Романова К.А. Медиация как эффективный ресурс школьного социального педагога
- Подробности
- Категория: Выпуск 7
- Опубликовано 14.06.2019 22:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 659
Романова Ксения Алексеевна,
социальный педагог
Медиация как эффективный ресурс школьного социального педагога
Кризис подросткового возраста, несовершенство моделей взаимодействия с родителями, учителями, ровесниками - это старые и новые проблемы, с которыми в школе сталкиваются классные руководители, социальные педагоги, психологи. Рост числа девиаций среди несовершеннолетних свидетельствует о необходимости изменения подходов к работе с детьми и их родителями, использования таких техник, как коучинг и медиация.
Для подросткового возраста характерен ряд ключевых аспектов развития: продвижение к социальной и экономической самостоятельности, развитие личности на фоне физического роста и полового развития, приобретение навыков, необходимых для установления отношений. Это время бурного роста и огромного потенциала, когда на подростка мощное влияние оказывает социальный контекст.
К естественным негативным проявлениям возраста относятся:
-
пессимистичный настрой;
-
повышенная чувствительность и раздражительность;
-
физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
-
мечтательность и неопределенность;
-
амбициозность;
-
нервозность;
-
неудовлетворенность собой.
Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое) [1].
Значимость применения медиативных техник в процессе профилактической работы определяется тем, что возрастные особенности несовершеннолетних выражаются в повышенной конфликтности, агрессивности, тревожности, а большинство взрослых в конфликте с подростками ведут себя деструктивно, что приводит к формированию у подростков негативного опыта поведения в конфликтных ситуациях, который закрепляется и становится определяющим.
На девиации детей влияют:
-
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность общества;
-
усиленная пропаганда альтернативных ценностей средствами массовой информации;
-
неблагополучие семьи;
-
низкий родительский контроль из-за занятости на работе.
Такие причины отклонений указывают в своих трудах А. М. Столяренко, Н. А. Мельникова, А. А. Акмалова, Д. В. Афанасьев, Ф. Б. Бурханова [2].
Применение медиативных техник в работе с родителями позволило определить круг основных проблем, которые являются следствием поведенческих девиаций среди подростков:
- из-за преобладающего авторитарного стиля воспитания, используемого родителями и нежелания родителей принять и понять своего ребенка;
- из-за негативного эмоционального настроя родителей, когда родители свои отрицательные эмоции, полученные на работе, в других сферах (материальные, бытовые проблемы), перекладывают на своих детей;
- из-за проблем в школе, в которых родители занимают роль стороннего наблюдателя (начиная с начальной школы), что в итоге приводит к нежеланию подростка учиться;
- из-за недостатка внимания со стороны родителей («Она все время только разговаривает по телефону и орет на меня!»);
- перекладывание «родительских» обязанностей на бабушек и дедушек, что создает условия комфортности и для родителей, и для детей, и для бабушек, дедушек до тех пор, пока ребенок не становится подростком, в подростковом возрасте ребенок не принимает такую позицию родителя, и начинает выражать протесты и в отношении родителей, и в отношении бабушек, дедушек.
Несмотря на то, что данные проблемные ситуации протекают за пределами стен школы, их последствия могут оказывать воздействие на отношения в образовательном процессе и провоцировать новые конфликты: срывы или пропуски уроков, грубость учителям, вовлечение в неблагополучную компанию, уходы из дома, употребление психоактивных веществ. В таких случаях даже компетентный и владеющий коммуникативными навыками педагог, склонный к рефлексии, оказывается в затруднительном положении, так как с его стороны объективных причин для такого поведения учащегося нет.
Вызов родителей в школу для разговора о неподобающем поведении подростка может только усугубить положение и спровоцировать эскалацию конфликта. В такой ситуации рационально применение медиативных технологий. Родители приобретают навыки эффективного общения, а дети стараются лучше понимать своих родителей.
Примерная организационная структура реализации медиативных технологий:
-
Установление контакта. Индивидуальная встреча с каждой стороной. Выясняется отношение к конфликту каждой стороны. Проясняются интересы, ожидания и возможные последствия сложившейся ситуации.
-
Встреча сторон. Направлена на создание конструктивного диалога, достижение договоренностей между сторонами.
-
Отслеживание ситуации (выполнение договоренностей).
-
При ухудшении ситуации можно привлечь иных специалистов.
Кейс 1: Подросток, 15 лет, дисгармоничные отношения в семье, завышенные требования, как следствие - побеги из дома и бродяжничество.
В первый класс пришла девочка с белыми косичками и большими светлыми глазами. Показывала стабильный средний учебно-познавательный потенциал. Оба родителя научные сотрудники в ВУЗе. От своего ребенка ожидали высоких результатов, которые девочка не могла показать. Отец часто бывал в командировках. В моменты его возвращения домой, подросток, которому на тот момент было 15 лет, стала регулярно совершать самовольные уходы из дома. Встала на профилактический учет в отделении по делам несовершеннолетних. Родители не понимали, что с этим делать и почему такое могло произойти в их семье.
С семьей в рамках школы проводилась работа с применением медиативных техник:
- техника переговоров с двумя родителями и индивидуально с ребенком. Были озвучены проблемы, поставлены общие цели, задачи и возможные пути выхода из ситуации.
- в ходе взаимодействия с семьей стало понятно, что девочка совершает самовольные уходы, когда отец возвращается из рабочих поездок. Отец имеет авторитарный стиль воспитания. Было принято решение встретиться с отцом индивидуально для диалога с применением такой техники, как «коучинг» - это настрой личности на позитивное отношение к решению проблемы, помощь найти эффективные пути по взаимодействию со своим ребенком. После того, как были достигнуты позитивные результаты на данном этапе, перешли к следующему.
- семейной конференции – которая помогает активизировать ресурсы семьи. Собрались оба родителя и их дочь. Еще раз были озвучены задачи, составлен план выхода из конфликтной ситуации. Еженедельно семья собиралась на «домашний совет», анализировали свои достижения и трудности. Семейная конференция в школе какое-то время носила системный характер с целью сопровождения семьи и направления их действий в нужное русло. После проделанной работы самовольные уходы прекратились.
Кейс 2: Подросток, 13 лет, манипулировал своими родителями, подстроил самовольный уход из дома с целью добиться желаемого.
Ученик со средними способностями однажды не пришел в школу. Родители о его местонахождении не догадывались. Вместе с ними мы поехали в отделение полиции. Через некоторое время на телефон мамы приходит СМС от сына с предупреждением о суициде.
Вступили в диалог с ребенком, сначала по смс, пытаясь выяснить его состояние и местонахождение. Далее позвонили на его телефон. Мальчик в слезах. Продолжает говорить про суицид. И стал выражать свои требования «ХОЧУ, чтобы родители мне купили…». С помощью техники переговоров удалось узнать адрес нахождения мальчика (он сидел в соседнем дворе от своего дома и не собирался делать с собой ничего плохого). Забрали мы его оттуда с родителями. При беседе в школе, узнали, что у мальчика ревность и обида на родителей из-за младшего брата, которому часто покупают одежду, обувь и другие сопутствующие товары (ребенок быстро растет в маленьком возрасте). Родители о такой проблеме не догадывались, так как они считали, что братья по умолчанию будут любить друг друга.
С помощью применения медиативных техник, таких как:
- «Я – сообщение» - проговаривание своих эмоций и чувств, которые испытываются в связи с конкретным поступком человека.
- «Петля понимания» - уточнение правильности понимания фраз «Правильно ли я тебя поняла….», «Ты говоришь о…» и т.д.
- «Семейной конференции».
Конфликтующие стороны достигли консенсуса: семиклассника отправили в санаторий с целью урегулирования его психоэмоционального состояния, чему он был очень рад. По возвращению он стал помогать маме с младшим братом, по выходным устраивались семейные выезды. Ребенок стал себя чувствовать нужным и полезным.
Кейс 3: Девочка начала в большом количестве пропускать учебные уроки.
В социальных сетях на всеобщее обозрение выкладывала видеоролики со своим участием, где она употребляет спиртосодержащие напитки и курит. Семья благополучная, мама бухгалтер в государственном учреждении. Папа пенсионер, живет отдельно.
Когда стали вызывать в школу маму подростка для проведения профилактических бесед, стало понятно, что данные проблемы ребенка ее мало интересуют. Мама считала, что все хорошо, главное у дочери есть одежда и необходимая еда.
После того как были привлечены необходимые субъекты профилактики в соответствии с требованиями ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», мама стала более активно контактировать с сотрудниками школы. Главной задачей стало разобраться во взаимоотношениях мамы и дочери и устранить причины девиантного поведения подростка.
На первой встрече мама пояснила, что она много работает, домой приходит поздно, в выходные сил ни на что нет. Девочка давно предоставлена сама себе. Мама старается обеспечивать ее модной одеждой, качественным питанием, «А что еще нужно?» - спрашивала у нас мама. Девочка долго не шла на откровенный разговор, но в итоге рассказала, что обиду на маму держит давно, ещё когда та перестала посещать праздничные мероприятия в школе с участием ребенка из-за занятости на работе. Теперь девочка выросла и конструктивными способами не владеет, чтобы обратить внимание матери на себя. Семейная конференция позволила выстроить план взаимодействия членов семьи с целью налаживания внутрисемейных отношений и профилактики антиобщественного поведения. По данной ситуации есть положительная динамика, но работа с семьей продолжается.
Таким образом, применение медиативных техник в работе с родителями направлены на достижение консенсуса в решении проблем, связанных с внутрисемейными и межличностными конфликтами, влияющими на отклонения от общепринятых норм поведения подростков, профилактики правонарушений, что является неотъемлемым фактором здоровьесозидания, формирования здорового образа жизни и психологического благополучия как родителей, так и подростков.
Литература и источники
[1] Переходный возраст и кризис у подростков — советы психолога. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: https://psychologist.tips/160-perehodnyj-vozrast-i-krizis-u-podrostkov-sovety-psihologa.html
[2] Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция. [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: https://psychologist.tips/126-deviantnoe-povedenie-detej-i-podrostkov-prichiny-profilaktika-i-korrektsiya.html?utm_source=elaminaria&utm_campaign=psy-sidebar-2&utm_term=160&utm_content=1&utm_medium=text
Ссылка для цитирования:
Романова К.А. Медиация как эффективный ресурс школьного социального педагога //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/romanova-kseniya-alekseevna-mediatsiya-kak-effektivnyj-resurs-shkolnogo-sotsialnogo-pedagoga