Попугаева Любовь Николаевна. Использование интерактивных моделей и модулей на уроках математики в начальной школе

  • Печать

Попугаева Любовь  Николаевна

Использование  интерактивных моделей и модулей на уроках математики  в начальной школе 

(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013)

Современный урок должен быть не только интересным, познавательным, он должен учитывать интересы учащихся, побуждать их к творчеству.

Признаком времени можно считать также то, что в современной школе дети получают большой объём информации. В связи с этим, формы представления учебного материала, их разнообразие и доступность  становятся более актуальными. (1)

В возрасте 6-8 лет у детей преобладает  наглядно-образное мышление, поэтому в начальной школе всегда требовалось много наглядности и особых приемов для удерживания внимания современных школьников. Ведь знания, которые учитель доносит до учеников, можно представить  в виде иллюстраций, видеороликов, таблиц, игровых математических моделей. (2)

 Древняя мудрость гласит: 

           «Скажи мне, и я забуду.
             Покажи мне, и я смогу запомнить.
             Позволь мне сделать самому,
             И это станет моим навсегда».

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют учителю показать, а  ученику - сделать самому. Данные технологии работают на любом уроке и на любом его этапе: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Немецкому математику К.Ф.Гауссу приписывают высказывание: “Математика - наука для глаз, а не для ушей”(3) (4). И поэтому я хочу раскрыть тему работы компьютерных технологий на уроках математики.  

У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое концентрируется, когда ему интересно. Использование анимации, цвета, звука усиливает внимание учащихся.  Появление на экране знакомых литературных  и мультипликационных героев активизирует познавательную деятельность. Особенно, если эти герои начинают говорить, давать задания. (слайд)

Например в первом классе, при изучении числа девять можно использовать такую модель: на экране появляется заяц, начинает говорить, у детей активизируется внимание, а герой дает задания, ребята с удовольствием его выполняют, выдвигают версии, одну из которых можно проверить также с помощью зайчика.

При проведении устных работ компьютерные технологии дают возможность оперативно предъявлять задания, актуализировать необходимые на данном уроке знания,  корректировать результаты. При проведении устного счета  можно использовать не только текст, но и картинки  - изображения предметов, которые появляются, исчезают, удваиваются или делятся на какие-либо части. Это позволяет детям быстрее представить себе действие и произвести его в уме.Такая работа экономит время, позволяет решить большее количество  учебного материала.(слайд) Здесь я хочу продемонстрировать модель  к уроку по теме “Решение задач”, где обращается внимание на слова и фразы в тексте задачи, которые помогают выбрать действие. Следующий слайд показывает как можно быстро дать задания и проверить их.

Курс математики в начальной школе содержит  большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: величина, форма, число и многие другие. Здесь на помощь тоже может прийти мультимедийные технологии  со своими  возможностями: форма, направление движения, пространственные отношения  и многие другие понятия учитель может “визуализировать”, а школьник -  увидеть своими глазами. Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают более высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными моделями и схемами.

Мы все работаем  с  программой PowerPoint, она наш помощник, но не все ресурсы нам знакомы, не все мы используем. Если проявить неформальный подход, то можно с помощью этой программы превратить обычный урок в увлекательную обучающую  игру. Например, в учебниках к задачам на движение приводятся рисунки, таблицы, чертежи, но не хватает в них самого главного - движения. Можно создать интерактивную модель для демонстрации текстовых задач. Следующий слайд нам демонстрирует, как возможные эффекты анимации позволяют показать учащимся различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных направлениях,   вдогонку, с отставанием, движение в одном направлении из одной точки. Показать траекторию движения (например, прыжок разных животных)  Применение динамических презентаций является наиболее  эффективным методом для создания эмоционального и умственного равновесия на уроке.

Особенно эффективным представляется использование компьютера при изучении тем из курса геометрии: помогает  представить разнообразие фигур (плоские, объемные), выделить лишнюю фигуру по какому то признаку, сгруппировать. (слайд)

С помощью анимационной презентации легко объяснить периметр многоугольника.(слайд)

Хорошо применять наглядный электронный материал по сравнению периметров и площадей фигур. С помощью компьютерных приложений можно накладывать одну фигуру на другую, сравнить какая из них больше, делить прямую на отрезки, делить фигуру на квадратные сантиметры.

Я знаю, что еще успешно применяются математические командные игры, такие,  как “Морской бой”, где в каждом квадрате с корабликом спрятана задача или пример, при решении которых наносится удар противнику. Если решение правильное, то корабль ранен  либо убит, если кораблик состоит из одной ячейки, т.е. из одной задачи.

Используя возможности программы можно демонстрировать дидактический материал не только в режиме показа, но и в рабочем режиме. Такое наглядное применение удобно при работе с темами: “Часть и целое” в 1 классе, “Доли” и “Дроби” 2, 3 классах.(слайд)

Применение ИКТ на уроках математики также  способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро. Компьютер используется как тренажер для отработки определенных навыков, например, устных приемов вычисления.  Тестирование  с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний  учащихся, сразу получить результат. У ребят есть возможность вернуться к проделанной работе и проанализировать ошибки. Для этих видов работ требуется компьютер на каждого ученика.

Таким образом, уроки с использованием ИКТ позволяют :

- повысить качество усвоения материала;
- сделать материал понятным и доступным для учащихся;
- регулировать объем и скорость выводимой информации.

Тем самым, ИКТ работают и на учителя,  и на ученика и позволяют добиться больших успехов в обучении.

Литература и источники

(1) Обучение как способ организации педагогического процесса // Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр "Академия", 2002. (в Интернете - http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas3.html )

 (2) Каллаур Н.А., Герман Ю.В. Методика обучения математике учащихся средней школы с помощью информационных технологий // Библиотека Брестского государственного университета - http://lib.brsu.by

(3) Цит.  по Чернышова Н.С.  Использование ИКТ для повышения качества знаний и для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по математике. // На сайте Профистарт - http://www.profistart.ru/ps/blog/4150.html

(4) Персональный сайт учителя математики и  информатики г.Ноябрьска Зайцевой  Ирины Александровны -  http://zaitseva-irina.ru/html/f1129470577.html

 


 

Презентация к докладу

 


 

Видеозапись доклада