Романова К.А. Волонтёрство и “трудные” подростки

  • Печать

Романова Ксения Алексеевна,
социальный педагог  ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Волонтёрство и “трудные” подростки

В настоящее время наиболее незащищенными перед нестабильностью, отсутствием внимания со стороны взрослых в первую очередь являются наши дети.

Дети и подростки  по-разному реагируют на различные неблагоприятные явления нашей действительности: одни растут добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми; другие становятся агрессивными, безучастными – “трудными” детьми.

Причины нарушения поведения могут быть связаны с неблагополучием в семье, высокой занятостью родителей на работе, снижением ответственности родителей за содержание и воспитание детей, жестоким обращением с ними. Вследствие этого проявляются отклонения от общепринятых норм поведения: уклонение от учебы – неуспеваемость, хулиганство, различные виды зависимостей, в том числе компьютерная (игровая). Таких детей и подростков называют ”трудными” или ”проблемными”. Работая в школе, мы сталкиваемся с такими детьми. Наиболее интересный опыт работы получаем при работе ними.

По данным ПДН ОУУП и ПДН УМВД РФ по Калининскому району Санкт-Петербурга  на 01.03.2022 года на профилактическом учете состоят:

В Калининском районе

121 несовершеннолетний

87 семей

В ГБОУ СОШ №72

1 несовершеннолетний

2 семьи

Чтобы найти способ конструктивного взаимодействия с трудными детьми и подростками нужно, прежде всего, понять, что "трудные" дети – это не просто дети, с которыми взрослым сложно, а это дети, которым трудно. На таких подростков нельзя воздействовать давлением, нужен только разговор на равных и положительный пример. Многие трудности и проблемы несовершеннолетних связаны с тем, что одни стремятся быть независимыми от взрослых, их контроля и опеки, а другие, наоборот, своим поведением   привлекают к себе внимание родителей и учителей, ”сигнализируя” о внутреннем неблагополучии.

Одна из основных причин массовости проблемы ”трудных” подростков - это социокультурная среда. Подростки должны быть заняты во внеурочное время, организованы, социализированы.

Ряд наблюдений за поведением “трудных” подростков в нашей школе позволил сделать следующие выводы:

- они гораздо смелее своих обычных сверстников, легче идут на контакт;

- они готовы помогать другим, чтобы показать себя с лучшей стороны;

- они стараются заслужить одобрение, выполняя поручения.

Дети из разных классов имеют разные темпераменты, характеры, уровень обученности и воспитанности, и не каждому ребенку самостоятельно удается найти своё дело и возможность совершать те поступки, которые будут во благо окружающим и самому себе. Многие из них испытывают трудности в общении с родителями (законными представителями), сверстниками или педагогами. Именно таким детям важно чувствовать свою значимость и нужность в обществе. Для них волонтёрская деятельность является лучом света среди неприятностей и непонимания близкого окружения. Совершая добрые поступки, помогая другим людям, они получают возможность повысить свою самооценку, значимость, приобрести социальный опыт.

Волонтёрская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоутверждение, подкрепление человеческих ценностей.

Выполняя важную, полезную общественную работу подростки испытывают гордость за свой труд. Они получают одобрение и похвалу от значимых для них взрослых, чего им так не хватает в жизни. Это развивает у них чувство собственного достоинства, формирует активную жизненную позицию, что              в свою очередь является профилактикой их девиантного поведения.

Волонтёрство позволяет подростку лучше ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Волонтёрская деятельность позволяет также приобрести и иные полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни.

Практическая деятельность с разным контингентом нашего образовательного учреждения показала, что именно ”трудные” подростки при правильном взаимодействии с ними более открыты к общению со взрослыми. Они охотнее отзываются на просьбы о помощи. Зачастую, если такой ребёнок видит меня в школьном коридоре, подходит, спрашивает в чём мне помочь. Важно не оттолкнуть такого ребёнка, а подкрепить его рвение к благим делам. И наоборот, вполне успевающий и благополучный ребёнок найдет много причин для того, чтобы ничего не делать.

А что говорят сами дети о волонтёрской деятельности? Что значит для них помогать другим?

Я задала эти вопросы трём обучающимся нашей школы. Ответы ребят несут единый смысл. 

Первый ребенок сообщил: “Волонтёрство для меня  это помощь и защита людей. Я помогаю, чтобы оставаться человеком и заботиться о других. Когда я помогаю, я испытываю чувство выполненного долга, мне приятно, что другой человек радуется.” 

Второй ответил, что ему нравится помогать, он приносит пользу, и у него поднимается настроение. 

Третий сказал, что всё возвращается бумерангом.  Помогать - значит делать добро, и оно вернется. Со злом также.

Волонтёрская деятельность помогает ”трудному” подростку развивать свои умения и навыки, удовлетворять потребность в социальных контактах и самоуважении, осознавать свою полезность  и нужность, получать благодарность за свой труд, развивать в себе важные личностные качества. Ребёнок понимает, что он важен, нужен, интересен, без него не получилось бы то или иное дело. 

Таким образом, волонтёр - это человек, который добровольно и безвозмездно выполняет какую-либо работу или занимается общественно-полезной деятельностью во благо нуждающихся. Однако, стоит заметить, что всё-таки такой человек получает возмещение за свои труды и добрые поступки. Это носит не материальный характер, а более важный, глубокий, полезный и нужный для “трудных” подростков, о чём свидетельствуют их ответы. 

В отношениях с “трудными” подростками  важно придерживаться принципа А. С. Макаренко: "Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему" [1]


Литература и источники

[1] Макаренковская система воспитания //  Библиотека статей.    [Электронный ресурс] Дата доступа 25.03.2022 - URL: http://www.hintfox.com/article/makarenkovskaja-sistema-vospitanija.html

 

Дополнительная литература

  1. Бурчакова М. А., Хожемпо В. В.: «Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса» // Современные технологии управления. ISSN 2226–9339. — № 4 (52). Номер статьи: 5203

  2. Соболева, А. В. Влияние волонтерской деятельности на формирование личности несовершеннолетнего // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). 

  3. Королькова С. Ю. Социальная активность молодежи // Молодой ученый. – 2015. – №12.2.

  4. Ковалева Е.В. Формирование социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности // [Электронный ресурс]. Дата доступа  - 26.03.2022 - URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-kompetentsii-podrostkov-posredstvom-volonterskoy-deyatelnosti/viewer


Ссылка для цитирования:

Романова К.А.  Волонтёрство и “трудные” подростки // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/romanova-k-a-volontjorstvo-i-trudnye-podrostki