороны объективных причин для такого поведения учащегося нет.

Вызов родителей в школу для разговора о неподобающем поведении подростка может только усугубить положение и спровоцировать эскалацию конфликта. В такой ситуации рационально применение медиативных технологий. Родители приобретают навыки эффективного общения, а дети стараются лучше понимать своих родителей.

Пример №1: подросток, 15 лет, дисгармоничные отношения в семье, завышенные требования, как следствие побеги из дома и бродяжничество.

Пример №2: группа подростков 12-ти лет, покупали вейпы и курили их.

Пример №3: подросток, 13 лет, манипулировал своими родителями, подстроил самовольный уход из дома с целью добиться желаемого.

В работе с родителями используются различные медиативные техники с целью профилактики девиантного поведения несовершеннолетних:

  • «Коучинг» - чаще проходит индивидуально в форме консультирования и потому идеально подходит к подготовительной стадии медиации;
  • «Петля понимания» - уточнение правильности понимания того, что сказал собеседник через использование фраз: «Если я Вас понимаю, то…», «Правильно ли я Вас понимаю, имеется в виду…». Раскрывая детально то, что Вам сказали, используйте слова-синонимы;
  • «Активное слушание» - способ ведения беседы, при котором слушающий показывает, что он слышит, понимая чувства собеседника;
  • «Я - сообщение» - проговаривание своих эмоций и чувств, которые Вы испытываете в связи с конкретным поступком человека или событием с использованием местоимений «Я», «Мне», «Меня»;
  • Анкетирования и опросы;
  • Семейная конференция – активизации ресурсов семьи и ближайшего социального окружения. Методы: портфолио семейного успеха, контрольные для родителей, семейные проекты.

Таким образом, применение медиативных техник в работе с родителями направлены на достижение консенсуса в решении проблем, связанных с внутрисемейными и межличностными конфликтами, влияющими на отклонения от общепринятых норм поведения подростков, что является неотъемлемым фактором здоровьесозидания, формирования здорового образа жизни и психологического благополучия как родителей, так и подростков.