Попугаева Л.Н. Песочная “терапия”: целевые группы, методики и результаты

  • Печать

Попугаева Любовь Николаевна
учитель начальных классов

 

Песочная "терапия": целевые группы, методики и результаты

"Детское, подростковое и взрослое
творчество в песочнице  - это возможность
изменить мир внутри и вокруг себя 
с лёгкостью, естественно и игриво"
Гокина Л.А., действующий психолог [1]

 

Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования определило цель образования как развитие творческого потенциала личности. Современному обществу требуется интеллектуально развитая, деятельная, творческая личность, способная воспроизводить духовный потенциал России. Сегодня государство стремится расширить образовательное и воспитательное пространство через организацию внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. Внеурочная деятельность обладает определенным потенциалом, так как характеризуется возможностью свободного выбора той или иной программы, учитывает возрастные и личностные особенностей, а также интересы и предпочтения каждого школьника, представляет возможность взаимодействия с педагогом и сверстниками в различных видах деятельности, позволяет расширить кругозор и эрудицию младших школьников. Проблема воспитания подрастающего поколения в современных условиях требует от педагога поиска новых подходов, позволяющих эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс. Именно внеурочная деятельность позволяет применять на практике новые технологии, приемы и методы работы с детьми [2].

В последние годы заметен рост количества детей с различными трудностями обучения на начальной ступени обучения в школе.  К этой категории детей можно отнести гиперактивных детей, детей с неустойчивым вниманием, медлительных детей, которые с трудом успевают за темпом урока, детей с задержкой психического развития, задержкой речи, немало детей с различными неврозами. Причины возникновения трудностей могут быть разнообразны.  Сведения о трудностях подтвердились не только личными педагогическими наблюдениями за детьми и беседами с родителями, но результатами психолого-педагогического и логопедического обследования специалистами службы сопровождения школы.

Передо мной как учителем начальных классов встал вопрос: как научить всех детей учиться? Каким должно быть психолого-педагогическое сопровождение тех ребят, которые испытывают затруднения? Как помочь пройти путь обучения в начальной школе, не потеряв интереса к учебе, веру в себя и свои силы, без ущерба здоровью? Как создать ситуацию успеха каждому ученику класса вне зависимости от его индивидуальных особенностей?

Ответ на свой вопрос я нашла, реализуя программу внеурочной деятельности "Творческая мастерская". Это программа предусматривает проведение занятий с использованием технологий арт-педагогики - обучение рисованию песком на световых столах.  Во-первых, содержание деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности. Во-вторых, этот метод полностью отвечает принципу здоровьесбережения. Условия организации занятий в рамках внеурочной деятельности позволяют организовать работу в небольших подгруппах. Многие ребята быстро утомляются и устают работать в условиях классно-урочной системы, при этом с удовольствием идут на контакт и активно занимаются в малых подгруппах. В свою очередь, это способствовало   улучшению эмоционального состояния учащихся, развитию коммуникативных навыков, навыков взаимодействия друг с другом. В-четвертых, данная технология позволяет повысить интерес и мотивацию к знаниям, создать ситуацию успеха, уверенности в своих силах и возможностях.

Песок - это материал, который благодаря своей сыпучести, податливости притягивает и завораживает. Игра с песком - самая увлекательная, интересная для любого возраста. Ребенок с удовольствием начинает рисовать песком, при этом включаются эмоциональные, психические, физические процессы, дыхание становится спокойным, движение рук и всего тела плавным, внутреннее состояние гармоничным.

На занятиях дети рисуют стоя - так у них появляется больше свободы движений. В этой позе ребята чувствуют себя в безопасности. Рисование двумя руками способствует стимулированию работы двух полушарий головного мозга. Что в свою очередь способствует восприятию целостной картины мира и развитию гармоничной личности. Рисование песком происходит под приятную музыку в полумраке. Появляется атмосфера волшебства и магии. Музыка повышает настроение и помогает развитию эмоциональной и чувственной сферы. Один из основателей метода рисования песком Карл Густав Юнг считал: " …при игре с песком активизируются возможности самоисцеления,  заложенные в человеческой психике" [3].

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования. Они утверждают, что песок забирает негативную энергию, снимает напряжение, способствует расслаблению, несет гармонию и успокоение  [4]. Создавая песочную картинку, ребенок уходит в себя, что дает возможность расслабиться и отдохнуть. В таком состоянии снимаются стрессы, психическое напряжение, депрессивное состояние, уходят "зажимы". С помощью рисования песком можно избавиться от страхов, фобий, успокоиться, гармонизировать внутренний мир.

Применение технологии рисования песком позволяют развивать: тактильные ощущения (способствуют возникновению эмоционального комфорта), координацию движений, мелкую моторику рук (через стимуляцию пальцев рук развивается мозг), речь, фантазию, внимание, образное мышление, раскрывает творческий потенциал.

Развивая воображение, у ребенка развивается способность создавать новые образы. На занятиях ребята учатся изображать предметы по памяти, рисуют сюжетные картины, передают движения человека, животных, их эмоции, наблюдают за явлениями природы, передавая посредством рисования песком. Часто ребятам представляется возможность придумать свой образ, проявив фантазию. Как говорит одна народная пословица «Без воображения нет соображения». Поэтому данные упражнения способствуют развитию мыслительной деятельности.

Применяя технологию рисования песком, я убедилась на практике, что данный метод арт-педагоги может помочь обучению детей в школе. Особенно полезно рисование песком для гиперактивных детей - в процессе творчества они успокаиваются, освобождаются от лишней энергии, развивается эмоционально- волевая сфера, они учатся понимать себя. У ребят с задержкой психического развития рисование песком стимулирует развитие речи, мышления, познавательного интереса, памяти и внимания. Они учатся мыслить логически и образно.

Вопрос о том, каким вырастет ребенок, следующее поколение, всегда волновало такие социальные институты как семью, школу, государство. И мне небезразлично, какими вырастут ребята, которые сейчас сидят за партами в моем классе, какими они будут выпускниками начальной школы? В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определен "Портрет выпускника начальной школы":

  •  любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  •  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  •  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  •  владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  •  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  •  доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою точку позицию, высказывать свое мнение;
  •  выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. [5]

К концу обучения в начальной школе у ребят формируется круг интересов к определенным предметам, формируется умение учиться, воспитывается определенный уровень самостоятельности и ответственности, развиваются устойчивые качества личности, закладываются этические нормы и основы нравственности, складываются межличностные отношения со сверстниками, формируется культура взаимодействия и сотрудничества. Для того, чтобы воспитать гармоничную творческую личность современному педагогу необходимо использовать все ресурсы и возможности учебно-воспитательного процесса, знать и уметь применять различные технологии, методы и приемы работы с детьми, быть открытым общению и взаимодействию со всеми участниками учебного процесса, готовым принимать всех детей вне зависимости от их особенностей, являться личным примером социальной активности, духовно-нравственных ценностей.

 

Литература и источники

[1] Гокина Л.А. О пользе песка для детей и взрослых // Психология и жизнь // URL: http://psihologia.ucoz.com/news/o_polze_peska_dlja_detej_i_vzroslykh/2010-07-16-5

[2] Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с. // URL:

http://dopedu.ru/attachments/article/528/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_2014.pdf

[3] Цит. по Рогова Ольга. О методе "Песочная терапия" // URL:

http://www.rogovaolga.ru/pesochnaya_terapiya.html

[4]   Соснина М.В. , Гробенко Т.М. Sand Art технология // URL: http://16.tvoysadik.ru/info/2077

[5] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, изменения – Приказ Минобрнауки России от 18.05.2015 №507) // URL: http://www.prikrmk.sfedor.ru/fgos/1529-standart.html или URL:   http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/922


Все материалы комплексной публикации

Попугаева Л.Н.   Песочная "терапия": целевые группы, методики и результаты

Приложение 1. Эпизоды работы. Работы детей
Приложение 2. Занятие в творческой мастерской. Эпизоды, приёмы, работы