Попугаева Любовь Николаевна. Конспект урока по внеклассному чтению на тему "Л.Н.Толстой "Косточка""
- Подробности
- Категория: Выпуск 1
- Опубликовано 02.08.2013 08:32
- Автор: Administrator
- Просмотров: 13169
Попугаева Любовь Николаевна
Конспект урока по внеклассному чтению на тему "Л.Н.Толстой "Косточка""
(3 класс, 2012 )
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: создать условия для самостоятельного формулирования детьми идей рассказа.
Задачи урока:
- ОБУЧАЮЩИЕ: Обучать осмысленному и вдумчивому чтению.
- РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать способность высказать собственное мнение по определенному вопросу.
- ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: Воспитывать чувство сопереживания, умение прощать.
Педагогические технологии: На уроке используется проблемно-диалогическая технология, технология оценки (самооценка).
Дидактические материалы и средства обучения: Электронные образовательные ресурсы (презентация в формате PowerPoint).
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.
Этапы урока
1. Организованное начало урока (2 минуты)
(Слайд 1)
Сегодня у нас необычный урок чтения. Как вы думаете почему?
На протяжении всего урока у нас будут помощники. Они у вас лежат на партах.
(Слайд 2 - Эмоции )
– Эмоции у человека отражаются на лице в зависимости от настроения, ситуации, в которой находится человек. Эмоции бывают положительные или отрицательные. Сейчас вы на уроке, для вас не совсем обычном, поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению.
2. Создание проблемной ситуации
– Мы начинаем путешествие по одному произведению Л.Н.Толстого
(Слайд 3 - портрет Л.Н.Толстого)
– Что вы можете сказать о Л.Н.Толстом?
– Л.Н. Толстой писал для взрослых и для детей.
– Какие книги он посвятил детям?
– Почему короткие рассказы для детей Л.Н. Толстой собрал в одну книгу, назвав ее "Азбукой"?
– Во времена Толстого не было возможности обучаться в школе. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для сельских детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Л.Н. Толстой написал "Азбуку".
(Слайд 4 - старые фотографии)
Он создал свою систему обучения крестьянских детей. Мальчишки и девчонки всегда с радостью бежали в школу, с увлечением читали произведения, специально написанные для них. Толстой был не только великим писателем, Л.Н. Толстой называют величайшим педагогом. Среди произведений, которые Л.Н. Толстой сочинил для детей, была и "Косточка".
– Прочитайте подзаголовок.
– Как вы понимаете слово "быль"?
(Слайд 5); (Слайд 6)
3. Чтение рассказа (запись)
(Слайд 7)
– Вам понравилась быль?
– О ком рассказ?
– Что хотел сказать автор?
(Слайд 8)
– Ребята, кто автор произведения?
– Великий писатель, педагог, хотел сказать, что врать стыдно, без разрешения брать нельзя. Вам по девять лет, неужели вы этого не знали? А сливы до сих пор ели с косточками?
– Получается, великий Толстой зря написал рассказ?
Я вам предлагаю сегодня попробовать ответить на вопрос: Для чего Л.Н.Толстой написал "Косточку"? Что он хотел сказать читателям?
4. Работа над текстом
4.1. Образ главного героя
(Слайд 9)
Прочитайте быль (жужжащее чтение)
– Кто в рассказе главный герой?
– Он вам понравился?
– Ваня положительный герой?
– Как вы думаете, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения?
– Почему же он съел сливу?
– Ответьте словами автора.
– Вы обратили внимание, как Л.Н. Толстой показывает нам, что Ване хотелось слив?
– Опишите, каким вы представляете себе Ваню.
– Выберите карточку, которая показывает, с каким настроением Ваня ходил вокруг слив.
– Как вы считаете Ване слива понравилась?
– Он распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему? (докажите словами автора)
– Выберите карточку, с каким настроением он мог быть, после того, как не удержался и съел сливу.
4.2. Образ семьи.
Работа в группах
– Теперь я приглашаю вас в гости. Представим, что мы в семье у Вани, собрались за обеденным столом.
– Как вы думаете, кто сидел за обеденным столом?
– Мы можем точно сказать, сколько человек в семье у Вани?
– Давайте договоримся, что у Вани были….
– Вы член семьи Вани. Распределите роли. Попробуйте разыграть ситуацию (надо выяснить, кто съел сливу) или чтение по ролям.
4.3. Работа по иллюстрациям
(Слайд 10)
а. Иллюстрация к книге, выпущенной в 1960 году
б. Иллюстрация к книге, выпущенной в 1990 году
– Сравните, какая иллюстрация соответствует вашему представлению о героях.
– Почему на одной все улыбаются, а Ваня – плачет? А на другой все серьезные, а Ваня отвернулся от стола?
– Художник этих иллюстраций Алексей Федорович Пахомов, он иллюстрировал рассказ Толстого в разное время.
– Почему же иллюстрации разные?
Давайте вернемся к нашему ряду Ваниных эмоций. Посмотрим, как менялось настроение дальше.
– Почему Ваня покраснел? (положить картинку)
– Почему побледнел? (выложить картинку)
– Чему же радуется семья на первой иллюстрации? Тому, что Ваня без разрешения взял сливы?
Вывод по проблеме.
– Как вы поняли, зачем отец за столом завел этот разговор ?
– Когда все засмеялись, какой был смех?
– Что можете сказать о семье Вани?
4.4. Работа с пословицами
(Слайд 11)
В дружной семье и в холод тепло.
Добрая семья прибавит разума-ума.
– Какая пословица больше подходит к данной семье. Почему?
Стихотворение о семье
(Слайд 12)
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
– Теперь мы можем предположить, зачем Л.Н.Толстой написал "Косточку"?
(Слайд 13)
Итог
– Я семью представила в виде руки. Почему?
– На листе бумаги обведите руку, на каждом пальчике напишите, чему учит это произведение.
– Оно написано в 1872 году, но интересно и полезно нам.
– Выберите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас, и прикрепите на доске .
– Спасибо.
Презентация к уроку по внеклассному чтению на тему "Л. Н. Толстой. Косточка"