Романова К.А. Проблемные семьи и взаимодействие с ними: алгоритм действий и ожидаемые эффекты

Романова Ксения Алексеевна,
социальный педагог

 

Проблемные семьи и взаимодействие с  ними: алгоритм действий и ожидаемые эффекты

 

Педагогика должна стать наукой для всех:
и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

Становление  личности ребенка происходит в двух важнейших первичных институтах социализации: семья и школа. Одной из основных проблем является взаимодействие и сотрудничество двух этих сфер. Как писал В.А.Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды» [1].

Многие родители считают, что после поступления ребенка в школу ответственность по обучению и воспитанию ложится на образовательное учреждение.  Однако ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании» гласит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами [2]. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Как правило, семьи, в которых родители объективно смотрят на проблемы со своим ребенком, конструктивно взаимодействуют со школой, совместно планируя мероприятия, и выполняют все рекомендации специалистов, тогда легче и быстрее, минимизируя негативные последствия, налаживается ситуация.

Одним из важнейших направлений работы социального педагога является взаимодействие с семьями с целью профилактики правонарушений как среди обучающихся школы, так и в отношении самих несовершеннолетних, которая строится на основании Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” [3].

В каждой семье свои трудности и проблемы. Те отклонения в поведении ребенка, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественная норма. Манера поведения ребенка, его взаимоотношения с окружающими (одноклассниками, друзьями, учителями и родителями) – всё идет из детства. Ребенок берет пример со своей семьи, того окружения, которое он видит вокруг себя с рождения. У детей формируется определенное отношение к моральным и правовым нормам общества. Родители в ответе за то, что проблемы, с которыми ребенок столкнется на своем пути, он умел преодолевать достойно.

Небрежность в воспитании детей зачастую оборачивается трагедиями, избежать которые можно было, помня о родительской ответственности. Родителям важно поддерживать контакт с классным руководителем и сотрудничать со школой, не скрывая трудности, связанные с воспитанием и поведением своего ребенка.

Но не все родители принимают верные решения и обращаются за помощью к специалистам, скрывая или умалчивая проблемы, а зачастую и вовсе перекладывая ответственность за их течение на окружающих.

Согласно журналу учета работы с родителями и иными законными представителями обучающихся, имеются следующие статистические данные

Учебный год

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Кол-во обращений  родителей к социальному педагогу

93

135

112

Термин «неблагополучная семья» уже давно вошел в нашу речь. Под этим понятием подразумевается семья, в которой нарушена структура, нарушен психологический климат, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. В таких семьях может быть жестокое обращение с детьми, аморальный образ жизни родителей, отсутствие условий для нормального развития или неисполнение своих обязанностей по обучению, воспитанию и содержанию своего ребенка. Зачастую дети из таких семей имеют закрепленные отрицательные формы поведения, плохо учатся, небрежно выполняют или совсем не выполняют домашние задания, пропускают учебные уроки без уважительной причины, дерутся, используют в своих высказываниях агрессивную и ненормативную лексику, бродяжничают, рано начинают пробовать спиртосодержащие напитки, табачную продукцию и другие психоактивные вещества.

Отклонения в поведении детей можно наблюдать не только, если  ребенок из «неблагополучной» семьи. Во вполне обычной семье, где родители (законные представители) не имеют пагубных привычек, много работают, полностью обеспечивают своего ребенка, могут быть проблемы. Родители теряют эмоциональную связь со своим ребенком, не знают его интересов и потребностей, следствием этого может быть внутрисемейный конфликт, в том числе и латентный, о чем родители могут и не догадываться.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей и семьей, испытывающей трудности в воспитании, не может быть един. Методы работы и приемы напрямую зависят от сложившейся ситуации и от того, какую позицию занимают сами родители.

В критических ситуациях приходится незамедлительно привлекать сотрудников правоохранительных органов и других субъектов профилактики, но чаще профилактическая работа носит поступательный характер.

Первичная профилактика заключается в наблюдении за всеми детьми школы, контролем их посещаемости учебных уроков, поведения, анализа взаимодействия родителей (законных представителей) со школой – эту функцию выполняет классный руководитель. В случае возникновения обоснованных тревожных сигналов или нарушения правил внутреннего распорядка носит систематический характер, работа классного руководителя не приносит положительных результатов, в таком случае привлекается для дальнейшей работы социальный педагог и администрация школы. Родители (законные представители) приглашаются на Совет профилактики правонарушений [4]. Важно помнить, что приглашение (вызов) родителей в школу является официальным  и при неявке 3 раза и более составляется акт, который направляется в отдел полиции и расценивается как ненадлежащее исполнение законными представителями своих родительских обязанностей.

Целью Совета по профилактике является предупреждение противоправного поведения и укрепление дисциплины среди обучающихся, а также контроль за надлежащим исполнением законными представителями своих родительских обязанностей, предупреждение отрицательного влияния на поведение несовершеннолетних или жестокого обращения с ними. В компетенции деятельности Совета по профилактике находится постановка обучающихся на внутришкольный контроль, что носит профилактический характер и является основанием для организации и проведения профилактической работы с обучающимися и их родителями (законными представителями)  [5].

Основания для постановки на внутришкольный контроль несовершеннолетнего  или его семьи:

  • систематические пропуски учебных занятий без уважительных причин;

  • неуспеваемость;

  • грубое или неоднократное нарушение Устава образовательной организации или правил внутреннего распорядка;

  • причисление себя к неформальным объединениям  и организациям   антиобщественной направленности;

  • имеющееся отклоняющееся поведение;

  • предрасположенность к суицидальному поведению;

  • постановка на профилактический учет в ОУУП и ПДН несовершеннолетнего или его семьи;

  • семьи, находящиеся или признанные на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДНиЗП) в социально-опасном положении.

Минимальный срок постановки на внутришкольный контроль, так же как и на учет в ОУУП и ПДН составляет 6 месяцев и может быть продлен до устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, негативному влиянию со стороны. При постановке на внутришкольный контроль, разрабатывается план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей, исходя из имеющейся проблемы.  При необходимости социальный педагог совместно с представителями субъекта профилактики могут выйти в адрес проживания семьи с целью обследования их жилищно-бытовых условий.

При постановке ребенка на внутришкольный контроль осуществляется ряд действий:

  • сбор документации для формирования личного дела;

  • составление плана индивидуальной профилактической работы;

  • привлечение субъектов профилактики (при необходимости);

  • выход в адрес проживания семьи (при необходимости).

Многие родители негативно относятся к тому, что их ребенка ставят на внутришкольный контроль, находя ему оправдания или пытаясь найти виноватых вокруг, или не желая контактировать со школой, тратя свое личное время. Но надо понимать, что есть проблема, и с ней надо работать.

При взаимодействии с родителями (законными представителями) решаются следующие основные задачи:

  • формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы;

  • формирование психолого-педагогической культуры родителей;

  • развитие отношений доверия и уважения между родителями и детьми;

  • повышение воспитательного потенциала семьи;

  • поддержка родителей при возникновении вопросов семейного воспитания и взаимоотношений с ребенком.

Из опыта моей работы: обучающиеся и семьи, которые были поставлены на внутришкольный контроль (в том числе на учет в ОУУП и ПДН), чаще всего исправляются, не совершают повторных правонарушений, а это свидетельствует  о правильности и эффективности проведения  профилактической работы, верно выбранных методах.

В рамках профилактической работы проводятся систематические встречи с инспектором по делам несовершеннолетних, на которых ребятам рассказывают о наступлении административной и уголовной ответственности, последствиях употребления различных психоактивных веществ, необходимости быть ответственным гражданином.

rom-02

С целью просвещения родителей в школе проводятся тематические родительские собрания. На фото ниже представлено общешкольное родительское собрание по теме "Профилактика негативных проявлений" с участием сотрудника Управления по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

rom-04

Также профилактическая работа строится и со стороны медицинского персонала в рамках межведомственного взаимодействия субъектов профилактики района и города. Ежегодно в школе проводит беседы с подростками врач-нарколог районного наркологического диспансера.  Для мальчиков и девочек средней школы проходят беседы о самооценке и гигиене подростков. На фотографии -  лекция врача-педиатра для обучающихся подросткового возраста о здоровом образе жизни.

rom-03

У семьи и школы единая цель – воспитание гармоничной и достойной личности. Все трудности надо преодолевать вместе, слаженно работая в одном направлении. Только в таком режиме можно грамотно выйти из ситуации и двигаться дальше!

rom-05

 

 

Литература и источники

[1] Цит. по 200 цитат из книг Василия Александровича Сухомлинского  [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020.  URL: https://www.livelib.ru/author/237524/quotes-vasilij-suhomlinskij

[2] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

[3] Федеральный Закон от 24.06.1999 года №120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [Электронный ресурс]. Дата обращения 22.03.2019. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/

[4] Положение о совете по профилактике по ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга.  [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020.  URL: http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/polozhenije-o-sovete-profilaktiki.pdf

[5]Положение о постановке на внутришкольный контроль по ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга.  [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020.  URL: http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/polozhenije-vshk.pdf

 

Рекомендуемая литература

  1. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи, 2003

  2. Василькова М.Ю. Методика и опыт работы социального педагога, 2002 

 

 


Ссылка для цитирования:

Романова К.А. Проблемные семьи и взаимодействие с  ними: алгоритм действий и ожидаемые эффекты //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 8/2020. Семья и Школа: жизнь в согласии. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/romanova-k-a-problemnye-semi-i-vzaimodejstvie-s-nimi-algoritm-dejstvij-i-ozhidaemye-effekty

 

Дополнительная информация