Немного о занятиях рисования песком…

Попугаева Любовь Николаевна,

учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга

 

Немного о занятиях рисования песком…

В профессии мы уже не первый год и успели убедиться на практике в эффективности разных методик, технологий, программ. Работая с современными детьми, понимаем, что многие традиционные приемы и методы работы с детьми не дают прежнего результата. Связано это с тем, что в последние годы заметен рост количества детей с различными трудностями. Причины возникновения трудностей могут быть разнообразны. С сентября 2016 года вступит ФГОС для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), а это значит, что совсем скоро на плечи учителей может лечь еще один груз ответственности, когда дети с ОВЗ окажутся за партами общеобразовательных школ. К этому необходимо быть готовым, прежде всего, учителю начальных классов!

Перед учителем начальных классов, классными руководителями (в начальной школе нельзя отделить учителя от классного руководителя) встает целый ряд вопросов: как научить всех детей учиться, общаться друг с другом, взаимодействовать? Каким должно быть психолого-педагогическое сопровождение тех ребят, которые испытывают затруднения? Как создать ситуацию успеха каждому ребенку класса вне зависимости от его индивидуальных особенностей?

Формы работы классного руководителя с классом очень многообразны: это и классный час, и экскурсии, и конкурсы, и беседы, и праздники и многие другие. Классный руководитель может работать одновременно со всем классом, использовать групповой способ организации детей и индивидуальный. От того, как будет организовано взаимодействие классного руководителя с учащимися зависит и результат их взаимоотношений.

Данное занятие разработано в форме творческого занятия – творческой мастерской. Цель занятия гармонизация психоэмоционального состояния учащихся посредством рисования песком на световых столах.

Процесс рисования песком очень полезен для здоровья: способствует расслаблению и снятию напряжения, развитию мелкой моторики, образного мышления, внимания, воображения, фантазии, речевому развитию. Песок - это материал, который благодаря своей сыпучести, податливости притягивает и завораживает, снимает негативную энергию, отрицательные эмоции. Игра с песком - самая увлекательная, интересная для любого возраста.

Для организации занятия по рисованию песком важно создать условия в учебном помещении, а именно свет должен быть приглушенным (полумрак), столы для рисования должны стоять таким образом, чтобы ребята могли спокойно двигаться и перемещаться, высота столов должна соответствовать росту учащихся. Тогда ребятам будет удобно работать на протяжении всего занятия. При работе в положении стоя движения рук и тела свободны, дети чувствуют себя в безопасности.

Для реализации поставленных задач выбрана форма путешествия, создана игровая ситуация. Для обучения детей специальным приемам рисования используется словесное объяснение, показ и демонстрация, самостоятельная работа (при необходимости совместное выполнение движений на песке. Чередование различных видов деятельности и объяснение, воздействующее на разные каналы восприятия, позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Музыка – еще одна очень важная составляющая данного занятия. Релаксационная музыка способствует созданию психологического комфорта, она повышает настроение и помогает развитию эмоциональной и чувственной сферы. Возможность самостоятельно выбрать пару для работы необходимо для создания комфортных условий для творчества. Ребятам надо было поделить пространство так, чтобы не мешать друг другу работать на одном столе. Это иногда бывает непросто. Также на занятиях возможны задания, когда два учащихся создают единый образ в паре.

Занятия рисования песком на световых столах способствуют активизации инициативы ребят, их творческому самовыражению, знакомству с нетрадиционной формой рисования. В качестве рефлексии выступает прием, когда дети загадывают желания золотой рыбке. Данное занятие помогло учащимся познакомиться с нетрадиционным рисованием песком на световых столах.

Всегда после каждого занятия, урока, мероприятия с детьми, педагогу необходимо задавать себе вопрос типа: Что требуется изменить для повышения качества занятия? Что получилось, а что нет? Над чем еще необходимо работать для достижения высокого качества образования? Но ответы Вы получите, если попробуете провести занятия по рисованию песком на световых столах на практике. Для того, чтобы воспитать гармоничную творческую личность современному педагогу необходимо использовать все ресурсы и возможности учебно-воспитательного процесса, знать и уметь применять различные технологии, методы и приемы работы с детьми, быть открытым общению и взаимодействию со всеми участниками учебного процесса, готовым принимать всех детей вне зависимости от их особенностей, являться личным примером социальной активности, духовно-нравственных ценностей.

Дополнительная информация