Посадская О.В., Сорокина Е.К. Отец о воспитании двух сыновей и дочери

Посадская Ольга Владимировна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 72
Калининского района Санкт-Петербурга,

Сорокина Елена Константиновна,
учитель физики ГБОУ СОШ № 72
Калининского района Санкт-Петербурга  

 

Отец о воспитании двух сыновей и дочери

image5Хочется начать нашу статью с цитаты из романа “Бог мелочей” индийской писательницы Арундати Рой:


"Вообразите, что Земля, которой на самом деле 4 миллиарда шестьсот миллионов лет, - это 46-летняя женщина. Вся жизнь Земли-Женщины ушла на то, чтобы она приобрела свой теперешний вид. Чтобы разверзлись океаны. Чтобы воздвиглись горы. 

Земле-Женщине было 11 лет, когда появились первые одноклеточные организмы. Первые животные - медузы, черви и подобные им существа - возникли, когда ей было 40. 

Всего восемь месяцев назад, когда ей уже стукнуло 45, по земле ещё бродили динозавры. 

Вся известная нам человеческая цивилизация длится не более 2-х часов. Как доехать до соседнего города. 

Проникаешься благоговением (смешное слово - бла-бла-бла, го-го-го - подумала Рахель) и смирением, когда думаешь, что вся современная история - с её мировыми войнами, высадками на Луне, наукой, литературой, философией, стремлением к познанию - длится не дольше, чем один вдох Земли-Женщины. 

А мы с вами, милые мои, наша жизнь, длимся не дольше, чем миг - блик в её мерцающих глазах" [1].

К чему это?  Во-первых, и правда красивое и впечатляющее сравнение, прониклись благоговением? Во-вторых, все два часа жизни Земли-Женщины, и по сей день человечество выстраивает социальные институты, старается и так и эдак, ступенька за ступенькой идти по цивилизационной лестнице вверх.

Семья - это старт и основа для нашего жизненного пути, нашего наполнения как личности. 

Давайте сфокусируемся на семье Александра и Юлии Кислухиных.  Мы, учителя нашей школы, знаем Екатерину, Кирилла, Святослава Кислухиных не один год, учим и помогаем воспитывать, участвуем вместе  в разных  мероприятиях. 

Учитель может всё, почему бы не стать на время интервьюером. Отец семейства  Александр любезно согласился побеседовать с нами.

image4 

 

Распределение ролей в семье

 

Елена: У нас общество исторически такое, что воспитанием в основном занимаются женщины. Учителя в школе, воспитатели в детском саду. В семье обычная роль воспитателя – это роль мамы. Как вы считаете, насколько это правильно  и как в вашей семье распределяются эти роли?

Александр:   В целом, я согласен с данным положением, потому что до трех лет ребенку нужен больше всего материнский уход, ее руки, забота, нежность. Когда у ребенка в три года начинает формироваться логика и память, в этот момент ребенок начинает смотреть по сторонам и интересоваться, а где папа? Как раз роль отца становится очень важной и необходимой. Тогда отец должен быть рядом. Когда дети были маленькие и я уезжал в командировку, замечал, что дети спокойно воспринимают мое отсутствие.  Интерес какой-то истинный к отцу проявляется после трех лет. 

 

Важность отцовского участия

 

Елена:  А в более старшем возрасте? В школе учителя практически всегда женщины, нет учителей-мужчин. По физкультуре, как водится, трудовик. И получается такой немножко перекос в сторону женского воспитания. Да и в семье тоже чаще  воспитывают женщины. Насколько это правильно? Как вот этот перекос немножко  нивелировать, компенсировать.

Александр: Вопрос  очень непростой, хочется вроде в общем ответить, а не получается, потому что семья-то она индивидуальна. Могу рассуждать только из своего опыта. У меня был отец  до пяти лет, потом родители развелись. Поэтому у меня нет родительского сценария, что должен делать отец сам в семье. Строя свою жизнь, я частенько задумывался, как я буду воспитывать детей. Этот момент принципиально важен. Для меня это был  белый лист. У меня нет никаких установок отцовских, что должен делать отец, как я должен позиционировать себя по поводу общения с детьми, как детей вести во взрослую жизнь. Хотя этот момент всегда был интересен. То есть хочется же воспитать личность, дать ребенку какие-то навыки, чтобы он в обществе не чувствовал себя обделенным или неприспособленным. То есть моя задача как отца – это дать ребенку необходимые инструменты во взрослой жизни.

Ольга: То есть получается у вас не было готовой модели отцовства. Как вы  ее строили? За кем-то наблюдали, брали какую-то семью как образец или  художественную литературу, фильмы? 

Александр: Абсолютно верно.  Это собирательный образ, компиляция опыта соседей и  друзей, у которых были отцы. Наблюдал, кто как отношения выстраивает,  как решаются конфликтные  ситуации.  По мере взросления что-то принималось, что-то отвергалось или изменялось, так появилась своя позиция. 

 

Индивидуальный подход к детям

 

Ольга: Сначала в вашей семье появилась Катюша, доченька ваша чудесная, потом мальчишки-близнецы. Разница между детьми  сколько у вас?

Александр: Два года.

Ольга: С какого возраста вы уже понимали, что у детей разные характеры, разные психотипы  и им нужен индивидуальный подход?  Как в большой многодетной семье с маленькой разницей в возрасте каждому уделить внимание? 

Александр: Здесь у нас с супругой была договоренность, что это изначально индивидуумы растут. И никаких общих моментов быть не может. Каждый развивается по-своему.  Особенно это важно для мальчиков, мы их принципиально различаем. Частенько видели в детстве, когда детей близнецов одевают одинаково, и мы решили сразу их дифференцировать. Когда я заметил, что они разные… по мере взросления. В  три года дети начинают задавать вопросы и у каждого своя логика, своя философия, свой взгляд на вещи. Дети  постоянно меняются, и этот процесс тоже индивидуальный.

Ольга: Вы к этому готовы и спокойно относитесь?  Вы меняетесь вместе с детьми? Или вы над ситуацией?

Александр: Сложно сказать, зависит от ситуации. Ведь у нас, родителей, есть еще некоторые внешние факторы. Бывает на работе устаешь сильно или сложности какие-то. Приходишь домой, а ребенок нервничает. Тогда надо сначала самому перестроиться, чтобы ребенок раскрылся, а это не всегда просто.

image3

Взаимопонимание и прощение

Ольга: Вы можете у своих детей попросить прощения за что-то? Бывали такие ситуации?

Александр: Да, конечно. Это прямо необходимая часть, потому что родитель должен понимать, что он обычный человек. Здесь нет такого, что я сверх...

Елена:  Сверхавторитет?

Александр: Сверхавторитет или сверхчеловек. Конечно, родитель может с ребенком всегда удерживать какую-то превосходящую позицию, но тогда не будет получать от него обратной связи, потому что родитель закрыт изначально. А если родитель позиционирует себя, что я такой же, как и ты, просто с большим опытом, то получает обратно от ребенка взаимопонимание, поддержку, сострадание. Для меня открытием было, что когда детям рассказываешь о своих проблемах, то они эту поддержку, сострадание, возвращают обратно. Это как бальзам на сердце, насколько они могут тебя поддержать, успокоить, понять твои проблемы. В их возрасте столько мудрости, это дорогого стоит. 

 

Различия в воспитании мальчиков и девочек

Елена: Вот интересный вопрос. Есть такая крылатая фраза, что мама мальчика любит, а папа его воспитывает. А девочку, наоборот, мама воспитывает, а папа любит. У вас, получается, есть в семье и мальчики, и девочка. Ваше мнение по поводу ролей родителей в воспитания девочки и мальчика? Есть ли разница? 

Александр: Наверно в этом есть доля правды. Дочь есть дочь, и я ее люблю больше всех, само собой. Скорее это проявляется в поступках, невербально. Я всегда стараюсь дочери помочь. Я знаю, что сыновья справятся, а дочь хочется поддержать, посодействовать, дать то, что она  попросит. Аналогичную роль у меня супруга занимает к мальчикам, они у нее любимые. Она сыновей поддерживает, отзывается, откликается. 

 

Будущее детей и их адаптация 

Ольга: Значит, работает! Скажите, пожалуйста, ваши дети отличаются от других детей, они особенные в классе, особенные в школе, они гордость школы. Катя и мальчишки успевают в учебе, побеждают в конкурсах, чувствуется их интеллект. Они очень цельные втроём. Почему они такие разные по характеру, и тем не менее, они выделяются из детей своей общей целеустремлённостью, трудолюбием, кажутся взрослее своих сверстников?  Каково детям осознавать, что они особенные, может некоторый снобизм появляться или конфликты с одноклассниками? Как вы в семье своей говорите об этом? Или это вовсе вами не замечается?

Александр: Впервые слышу, что они выделяются чем-то из всех. Для нас это обычные дети, мы со своей стороны не видим чего-то особенного. Здесь вам виднее, вы наблюдаете весь класс целиком, есть с чем сопоставить. А для нас дети, как дети, изо дня в день, мы с ними общаемся, и мы не видим какой-либо разницы. Конечно, проявления  снобизма пытаемся пресечь. Было в детстве с 5 до 8 лет, ребенок говорил «Я самый умный» Я говорю, умный, и добавляй, пожалуйста, скромный еще. Я самый умный и скромный. Я самый хитрый и скромный. В шутку все обращалось, но больше я не видел похожих  перекосов. Для нас они обычные дети.

Ольга: Скажите, пожалуйста, как вы видите их будущее? Мы все видим своих детей успешными, образованными, хорошими людьми в первую очередь, с чётким пониманием внутри, что такое хорошо, что такое плохо. Вы столько вкладываете сил вместе со своей супругой, чтобы ваши дети выросли порядочными людьми. А что дальше? Как сделать так, чтобы  воспитание, это образование не замялось, не затопталось более активными или агрессивными, менее скромными людьми? Быть умным и скромным, насколько в данных реалиях это жизнеспособно?

Александр: Сейчас такое время, что трудно сказать, какие качества и знания будут актуальны. Например, изначально было важно, что дети в школе могут выучить два языка, немецкий и английский. Сейчас  ситуация изменилась, актуальность языков уже под вопросом.  В любом случае, дальше мы видим институт, поступление в ВУЗ. Это будет погружение в новую среду, с новыми сверстниками, где могут быть другие ценности. Главное пусть останутся такими же цельными личностями, вырастут собой.

Ольга: Дети более гибкие, чем мы, они легче, у них более адаптивная психика.  Если родителя рядом, они легко приспосабливаются к новым реалиям.

Александр: Да, безопасность, определенная зона комфорта – это важно. Сейчас это  основная задача для нас как родителей дать детям чувство защищенности. Дальше, когда в институт поступят, уже будет все по-новому.

Елена: Есть ли среди детей конфликты, споры? Со стороны  Кирилл и Святослав могут казаться замкнутыми, насколько они эмоциональны, когда между собой общаются? Как вы реагируете на ссоры?

Александр: Конечно, бывают взрывы,  они могут даже покричать друг на друга. Но они живые люди, и они имеют право на эмоции, и они должны проявлять эти эмоции. И когда они между собой спорят, то мы не вмешиваемся  до определенного момента. Мы можем поинтересоваться, в чем спор, у кого какая позиция, какое мнение у каждого. Помочь им справиться с конфликтом, найти компромисс.

 

Семейные традиции и совместное времяпрепровождение 

Ольга: Скажите, пожалуйста, какие семейные традиции, ритуалы есть в семье? Может, даты или места,  важные для вас, что-то, что не теряется в суете времен, бережно сохраняется из года в год?

Александр: Помимо основных праздников (дней рождения, Нового года), есть у нас семейный просмотр. Изначально мы с супругой выбирали фильмы, а дальше дети уже начали сами готовиться. Мы арендуем коттедж, дети выбирают фильмы, смотрим, потом обсуждаем.

Ольга: Это привязка к режиссеру или какой-то тематике? Фильмы исторические, философские, психологического плана?

Александр: Нет, скорее это фильм, который наибольший отклик  получил в душе, зацепил.

Ольга: Кто-то раньше посмотрел и для всех подготовил?

Александр: Да, сын недавно про барабанщика  принес фильм, мы смотрели, переживали вместе его эмоции. Узнал для себя много нового. Я не интересовался никогда этим направлением, а оказывается есть много действительно интересных вещей. После просмотра по-другому смотришь на музыкантов, это упорный труд, это годы на становление, на отработку навыков.  Когда дети приносят в твою жизнь что-то новое,  это действительно интересно, и ты начинаешь лучше понимать их. 

Елена: Важно, что родители просто поддерживают увлечения детей.

Александр: Да,  но и мы открываем для себя что-то новое. Это хорошая традиция, она мотивирует всех. Каждый может предложить какой-то фильм, так мы лучше узнаем друг друга.

Елена: У вас многодетная семья. Насколько это тяжело для родителей? Или наоборот, когда много детей, родителям проще?

Александр: Это всегда какое-то постоянное движение. В течение часа к тебе могут дети подойти 5-7 раз, то одно, то другое. 

Ольга: Это не утомляет иногда?

Александр: У нас есть детокс. Сейчас дети уже взрослые, самостоятельные, мы с супругой можем уехать куда-нибудь на выходные только вдвоем. Дети тоже ждут, когда родители наконец-то куда-нибудь смоются. У нас детокс и у них  детокс. / смеется/  Таким образом мы все энергией подпитываемся и приезжаем уже  отдохнувшие. И дети, опять же, по нам соскучились, и все рассказывают, как что...

 

Воспитание и спорт 

Елена: Для многих подростков, особенно, после 13-14 лет, родители резко перестают быть авторитетами. Они любое родительское слово принимают в штыки. Но я вижу, что в вашей семье это не так.  Откройте секрет, как вам удалось этого добиться.

Александр: Я был подростком, я знаю, что такое максимализм. По крайней мере, я знаю, что дети имеют право на яркие эмоции. Поэтому мы воспринимаем их такими, какие они есть.

Ольга: То есть вы стараетесь острые углы обходить, а  не точить их?

Александр: Да, это нормально, что они бурно реагируют. Для них важно «я сам, не надо мне указывать». И по факту мы видим, что когда мы их воспринимаем такими, какие они есть, то они почему-то слушают нас. Здесь, конечно, есть еще одна сторона, которая нам очень сильно помогает, это занятия спортом. Их там муштруют. Они занимаются до пяти раз в неделю, они уезжают на сборы. После сборов особенно заметно, что они ценят родителей. Здесь  идет работа  с трех сторон: мы, как родители, школа и спорт, тренеры. У нас очень-очень хорошие тренеры.

Елена: Они одним видом спорта занимаются?

Александр: Да, универсальный бой.  Катя недавно приняла решение уйти из спорта из-за травмы колена. Но, тем не менее, тренировки, спорт заставляют их выстраивать свой быт по-другому, дисциплинируют. Спорт помогает ребенку именно систематизировать и пересмотреть свое отношение к жизни внутри дома, внутри семьи, понять, что и от них много чего зависит.

image1

 

Воспитание и домашние обязанности 

Елена:  Вы так хорошо сказали по поводу того, что дети тоже люди, у них есть свои эмоции. Но все равно, как у родителей, у нас же есть обязанность не только любить, но еще и воспитывать. Где эта тонкая грань, когда ты как взрослый понимаешь, что ребенок сейчас творит какую-то дичь, пора это остановить. Как объяснить ему это так, чтобы это не стало назиданием? Где надавить, а где отступить? 

Александр: Когда мальчики ходили в садик, воспитательница, дала очень хороший совет: нельзя ребенка заставлять что-то признавать, давить. Повторять можно, закидывать камушки. И этот совет работает и по сей день. То есть нельзя просто прийти и сказать: «Я хочу, чтобы через пять минут ты сделал то-то». Мы же понимаем, что у ребенка есть свой план, свой распорядок, своя последовательность. И если я прихожу с какими-то своими инструкциями, то я этот распорядок нарушаю, ребенку стресс. Поэтому гораздо правильнее  сказать: «Я хочу, чтобы как только будет свободное время, вы сделали это». Не прямо сейчас, мгновенно.

Ольга: Получается, уважительная просьба. Мы опять вернулись к вопросу взаимного уважения. С этого начинался у нас разговор, если к ребенку относиться как к личности, это приносит плоды. Как ваши дети выполняют свои домашние обязанности? Как они у вас распределены? В нашей семье это сложный момент.

Александр: Опять же проговаривание, что надо что-то сделать.

 

Системность и роль матери 

Ольга: Системность. Во всем нужна системность. Я назначаю обязанность, но проходит двое суток, и я сама попираю свои слова. Системность, чтобы на уровне рефлексов  какие-то вещи зашли в них.

Елена: У меня другая проблема. Я делаю системно, но ребенок мои ценности не очень разделяет. Например, чистая  одежда. Все, мы договорились, он сам стирает свое белье. Но для сына абсолютно нормально ходить в грязном. То есть это только меня смущает, его нет. А если я сказала: «Это твое дело», надо выдерживать, но это очень трудно.

Александр: Вы понимаете, здесь у нас не хватает одного человека. Здесь вот супруга сейчас должна была моя сидеть. Поэтому системность, наверное, все-таки именно женская задача.

Ольга: То есть комендант  в семье должен быть?

Александр: Для формирования привычки, неважно, говорим мы про чистоту и аккуратность, мытье или чистку зубов, нужно многократное проговаривание. У нас на Юлии Викторовне это держится.

Ольга: То есть получается, 51 раз повторив, на 52-й  они все-таки этот маршрут отработают?

Александр: Да, да, да. Вы все правильно говорите. Все это, конечно же, материнская роль. Конечно, я тоже стараюсь помогать, важно поддерживать детей. Вот ходят они на тренировки… что там, как это, борьба? Я тоже записался на тренировки, оказалось, для меня открылся новый мир, единение со своими сыновьями, оказывается они действительно приходят уставшие, выкладываются полностью. Когда тебя бросают 10 раз подряд, ты думаешь, боже мой, когда это все закончится… И палец я сломал на этой же тренировке. Я понял, что это не мое, но  тем не менее, это единение, оно осталось. Они когда приходят, рассказывают, какие новые приемы они там выучили, и я их понимаю.

Ольга: Уважение к их труду, получается? То есть вы посмотрели, что внутри, и разделяете их интересы. Получается, надо вставать на ту сторону и пробовать.

Александр: Благодаря детям я много чего открываю заново. Недавно Святослав нашел книжку по живописи, импрессионизм, теперь всех основоположников знает. Я говорю, ничего себе, откуда ты знаешь? Показывает книжку, листаем, смотрим иллюстрации. И я понимаю, что мне это тоже интересно. 

 

Роль отца 

Елена: Получается, роль мамы больше хозяйственная, да? То есть, чтобы все были причёсаны, одеты, обуты, накормлены. А какая воспитательная роль папы тогда? 

Александр: Мне кажется, всё-таки, безопасность. Папа – это гарант безопасности психологической, физической, финансовой. Я должен гарантировать, что у меня семья защищена, что есть деньги в семье, все накормлены, одеты. Двери должны нормально все открываться-закрываться, замки должны работать, все должно функционировать. Это все моя роль и моя задача еще как-то пацанов к этому всему подтянуть, чтобы они тоже знали, где что-то отпилить и где что-то крепить.

Елена: Они с удовольствием  включаются?

Александр: Я вижу многих других детей, у которых отца нет. Они с удовольствием приходят, спрашивают. Но мои сыновья, им это не особо интересно. Но если я попрошу ребят, надо приколотить, надо сделать, конечно, они возьмут и сделают. Но не с удовольствием.

Елена: Я заметила, что у меня так же. У меня муж тоже очень хозяйственный. Мы ни разу не вызывали ни плотника, ни ремонтника. Он все делает сам. Но при этом чужие дети, когда он что-то мастерит, прямо тянутся к нему, хотят узнать. А сын не особо.

Александр: Да, это интересно. Поэтому, я думаю, что это должно быть погружение. Почему я начну делать это все? Потому что некому было больше.

Ольга: Но жизнь заставит, и они начнут.

Александр: В том-то и дело, что мне надо уйти куда-то, чтобы дома отца не было. Хочется, чтобы при живом отце дети это все делали, интересовались.

 

Отношения между родителями как основа воспитания 

Ольга: Александр, скажите, пожалуйста, отношения мужчина-женщина, теплота внутри пары, она нужна для воспитания детей,  для дальнейшего их мироощущения?

Александр: Это основа. Конечно мы иногда ссоримся, это нормально, и дети это видят. Но, гораздо чаще дети видят, что мы любим друг друга. Показывать свои чувства при детях это естественно. Потому что мы являемся примером при построении дальнейших отношений. Дети смотрят и учатся, как себя вести. Мне кажется, что это основа. 

 

Культура и вежливость 

Елена: И мальчики, и Катя, они очень вежливые. У меня душа всегда радуется. Святослав после каждого урока говорит мне «спасибо за урок». Кирилл тоже что-нибудь приятное скажет.

Александр: Я не знал вот этого.

Елена: Я сейчас иногда смотрю на детей, и мне кажется, дети какие-то стали менее воспитанные что ли. Могут позволить себе нецензурно выражаться при взрослых, хамить . Интересно ваше мнение, почему так? 

Ольга: Такое ощущение, что вы оторваны от времени.

Елена: (смеется) Как будто они немножко из 19 века, такой вот куртуазной эпохи. Замечаете ли вы это?

Александр: В какой-то момент, когда они начали из садика приносить мат, у нас появилось правило: дома говорим красиво и правильно. Мы отдыхаем дома. Мы  проговорили, в каких ситуациях ненормативную лексику категорически нельзя использовать, а когда это уместно. Со сверстниками, например, чтобы произвести впечатление. Потом прошло время, месяц-два, я слышу снова. Еще раз проговорили. Ну, раза 3-4.

Ольга: То есть вы не запрещаете, а вынесли за скобки? 

Александр:  Да.

Елена: Я в целом, про культуру общества. Не мусорить, уступать бабушкам место в транспорте и так далее.  Что могут делать родители, чтобы дети вели себя прилично?

Александр: Только собственным примером. Для этого надо, прежде всего, оказаться в такой ситуации. Ездить с ребенком в общественном транспорте, например. Здесь надо именно родителям работать над вежливостью.

Ольга: И мы снова с вами приходим к системности. Подводя некоторые промежуточные итоги, можно сказать: повторять, повторять, говорить, не жалеть на это сил, энергии. Своим примером показывать детям правильные модели поведения. И снова по кругу. Это реперные точки, основа. Немного  как дятлы,  повторять одно и тоже.

Александр: Камушки закидывать. Вроде все очевидно. Правильно говорите, что вроде бы все по-простому рассказывается, но...

 

Про  чтение 

Ольга: Иногда это не работает. Сколько бы я ни читала, сидя, лежа в любом состоянии, дети мои, не читающие. Обидно. Это же самое дешевое удовольствие, которое можно взять и получать бесконечно.

Александр: Это моя боль тоже, потому что я вижу, что Святослав любит книжки, а Кирилл, он так от раза к разу... Катя тоже  больше посмотреть, конечно.  Вопрос, конечно, что смотреть. Катя к экзаменам по видео готовилась.

Ольга: У вас такие замечательные дети, спасибо вам за них!

Александр: Это наш совместный труд, потому что вы помогаете как учителя, и мы стараемся как родители. 

image2

Перечитали интервью еще раз и ясно вспомнилась спокойная, доверительная  и непринужденная обстановка, которая сложилась сразу и оставалась до конца нашей встречи. 

 Как все просто, как всё сложно… 

 “Я никогда тебя не прощу! Я никогда этого не забуду!” И такие встречи были в  практике, такие горькие и жалящие душу слова и от детей, и от родителей. Узел непонимания затягивается, обиды прорастают вглубь и эта боль может очень долго сидеть внутри и мучить…

И, конечно, про семьи где каждый научился говорить три важных слова: “люблю”, “прости”, “спасибо” - и не терять смысла и важности этих слов, хочется знать больше.  Три важных слова, сказать их - есть сила характера, есть цельность личности. Но многие считают наоборот: “распускать нюни” негоже, надо держаться своей линии до упора и пусть все знают!  

Дорогие наши родители, любимые наши дети, все люди вокруг нас, всего лишь три слова вслух! Существует множество трудов и специалистов в области семейной психологии, но мы, авторы, позволим себе смелость озвучить такую простую и непростую формулу: 

ЛЮБЛЮ-ПРОСТИ-СПАСИБО. Земля-Женщина улыбнется, и  будет больше тепла и света.


Упоминание в тексте имен и фамилий моих учеников производится с разрешения родителей/законных представителей; 
фотографии из личных архивов участников  публикуются с разрешения владельцев.



Литература и источники

[1] Арундати Рой.  Бог Мелочей // Ридли.нет [Текст] URL:https://readli.net/bog-melochey/ 



Ссылка для цитирования

Посадская О.В., Сорокина Е.К.  Отец о воспитании двух сыновей  и дочери // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 13/2025. Семья и Школа: вклад в будущее. Спецвыпуск, посвященный Году семьи [Электронный ресурс]. Дата публикации 06.01.2025. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/posadskaya-o-v-sorokina-e-k-otets-o-vospitanii-dvukh-synovej-i-docheri

 

Дополнительная информация