Попугаева Любовь Николаевна. Развитие познавательного интереса учащихся через знакомство с историей и культурой Санкт-Петербурга

Попугаева Любовь Николаевна

Развитие познавательного интереса учащихся через знакомство
с историей и культурой Санкт-Петербурга

"Город - центр одноврrеменного культурного
притяжения и лучеиспускания, самое яркое
и наглядное мерило уровня ультуры..."
И. М. Гревс

Вопросы развития познавательного интереса подрастающего поколения являются очень значимыми для педагогического сообщества. Как сделать так, чтобы желание учиться, с которым приходят дети в первый класс, не угасало к концу обучения в школе? Как построить учебный процесс так, чтобы ребенок хотел учиться, получать новые знания, чтобы образование для него стало настоящим кладом на всю жизнь? Очень важно воспитать творческую личность, любящую свой народ, свой город, свою Родину, уважающую и понимающую ценность семьи и общества, любознательную, активную и заинтересованно познающую окружающий мир. Изучение истории и культуры родного города способствует общему, эстетическому и нравственному развитию учащихся. Нам, учителям, работающим в Санкт-Петербурге, предоставляется уникальная возможность, воспитывать молодое поколение в культурной столице нашей страны, в городе с большим культурно-историческим наследием. Особая роль Санкт-Петербурга заключается в том, чтобы пробуждать душу человека, воспитывать чувство собственного достоинства и гордости за свою Родину, развивать познавательный интерес учащихся.

Начальная школа – это фундамент, от крепости которого зависит дальнейший образовательный маршрут ребенка. Целью своей работы считаю формирование мотивационной сферы учащихся: развитие желания учиться с удовольствием. Для того чтобы достичь этой цели, я стараюсь использовать разные методы и формы работы с детьми, как на уроках, так и во внеклассной работе. Интегрированные уроки, экскурсии, праздники, тематические недели по предметам, конкурсы, викторины, проблемные ситуации на уроках, проектно-исследовательские технологии позволяют мне воспитывать любознательность и расширять кругозор учащихся. На своих уроках стараюсь использовать элементы развивающего обучения, главная цель которых вызвать эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Этому способствует петербургская тематика, которая интегрируется практически во все уроки.

О глубине, длине, скорости течения Невы ребята узнают на уроках математики при решении задач на движении. Изготавливаем фонари, которые украшают мосты города на уроках технологии. При изучении видов текста, пишем сочинения на уроках русского языка. На окружающем мире мы расширяем знания о Неве при изучении тем: "Части реки", "Водоемы нашего края", "Животный и растительный мир водоемов". Читаем и анализируем произведения о Санкт-Петербурге на уроках литературного чтения. Очень интересно проходят уроки, когда ребята самостоятельно сочиняют стихи. Вот одно из них, которое написала Мухина Елизавета:

Все знают город Петербург.
Он был всегда наш верный друг.
Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой
Или дожди стучат в окно
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем.
И он растет, и мы растем.

За счет интеграции материала у учащихся формируются предметные, метапредметные, универсальные умения и навыки.
Учитывая тот факт, что в программе начальной школы нет предмета истории и культуры Санкт-Петербурга, возникла необходимость во внесении изменений в план воспитательной работы класса, уделив особое значение петербурговедению.

В нашем образовательном учреждении воспитательный процесс осуществляется согласно Программе по созданию условий для воспитания школьников ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Главным в работе являются системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, реализующиеся через урочную, внеурочную деятельности и предполагающие использование различных форм и методов работы. Успех работы во многом зависит от педагога, его творческого подхода и заинтересованности в результате.

Классный час - одна из основных форм работы классного руководителя. На первом году обучения очень важно проводить тематические классные часы на темы "Город - живой организм", "Город и горожане", "Я иду по Петербургу", "Богатый и щедрый Санкт-Петербург" направленные на формирование понятий "семья", "школа", "город", "горожане". Формирование понятий "транспорт", "здания", "библиотека", "театр", "музей" происходит во время практических занятий и творческих мастерских. Ребята с удовольствием лепят, конструируют различные здания. На занятии "Сказочный наряд Санкт-Петербурга" мы создали модель решетки Михайловского сада. Изучая природные особенности Санкт-Петербурга, ребята выполнили в подгруппах коллаж "Деревья и кустарники".

Особое место по ознакомлению с городом занимает экскурсионная работа. Дни музея стали неотъемлемой частью школьной жизни. На первых годах обучения в начальной школе целесообразно знакомить с главными достопримечательностями города: Петропавловской крепостью, Адмиралтейством, Дворцовой площадью, Зимним Дворцом, Стрелкой Васильевского острова.

В 3-4-ых классах необходимо подбирать более узкую тематику для, экскурсионных выездов, требующих от младших школьников определённых знаний. С 2008 года наша школа сотрудничает с государственным музеем-памятником "Исаакиевский собор" по программе "Музей - школе". Занятия включают не просто пассивное посещение соборов, но и творческие задания, и проекты. Такая возможность участия у нас появилась за счет часов программы дополнительного образования "Прогулки по Петербургу".

Праздничные концерты, встречи с ветеранами и жителями блокадного Ленинграда, литературно-музыкальные композиции, посвящённые нашему городу, библиотечные уроки, создание выставочных экспозиций, конкурсы рисунков вызывают эмоциональный отклик у ребят и сопричастность к общему делу. Поэтому очень важно участвовать не только в классных, но и в школьных, районных и городских мероприятиях.

У учащихся 2-3 классов Калининского района есть возможность, принять участие в районной досуговой программе "Невский маршрут", состоящий из трёх этапов "Чистый город", "Петербургский этикет", "Чудесный город". В прошлом году мы попробовали свои силы в этой программе. Я увидела, что наша работа была продуктивной. Ребята добились успехов. В двух этапах мы были победителями.
 
Уникальность значения ознакомления с историей и культурой Санкт-Петербурга заключается в том, что оно способствует формированию целостной картины мира, мотивирует к познанию и творчеству, связано с практической жизнью школьников, объединяет знания по русскому языку, немецкому языку, литературному чтению, окружающему миру. У учащихся формируется ценностное отношение к наследию Петербурга и желание бережно относиться к городским объектам, совершенствуются умения работы с различными источниками информации.

Презентация к публичному докладу

 

Дополнительная информация